x x
menu

Украинская народная сказка «О жар-птице и волке»

Цель:           углубить знания учеников о фантастических сказках; вырабатывать умение воссоздавать в воображении необыкновенные художественные картины; формировать навыки выразительного чтения сказки, делать авансы детям к объяснению личного восприятия и толкования сказки: учить детей различать добро и зло как в сказках, так и в жизни, воспитывать их гуманистами, духовно богатыми людьми.

Оборудование: иллюстрации из серии «В мире сказок»; рисунки учеников к сказке «О жар-птице и волке»; сборник «Украинские народные сказки».

Тип урока: урок-исследование.

Сказка учит — как на свете жить. Народная мудрость

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний по схеме.

Сказки о животных

1.

2.

3.

Волшебные (фантастические) сказки 1.

2.3.

Бытовые сказки

1.

2.

3.

Героика - фантастические сказки

1.

2.

3.

Четыре ученика возле доски записывают в схему названия сказок», которые они выучили в 4- 5-х классах, и расписывают их по группам.

 

II.        Сообщение темы, цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учеников.

Дети, из предыдущих уроков мы с вами узнали, что сказка выражает общественный опыт людей. В ней противопоставляется добро и зло, отображаются наилучшие черты нашего национального характера.

  • О каких сказках я говорю? («Мудрая девушка», «О правде и несправедливости»).
  • А к какой группе принадлежат эти сказки? (К бытовым).
  • А если в сказке появятся фантастические персонажи, чудодейственные предметы, сверхъестественные явления, то какая это сказка? (Волшебная). Правильно, такие сказки еще называют фантастическими.

Итак, сегодня перед вами стоит необыкновенная задача: вы сегодня не просто ученики, а исследователи. И исследовать мы будем фантастическую сказку «О жар-птице и волке». Вам нужно будет выяснить, чем отличаются фантастические сказки от бытовых.

А дать ответ на эту задачу вы сможете после того, как обработаем сказку. Обратите внимание на эпиграф к уроку (зачитываем). Нам нужно будет дать ответ: учит ли нас сказка, как жить на свете? Итак, решив эти задачи, вы научитесь различать добро и зло не только в сказке, а и в жизни, станете мудрее, духовно более богатыми.

III.        Работа со сказкой «О жар-птице и волке».

1.   Творческая лаборатория.

1)   Ученики из рисунков, которые они изготовили, составляют диафильм по смыслу сказки.

2) Подобрать из текста сказки подписи к каждому кадрику (устно).

2.   Деловая игра. Литературовед - учитель. Исследователи - ученики.

Дети, я вам уже говорила, что у нас необыкновенный урок, так как вы будете исследователями, а я - литературоведом.

3.   Конкурс «Сказковеды».

1)   Как начинается сказка «О правде и несправедливости»? (Жили когда-то два брата: один богатый, а второй бедный, что не говори...).

2) Как начинается сказка «Мудрая девушка»? («Было себе два брата - один убогий, а второй богатый).

3)   А как начинается сказка «О жар-птице и волке»? (Было у одного царя три сына: два умных, а третий - дурак).

Учитель объявляет победителей конкурса

4. Игра «Исследование».

Литературовед. Что общего вы заметили, когда мы принимали участие в конкурсе «Сказковеды».

Исследователи. Сказочный зачин содержит намек на то, что действие происходит не теперь, а когда-то. Это особенность начала почти каждой сказки.

Литературовед. Что еще особого вы заметили в сказках?

Исследователи. Каждой сказке характерны трехразовые повторы.

Литературовед. Давайте в тексте сказки «О жар-птице и волке» найдем трехразовые повторы.

Ученики зачитывают и комментируют:

1) Три брата: два умных и один дурак - часто третий, наиболее молодой сын. Объясните, почему это так?

2) Три столба, три дороги.

  • Что они символизируют? (Жизненные дороги).
  • Как характеризует каждого из сыновей сделанный выбор дороги? (Ученики объясняют).

3) Три задачи, которые появились перед дураком: украсть жар-птицу, коня и госпожу.

4) Трижды помогает мальчику волк. Литературовед. Читая сказку «О жар-птице и волке», мы видим, что на помощь наиболее молодому сыну приходит «удивительный» помощник. Давайте назовем этого помощника. (Это волк).

—      А почему именно наиболее молодому сыну он помогает?
Исследователи. Так как он добрый, не пожалел голодному волку коня своего, а звери в сказках помогают лишь добрым, мужественным и благородным людям.

—      А какие вы еще знаете сказки, в которых героям помогает волк (Русские
 сказки — «Василиса Прекрасная» и прочие).

Литературовед. А что еще необыкновенного вы увидели в сказке?

Исследователи. Дурак ездит на волке; Конь наполовину золотой, наполовину серебряный, да еще и везет; Волк превращается в госпожу, в коня; Волк оживляет парня с помощью целебной и живительной воды.

Литературовед. А бывает ли так в жизни?

Исследователи. Эти все необыкновенные предметы, события, помощники являются фантастическими, так как в жизни таких явлений не бывает.

Литературовед. Какая это сказка?

Исследователи. Эта сказка фантастическая.

 

Литературовед. Встречались ли мы с фантастическими событиями и необыкновенными героями в бытовых сказках?

Исследователи. Нет. Они появляются лишь в волшебных или в фантастических сказках.

Литературовед. Итак, сделайте вывод: чем отличаются фантастические сказки от бытовых?

Исследователи. В фантастических сказках есть «удивительный» помощник, который помогает герою, который прошел испытание на доброту и человечность; имеются фантастические события и чудодейственные предметы.

IV.       Итог и обобщения урока.

  1. Что нового вы узнали о сказках?
  2. Какие особенности фантастических сказок?
  3. Чему учит нас сказка «О жар-птице и волке»? (Добро побеждает зло. Если человек имеет доброе сердце, то ему помогают даже «удивительные» помощники.)
  4. А бывает ли так в реальной жизни? И в реальной жизни всегда найдется кто-то, кто придет на помощь.
  5. Учат ли нас сказки, как жить на свете?
  6. V.     Мотивация оценок. 

VI. Домашняя задача.

  1. Прочитать сказку «Красный Иванко и заклятый город».
  2. Написать произведение-раздумье «Чему учит меня сказка “Красный Иванко и заклятый город”».
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать