Цель: дать ученикам понятия сказки как фольклорного жанра, рассмотреть строение и разновидности сказок, раскрыть национальный колорит украинской сказки; ознакомить учеников с народной сказкой «О правде и несправедливости», помочь ученикам осознать народное представление о добре и зле, смешном и страшном, красивом и безобразном, сосредоточить внимание детей на моральных акцентах сказок: борьбе добра и зла, красивого и безобразного; формировать навыки выразительного чтения сказок, нахождение и выделение в текстах тех или иных отрывков, комментирование их; воспитывать человека-гуманиста, положительные черты характера, желание создавать добро.
тип урока: урок усвоения и осознания нового материала.
Оборудование: выставка сборников украинских народных сказок и сказок других народов мира; иллюстрации к сказкам; видеофрагменты сказок.
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа по вопросам:
- С какими произведениями устного народного творчества вы знакомы еще с детства?
- Кто рассказывал или читал вам сказки?
- Какие сказки вам запомнились с детства?
- Как вы думаете, почему именно народные сказки рассказывают маленьким деткам?
- Чему учат сказки?
- А какие сказки популярны в вашей семье?
III. Восприятие и осознание нового материала
1. Объявление темы, цели урока и их мотивация. Слово учителя.
У каждого народа есть свои традиции, свои обычаи, свои духовные ценности. Ими живет народ, на них воспитывает свое подрастающее поколение. И от того, какими есть эти моральные ценности, зависит то, каким вырастет поколение, какие поступки будет осуществлять, о чем будет заботиться.
У каждого из нас еще сызмала является верным спутником народная сказка, которую читали нам на волшебной палитре мамы, бабушки. А они, в свою очередь, слышали их от своих бабушек. И так сказка передавалась из поколения в поколение, неся свою неповторимость, самобытность, свой яркий национальный колорит. Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из таких сказок, на ее основе выясним, что такое народная сказка, каково ее строение, а также рассмотрим виды сказок. Также проявим, чему учат народные сказки, на каких моральных чертах они акцентируют внимание читателя.
•2. Работа в тетрадях. Запись даты, темы урока.
•3. Беседа с учениками по вопросам:
- Чем сказки отличаются от других произведений, например, рассказов?
- Все ли события, которые происходят в сказке, являются реальными?
- Кто является главными героями сказок?
- Каково строение сказки?
- Так что же такое, по вашему мнению, сказка?
Ученики самостоятельно формулируют определение сказки.
4. Рассказ - итог учителя.
Вы, дети, правильно заметили, что сказка - один из основных жанров народного творчества, повествовательное произведение, в котором речь идет о выдуманных событиях. Сказка имеет свои особенности строения (зачин, концовка, повторы, связанные с символикой чисел). Рассказ сказки развернут, с драматическим напряжением событий, которые заканчиваются счастливо, победой добра над злом. Делятся на сказки о животных, социально-бытовых и фантастических.
Персонажи сказок о животных олицетворяют определенные черты характера, хитрая лисица, недалекий волк, боязливый заяц, мешковатый медведь.
Особенностями фантастических сказок являются сюжеты о борьбе со змеем, добывание предметов с волшебными свойствами (живая вода, меч-кладенец, шапка-невидимка). Героям фантастических сказок, таким, как Котигорошко, Иван - крестьянский сын, ему присуща необыкновенная сила, сообразительность, изобретательность, настойчивость в достижении цели.
В центре социально-бытовых сказок - отношения между людьми, богатство и бедность, честность и непорядочность. трудолюбие и безделье, щедрость и скряжничество. Социально-бытовые сказки, сюжеты которых взяты из повседневной жизни, сосредоточены на морально-этических проблемах. Героями их выступают бедный селянин, сообразительный наймит, мудрая девушка, персонифицированные образы - Судьба, Счастье, Горе, Правда, Несправедливость.
5. Работа в тетрадях. Запись определения сказки. Строение сказки. Виды сказок.
Сказка - повествовательное произведение, преимущественно небольшое по размеру, в котором речь идет о выдуманных событиях.
Строение сказки: зачин, основная часть концовка. Присущи повторы, связанные с символикой чисел.
Виды сказок: фантастические, социально-бытовые и сказки о животных.
IV. Работа над сказкой «О правде и несправедливости»
•1. Выразительное чтение сказки учениками.
•2. Беседа по тексту сказки
- 1) Как начинается сказка? Прочитайте зачин. Присущ ли такой зачин для сказок? («Жили когда-то два брата: один богатый, а второй бедный, что не говорить...» Такой зачин присущ многим украинским сказкам).
- 2) Кто являются главными героями произведения? (Богатый дядя и его бедный племянник.)
- 3) О чем заспорили дядя и его племянник? (Как лучше жить: правдой или несправедливостью.)
- 4) Почему богатый дядя уверен в том, что сейчас правды нет, что везде властвует несправедливость, а его племянник, несмотря на свою бедность, уверен, что по правде жить легче?
- 5) Куда отправились дядя со своим племянником?
- 6) Кого они встречали на своей дороге? Какие ответы они получали от них?
- 7) Почему племянник вынужден был отдать весь свой скот дяде? Как ему жилось после этого?
- Как вы относитесь к поступку дяди, когда он забрал у мальчика весь его скот? Не мог бы он поступить как-то иначе? А как бы вы совершили в данном случае?
- 9) Что есть фантастическим в этом произведении? Найдите и зачитайте нужный отрывок?
- 10) О каких чертах характера мальчика свидетельствует этот отрывок?
- 11) Чего смог достичь мальчик своим умом, смелостью, рассудительностью?
- 12) Каким, по вашему мнению, был из мальчика король? Из чего это видно?
- 13) Встретился ли дядя со своим племянником? Как мальчик отнесся к своему обидчику? Как бы вы поступили на его месте?
- 14) Какой вопрос поставил король во время встречи своему дяде? Кто же оказался прав в споре?
- 15) Чем заканчивается сказка? Почему с дядей произошло несчастье?
- 16) Как вы думаете, чему учит нас эта сказка? (Правда всегда победит несправедливость, хотя дорога к ней будет трудной и тернистой. Обидчики всегда понесут наказание. Жадность и желания легкой наживы никогда не приведут к добру.)
3. Вывод учителя по ученическим ответам. Итак, данная сказка нас учит тому, что человек должен всегда жить
по правде. Она должна быть его вечным спутником. И лишь с помощью правды человек сможет достичь той цели, к которой он стремится. А несправедливость, хотя она еще существует на планете, никогда и никого не приведет к добру. И потому всем людям нужно стремиться жить по правде. А когда к этому будет стремиться каждый, и не только стремиться, а и совершать соответственно, то на земле рано или поздно все равно будет властвовать правда и справедливость.
4. Работа над рассмотрением особенностей строения сказки. Беседа.
- 1) Докажите, что данное произведение - сказка. (Небольшое по размеру повествовательное произведение с элементами фантастического.)
- 2) Какие элементы фантастического встречаются в сказке? (Встреча с чертями, подслушивание их разговора, а потом выполнение всех условий, о которых шла речь в подслушанном разговоре, становление племянника королем.)
- 3) Какая роль фантастического элемента в данном произведении?
- 4) Какие магические числа встречается в данном тексте? Вспомните, в каких эпизодах они имеются? (Три раза спрашивали, как лучше жить; встретили трех человек; три черта-слуги; три беды, которые наделали черти людям; три дерева для того, чтобы сделать плотину; три подводы, чтобы привезти эти деревья; царевна выздоровела через три дня.)
Страницы: 1 2