x x
menu

Украинская народная сказка «Мудрая девушка»

Цель:  продолжить знакомить учеников с украинскими народными сказками, учить детей определять главную мысль произведения, определять средства, которыми в произведении достигается эта цель; формировать умение читать в лицах, правильно интонировать язык действующих лиц; воспитывать способность выходить из затруднительного положения и побеждать; углублять чувство любви и уважения к родителям.

Оборудование: иллюстрации к сказке «Мудрая девушка» из серии «В мире сказок»; сборник украинских народных сказок.

тип урока: урок-путешествие.

Мудрость - лучшее богатство. Народная пословица

Ход урока

I. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учеников

Сегодня у нас необыкновенный урок. Я приглашаю вас осуществить путешествие в мир сказки.

А какой сказки, вы узнаете, когда соедините стрелочками буквы и прочитаете ее название.

Подумайте, о чем может идти речь в сказке с таким названием. (Дети знают содержание сказки, поэтому легко выполняют задачу.)

О девочке, которая была умная, сообразительная, очень любила своего отца и помогала ему. Она была из бедной семьи, но мудрости имела больше, чем ее дядя богатый и господин.

  • - Соответствует ли эпиграф нашему уроку. (Да, соответствует.)
  • -Почему? Объясните. (Так как не богатство красит человека, а его мудрость.) На сегодняшнем уроке мы углубим свои знания о сказке,

раскроем прекрасные черты характера, которые присущи нам, украинцам. А если их не хватает у нас, то мы их позаимствуем у Маруси - главной героини нашей сказки.

Итак, вы должны:

  • углубить знание о сказке, ее особенностях;
  • уметь выразительно читать сказку в лицах;
  • любить отца, маму, своих родных.

II. Повторение изученного

Для того чтобы отворились нам двери в сказку, нужно дать ответ на вопрос.

  • 1. Что называется сказкой? (Народный рассказ о необыкновенных, временами фантастических событиях)
  • 2. Какое строение имеет сказка? (Зачин, основная часть и концовка.)
  • 3. На какие виды делятся сказки? (Сказки о животных, фантастических, или волшебных, и бытовые.)
  • 4. А к какому виду принадлежат сказки о «О правде и несправедливости» и «Мудрая девушка»? (К бытовым сказкам.)

III.   Работа со сказкой «Мудрая девушка»

1. Словарная работа.

Чтобы вам в сказке все было понятно, мы познакомимся с отдельными словами и составим с ними словосочетания.

а) Кто скажет, что называется словосочетанием? (Два или несколько слов,
связанные между собой по смыслу и грамматически.)

б)   Где мы получаем знание о словосочетании? (На уроках родного языка.)
А сейчас прочитайте «пирамидки» слов на доске и объедините их правильно и по смыслу и грамматически:

хорт                                    прыткий

нива                                   колосистая

ларек                                  высокий

прясть                                быстро, мастерски

локоть                                закрученный

полотно                             белое

гребенка                             деревянная

светлица                            просторная

днище                                деревянное

гринджолы                        быстрые

2. Беседа.

  • Назовите действующих лиц сказки.
  • Кто главный герой сказки?
  • Где происходят события?

3. Анализ содержания сказки, выборочное чтение,

  • Почему возник спор между двумя братьями? Как они решили его разрешить?
  • Прочитайте, почему господин загадал братьям загадку? Зачитайте ее.
  • Как эту загадку отгадал богатый брат? Прочитайте загадку, которую предложила Маруся.
  • Почему господин рассердился, когда узнал, что его загадку отгадала дочь бедняка.
  • Сколько еще загадок отгадала девочка? Прочитайте текст, где речь идет о второй и третьей загадке.
  • Во время чтения какого эпизода вы волновались, а где улыбались?
  • Какими строками сказки можно подписать иллюстрации? (Работа с иллюстрациями.)

4. Чтение диалогов в лицах.

Дети в парах готовят выразительное чтение одного из диалогов. Задача (на карточках):

  • выбрать нужен тон;
  • уметь убеждать, сочувствовать, захватываться, приходить в негодование;
  • воссоздать в диалогах и поведении характер своих персонажей;
  • роль жестов, мимики

5. Характеристика действующих лиц. На доске записаны слова.

Маруся                       Отец                          Господин

Брат

добрая, смелая, добрый, честный ленивый, нерассудительный оз- алчный,
сообразительная, усмотрение-

работящий, бояз-

само- скупой, глупый,

находчивая,

ливый, любящий любивый льстивый
трудолюбивая,
мудрая,
умная

Ученики называют их черты характера, записывают слова в соответствующие колонки.

  • Каким проявил себя господин в соревнованиях с Марусей на сообразительность? О чем это говорит?
  • Как бы вы еще назвали Марусю, кроме мудрая?

6. Дети, вам была задача записать две пословицы об уме и мудрости.
Зачитайте их.

  • Мудрым не уродился, а научился.
  • Перед умом и сила уступает.
  • Ум за деньги не купишь.
  • Ума не одолжишь.
  • Глаз видит далеко, а ум еще дальше.
  • Мудрость - большое богатство.

7. Какими известными вам пословицами можно охарактеризовать основную мысль сказки? (Не богатство красит человека, а ум.)

IV. Итог и обобщение изученного

  • 1. Кому симпатизирует народ в сказке? Над кем незлобно смеется или и откровенно насмехается?
  • 2. Как вы думаете, что одобряется, а что осуждается?
  • 3. Кем была Маруся для отца? Какие отношения властвовали между ними? Из чего это видно?
  • 4. Почему отец обращается за помощью не к уважаемым, опытным людям, а к своей юной дочурке?
  • 5. А или с вами совещаются родители? Готовы ли вы помочь им в затруднительной ситуации?
  • 6. Какие черты характера вы позаимствуете у Маруси?
  • 7. Изменится ли ваше поведение после прочтения сказки?
  • 8. Чему учит нас сказка «Мудрая девушка»?
  • 9. Какие черты характера традиционно присущи украинцам, особенно украиночкам?

V. Мотивация оценок

VI. Задача домой

Прочитать сказку «О жар-птице и волке». Нарисовать иллюстрации к сказке, придумать подписи (задачи индивидуальные).

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать