Цель: углубить знания учеников о фантастических сказках; вырабатывать умение воссоздавать в воображении необыкновенные художественные картины; формировать навыки выразительного чтения сказки, делать авансы детям к объяснению личного восприятия и толкования сказки: учить детей различать добро и зло как в сказках, так и в жизни, воспитывать их гуманистами, духовно богатыми людьми.
Оборудование: иллюстрации из серии «В мире сказок»; рисунки учеников к сказке «О жар-птице и волке»; сборник «Украинские народные сказки».
Тип урока: урок-исследование.
Сказка учит — как на свете жить. Народная мудрость
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний по схеме.
Сказки о животных
1.
2.
3.
|
Волшебные (фантастические) сказки 1.
2.3.
Героика - фантастические сказки
1.
2.
3.
Четыре ученика возле доски записывают в схему названия сказок», которые они выучили в 4- 5-х классах, и расписывают их по группам.
II. Сообщение темы, цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учеников.
Дети, из предыдущих уроков мы с вами узнали, что сказка выражает общественный опыт людей. В ней противопоставляется добро и зло, отображаются наилучшие черты нашего национального характера.
- О каких сказках я говорю? («Мудрая девушка», «О правде и несправедливости»).
- А к какой группе принадлежат эти сказки? (К бытовым).
- А если в сказке появятся фантастические персонажи, чудодейственные предметы, сверхъестественные явления, то какая это сказка? (Волшебная). Правильно, такие сказки еще называют фантастическими.
Итак, сегодня перед вами стоит необыкновенная задача: вы сегодня не просто ученики, а исследователи. И исследовать мы будем фантастическую сказку «О жар-птице и волке». Вам нужно будет выяснить, чем отличаются фантастические сказки от бытовых.
А дать ответ на эту задачу вы сможете после того, как обработаем сказку. Обратите внимание на эпиграф к уроку (зачитываем). Нам нужно будет дать ответ: учит ли нас сказка, как жить на свете? Итак, решив эти задачи, вы научитесь различать добро и зло не только в сказке, а и в жизни, станете мудрее, духовно более богатыми.
III. Работа со сказкой «О жар-птице и волке».
1. Творческая лаборатория.
1) Ученики из рисунков, которые они изготовили, составляют диафильм по смыслу сказки.
2) Подобрать из текста сказки подписи к каждому кадрику (устно).
2. Деловая игра. Литературовед - учитель. Исследователи - ученики.
Дети, я вам уже говорила, что у нас необыкновенный урок, так как вы будете исследователями, а я - литературоведом.
3. Конкурс «Сказковеды».
1) Как начинается сказка «О правде и несправедливости»? (Жили когда-то два брата: один богатый, а второй бедный, что не говори...).
2) Как начинается сказка «Мудрая девушка»? («Было себе два брата - один убогий, а второй богатый).
3) А как начинается сказка «О жар-птице и волке»? (Было у одного царя три сына: два умных, а третий - дурак).
Учитель объявляет победителей конкурса
4. Игра «Исследование».
Литературовед. Что общего вы заметили, когда мы принимали участие в конкурсе «Сказковеды».
Исследователи. Сказочный зачин содержит намек на то, что действие происходит не теперь, а когда-то. Это особенность начала почти каждой сказки.
Литературовед. Что еще особого вы заметили в сказках?
Исследователи. Каждой сказке характерны трехразовые повторы.
Литературовед. Давайте в тексте сказки «О жар-птице и волке» найдем трехразовые повторы.
Ученики зачитывают и комментируют:
1) Три брата: два умных и один дурак - часто третий, наиболее молодой сын. Объясните, почему это так?
2) Три столба, три дороги.
- Что они символизируют? (Жизненные дороги).
- Как характеризует каждого из сыновей сделанный выбор дороги? (Ученики объясняют).
3) Три задачи, которые появились перед дураком: украсть жар-птицу, коня и госпожу.
4) Трижды помогает мальчику волк. Литературовед. Читая сказку «О жар-птице и волке», мы видим, что на помощь наиболее молодому сыну приходит «удивительный» помощник. Давайте назовем этого помощника. (Это волк).
— А почему именно наиболее молодому сыну он помогает?
Исследователи. Так как он добрый, не пожалел голодному волку коня своего, а звери в сказках помогают лишь добрым, мужественным и благородным людям.
— А какие вы еще знаете сказки, в которых героям помогает волк (Русские
сказки — «Василиса Прекрасная» и прочие).
Литературовед. А что еще необыкновенного вы увидели в сказке?
Исследователи. Дурак ездит на волке; Конь наполовину золотой, наполовину серебряный, да еще и везет; Волк превращается в госпожу, в коня; Волк оживляет парня с помощью целебной и живительной воды.
Литературовед. А бывает ли так в жизни?
Исследователи. Эти все необыкновенные предметы, события, помощники являются фантастическими, так как в жизни таких явлений не бывает.
Литературовед. Какая это сказка?
Исследователи. Эта сказка фантастическая.
Литературовед. Встречались ли мы с фантастическими событиями и необыкновенными героями в бытовых сказках?
Исследователи. Нет. Они появляются лишь в волшебных или в фантастических сказках.
Литературовед. Итак, сделайте вывод: чем отличаются фантастические сказки от бытовых?
Исследователи. В фантастических сказках есть «удивительный» помощник, который помогает герою, который прошел испытание на доброту и человечность; имеются фантастические события и чудодейственные предметы.
IV. Итог и обобщения урока.
- Что нового вы узнали о сказках?
- Какие особенности фантастических сказок?
- Чему учит нас сказка «О жар-птице и волке»? (Добро побеждает зло. Если человек имеет доброе сердце, то ему помогают даже «удивительные» помощники.)
- А бывает ли так в реальной жизни? И в реальной жизни всегда найдется кто-то, кто придет на помощь.
- Учат ли нас сказки, как жить на свете?
-
V. Мотивация оценок.
VI. Домашняя задача.
- Прочитать сказку «Красный Иванко и заклятый город».
- Написать произведение-раздумье «Чему учит меня сказка “Красный Иванко и заклятый город”».