Употребление в речи видовых пар глаголов, возвратных глаголов

3) При подготовке к занятиям необходимо (сосредоточивать — сосредотачивать) внимание на главном. 4) За применение новых методов работы коллектив предприятия не раз (удостоивался — удостаивался) высоких наград. ♦ Замените глаголы несовершенного вида глаголами совершенно Го вида (эти глаголы должны составлять видовую пару). 1) Я быстро решаю задачи по геометрии. 2) Бабушка часто рассказывала свои сказки. 3) Он иногда заканчивает сочинения раньше других. 4) Мы всегда телеграфируем родным перед приездом. 5) Я долго делаю работу по дому. 6) Она обычно кладёт всё на свои места. 7) Тут часто пробегали спортсмены. 2. «Шутке — минутка» ♦ Прослушайте, скажите согласны ли вы с Витей? Витя приводит на уроке примеры глаголов совершенного вида. — Отрубил, приехал, записал — совершенный вид,— говорит он. — а заболел к какому виду отнесём? — спрашивает его учительница. — Заболел — несовершенный вид,— нашёлся Витя.— Во-первых, заболел, но не умер — значит, действие ещё не закончилось, а во-вторых, тот, кто заболел, может ещё и поправиться. ♦ Определите, к какому виду относятся глаголы-омонимы. 1) Больной походил и лёг. 2) Характером он походил на отца. 3) Он зашёл в библиотеку почитать новинки. 4) Дети должны почитать своих родителей. 5) К вечеру рабочий сносит все дрова в сарай. 6) Течение сносит лодку. 3. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя) VI. Рефлексия
. Подведение итогов урока
Проверка уровня усвоения темы: выполнение тестовых заданий (устно) 1) В каком ряду глаголы относятся к одному виду? А) люблю, придумывал, работать, спел; Б) заснул, открылся, бегите, ищу; В) вспомню, покорми, прошёлся, увижу; Г) вылез, зажмурился, подрабатывал, ем.

2) В каком ряду все глаголы являются переходными? А) лягу, помогу, уберу, сделаю; Б) учу, узнаём, принесите, сочиняю; В) встать, ползти, сплетничать, синеть; Г) танцуешь, смущаться, выбрать, несу. 3) В каком варианте ответа грамматические признаки глагола указаны правильно? А) Промолвила — глагол совершенного вида, в прошедшем времени, в 3-м лице; Б) искать — глагол несовершенного вида, переходный, возвратный; В) надеется — глагол непереходный, 3-е лицо, единственное Число; Г) шуметь — глагол I спряжения, в неопределенной форме. VII. Домашнее задание
1.

Выучить теоретический материал учебника по теме урока. 2.

Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя. 3.

творческое задание (по выбору учащихся): написать лингвистическое сочинение-миниатюру (8-10 предложений) «Похвальное слово глаголу».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент