x x
menu

Украинские народные сказки. Сказка «О правде и несправедливости»

Цель:    дать ученикам понятия сказки как фольклорного жанра, рассмотреть строение и разновидности сказок, раскрыть национальный колорит украинской сказки; ознакомить учеников с народной сказкой «О правде и несправедливости», помочь ученикам осознать народное представление о добре и зле, смешном и страшном, красивом и безобразном, сосредоточить внимание детей на моральных акцентах сказок: борьбе добра и зла, красивого и безобразного; формировать навыки выразительного чтения сказок, нахождение и выделение в текстах тех или иных отрывков, комментирование их; воспитывать человека-гуманиста, положительные черты характера, желание создавать добро.

тип урока:      урок усвоения и осознания нового материала.

Оборудование: выставка сборников украинских народных сказок и сказок других народов мира; иллюстрации к сказкам; видеофрагменты сказок.

Ход урока

I. Организация класса

II. Актуализация опорных знаний

Беседа по вопросам:

  • С какими произведениями устного народного творчества вы знакомы еще с детства?
  • Кто рассказывал или читал вам сказки?
  • Какие сказки вам запомнились с детства?
  • Как вы думаете, почему именно народные сказки рассказывают маленьким деткам?
  • Чему учат сказки?
  • А какие сказки популярны в вашей семье?

 

III. Восприятие и осознание нового материала

1. Объявление темы, цели урока и их мотивация. Слово учителя.

У каждого народа есть свои традиции, свои обычаи, свои духовные ценности. Ими живет народ, на них воспитывает свое подрастающее поколение. И от того, какими есть эти моральные ценности, зависит то, каким вырастет поколение, какие поступки будет осуществлять, о чем будет заботиться.

У каждого из нас еще сызмала является верным спутником народная сказка, которую читали нам на волшебной палитре мамы, бабушки. А они, в свою очередь, слышали их от своих бабушек. И так сказка передавалась из поколения в поколение, неся свою неповторимость, самобытность, свой яркий национальный колорит. Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из таких сказок, на ее основе выясним, что такое народная сказка, каково ее строение, а также рассмотрим виды сказок. Также проявим, чему учат народные сказки, на каких моральных чертах они акцентируют внимание читателя.

•2.    Работа в тетрадях. Запись даты, темы урока.

•3.    Беседа с учениками по вопросам:

 

  • Чем сказки отличаются от других произведений, например, рассказов?
  • Все ли события, которые происходят в сказке, являются реальными?
  • Кто является главными героями сказок?
  • Каково строение сказки?
  • Так что же такое, по вашему мнению, сказка?

Ученики самостоятельно формулируют определение сказки.

4. Рассказ - итог учителя.

Вы, дети, правильно заметили, что сказка - один из основных жанров народного творчества, повествовательное произведение, в котором речь идет о выдуманных событиях. Сказка имеет свои особенности строения (зачин, концовка, повторы, связанные с символикой чисел). Рассказ сказки развернут, с драматическим напряжением событий, которые заканчиваются счастливо, победой добра над злом. Делятся на сказки о животных, социально-бытовых и фантастических.

Персонажи сказок о животных олицетворяют определенные черты характера, хитрая лисица, недалекий волк, боязливый заяц, мешковатый медведь.

Особенностями фантастических сказок являются сюжеты о борьбе со змеем, добывание предметов с волшебными свойствами (живая вода, меч-кладенец, шапка-невидимка). Героям фантастических сказок, таким, как Котигорошко, Иван - крестьянский сын, ему присуща необыкновенная сила, сообразительность, изобретательность, настойчивость в достижении цели.

 

В центре социально-бытовых сказок - отношения между людьми, богатство и бедность, честность и непорядочность. трудолюбие и безделье, щедрость и скряжничество. Социально-бытовые сказки, сюжеты которых взяты из повседневной жизни, сосредоточены на морально-этических проблемах. Героями их выступают бедный селянин, сообразительный наймит, мудрая девушка, персонифицированные образы - Судьба, Счастье, Горе, Правда, Несправедливость.

5. Работа в тетрадях. Запись определения сказки. Строение сказки. Виды сказок.

Сказка - повествовательное произведение, преимущественно небольшое по размеру, в котором речь идет о выдуманных событиях.

Строение сказки: зачин, основная часть концовка. Присущи повторы, связанные с символикой чисел.

Виды сказок: фантастические, социально-бытовые и сказки о животных.

IV. Работа над сказкой «О правде и несправедливости»

•1.     Выразительное чтение сказки учениками.

•2.     Беседа по тексту сказки

 

  • 1) Как начинается сказка? Прочитайте зачин. Присущ ли такой зачин для сказок? («Жили когда-то два брата: один богатый, а второй бедный, что не говорить...» Такой зачин присущ многим украинским сказкам).
  • 2) Кто являются главными героями произведения? (Богатый дядя и его бедный племянник.)
  • 3) О чем заспорили дядя и его племянник? (Как лучше жить: правдой или несправедливостью.)
  • 4) Почему богатый дядя уверен в том, что сейчас правды нет, что везде властвует несправедливость, а его племянник, несмотря на свою бедность, уверен, что по правде жить легче?
  • 5) Куда отправились дядя со своим племянником?
  • 6) Кого они встречали на своей дороге? Какие ответы они получали от них?
  • 7) Почему племянник вынужден был отдать весь свой скот дяде? Как ему жилось после этого?
  • Как вы относитесь к поступку дяди, когда он забрал у мальчика весь его скот? Не мог бы он поступить как-то иначе? А как бы вы совершили в данном случае?
  • 9) Что есть фантастическим в этом произведении? Найдите и зачитайте нужный отрывок?

 

  • 10) О каких чертах характера мальчика свидетельствует этот отрывок?
  • 11) Чего смог достичь мальчик своим умом, смелостью, рассудительностью?
  • 12) Каким, по вашему мнению, был из мальчика король? Из чего это видно?
  • 13) Встретился ли дядя со своим племянником? Как мальчик отнесся к своему обидчику? Как бы вы поступили на его месте?
  • 14) Какой вопрос поставил король во время встречи своему дяде? Кто же оказался прав в споре?
  • 15) Чем заканчивается сказка? Почему с дядей произошло несчастье?
  • 16) Как вы думаете, чему учит нас эта сказка? (Правда всегда победит несправедливость, хотя дорога к ней будет трудной и тернистой. Обидчики всегда понесут наказание. Жадность и желания легкой наживы никогда не приведут к добру.)

3. Вывод учителя по ученическим ответам. Итак, данная сказка нас учит тому, что человек должен всегда жить

по правде. Она должна быть его вечным спутником. И лишь с помощью правды человек сможет достичь той цели, к которой он стремится. А несправедливость, хотя она еще существует на планете, никогда и никого не приведет к добру. И потому всем людям нужно стремиться жить по правде. А когда к этому будет стремиться каждый, и не только стремиться, а и совершать соответственно, то на земле рано или поздно все равно будет властвовать правда и справедливость.

4. Работа над рассмотрением особенностей строения сказки. Беседа.

  • 1) Докажите, что данное произведение - сказка. (Небольшое по размеру повествовательное произведение с элементами фантастического.)
  • 2) Какие элементы фантастического встречаются в сказке? (Встреча с чертями, подслушивание их разговора, а потом выполнение всех условий, о которых шла речь в подслушанном разговоре, становление племянника королем.)
  • 3) Какая роль фантастического элемента в данном произведении?
  • 4) Какие магические числа встречается в данном тексте? Вспомните, в каких эпизодах они имеются? (Три раза спрашивали, как лучше жить; встретили трех человек; три черта-слуги; три беды, которые наделали черти людям; три дерева для того, чтобы сделать плотину; три подводы, чтобы привезти эти деревья; царевна выздоровела через три дня.)
  • Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать