x x
menu

Творчество Архилоха – основателя ямбического жанра

Цель: Заинтересовать личностью Архилоха; ознакомить с творчеством поэта; учить определять стихотворный размер; совершенствовать привычки анализа художественного текста; развивать внимание, умение высказывать собственную мысль; воспитывать критическое отношение к поступкам людей, уважение к художественному слову. Оборудование: Карточки для задачи «Займи позицию»; тексты стихов Тиртея и Архилоха.

Умей познать изменения в человеческой жизни.

Архилох

ХОД УРОКА

И. Актуализация Опорных Знаний

1. Проверка домашней задачи

• Выразительное чтение стиха Тіртея «Хорошо умирать поэтому...»

• Ответ на вопрос: «Или восприняли бы наши современники совет Тиртея?»

2. Повторение изученного

• Назовите имена известных вам древнегреческих поэтов.

• какие жанры древнегреческой лирики вам знакомые?

• Назовите особенности этих жанров.

• Дайте определение ямба, хорея, элегии.

II. Изучение нового материала

1. Выступление ученика с сообщением о биографии Архилоха

- как и о большинстве античных авторов, об Архилоха известно немного.

Известно, что жил он на острове Парос, был незаконнорожденным сыном аристократа Телесекла и рабы. Через свое происхождение Архилох не имел другого выбора в жизни, как стать воином-наемником. Он имел неспокойную жизнь воина, принимая участие в военных операциях относительно завоевания новых колоний.

В жизни и в поэзии Архилох был беспощадным к своим неприятелям, личным или политических, он был даже гордым со своего умения платить взлом за причиненные ему образы.

В этом мастер я большой

Взлом отплачивать ужасным тем, кто зло мне причинил.

Особенно известными были в те времена жестокие выступления поэта против ликамба, который сначала согласился выдать за Архилоха свою дочь Необулу, а потом отказал ему Оскорбленный поэт ответил на этот поступок целым рядом стихов, которые высмеивали ликамба и его дочек. легенда рассказывает о самоубийстве жертв этой насмешки.

Таким образом, в лирике Архилоха появляется конфликт между обществом и личностью. Это и не удивительно: судьба поэта не была простоя, так как вся жизнь он провел на чужбине, в походах и битвах, познал ужас войны, опасности морских странствий, бедность, измену друзей.

Архилох - основатель литературного ямба, который сохранял въедливость и грубую откровенность фольклорной разоблачительной песни.

Рапсоды выполняли его произведения рядом с поэмами Гомера и Гесиода, а родной остров основал в его честь культ, и из тех пор его имя занимает достойное место сред «героев». Вся античность признавала Архилоха классиком ямбического жанра, имя которого было рядом с именем Гомера.

2. Чтение поэзий Архилоха 1) Стих «Сердце, сердце!»

Чтение стиха «Сердце, сердце!»

Сердце, сердце! Беды злости отовсюду тебя омрачают - Ты же отважно защищайся, с врагами посоревнуйся. Пусть на тебя везде караулит вражда - всегда будь Непоколебимое. Победишь - не хвались, открыто этим, Поражение - дома в одиночестве сдерживай плач. Радость есть - рад не весьма, есть несчастья - не грусти Свыше меры. Умей познать изменения в человеческой жизни.

(Перевод Г. Кочура)

Определение темы и идеи стиха

Тема - обращение к сердцу и душе человека.

Идея - человек должна быть стойкой в беде и в радости, должна познать изменения в жизни и достойно их выдержать.

Определение стихотворного размера

Сердце, сердце! Беды злости отовсюду ль тебя омрачают.

Вывод. Стих написан двухсложной стопой с ударением на 1-му слоге. Этот стихотворный размер - хорей.

2) Поэзия «Грусть, Перикле, кругом запал...»

Чтение поэзии

Грусть, Перикле, кругом запал, не испытает сегодня Утехи никто из граждан, город - в скорби трудной; Сколько прекрасных людей колыхающееся бурей море Укрыло! От боли и слез наши сердца вместе с тем. Будто набухли. И все же от невыносимой тоски, мой друг, Средство дали нам боги - стойкость несокрушимую души. бедствие поочередно спадает на каждый: вот и над нами. Ныне поостереглось оно, нас к живому зовет, Завтра будут страдать другие; итак довольно! Вспомните, в конце концов, Кто вы, и слезливым женщинам жалость и тугую оставьте!

(Перевод А. Содомори)

Определение темы и идеи стиха

Тема - обращение автора к вторая Перикла с утешением.

Идея - в жизни многое зависит от случая и воли богов, но человек должна быть стойкой и мужественной, чтобы переносить горе и радость, которые чередуются в жизни.

Определение художественных средств поэзии

Эпитеты - разновески (скорбь), прекрасные (люди), невыносимая (тоска), несокрушимая (стойкость), слезливые (женщины)

Сравнение - от боли и слез, наши сердца будто набухли. Олицетворение - зло над нами поостереглось; грусть кругом запала.

3) Отрывок «Носит теперь горделиво…»

Чтение отрывку

Носит теперь горделиво саиец1 мой щит безупречный: Волей-Неволей пришлось бросить его мне в кустах. Сам я кончины зато избежал, и пускай пропадает Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть.

• Сравните отношение Архилоха к своим пожитки из гомеровским (припомните пожитки Ахилла, описание щита, который выкован Гефестом).

• Сравните стих Тиртея «Вперед, в сыны отцов» и прочитанный отрывок из поэзии Архилоха.

Вперед, в сыны отцов, граждан Мужьями прославленной Спарты!

Саиец - представитель фракийского племени.

Щит левой рукой выставляйте, Копьем потрясайте отважно и жизни своей не щадите: Ведь то не в обычаях Спарты.

Чему Архилох ценит своя жизнь больше, чем военную доблесть? какая разность между воином, который идет защищать свою родину, и воином-наемником, который завоевывает новые колонии? (Архилох честно сознается, что жизнь для него - это самое дорогое, что у него есть, и потому оставляет свои пожитки, в то же время оправдываясь: «Не хуже ничуть я новый могу добыть». Возможно, разочарование в обществе, которому он служит, и роль наемника - завоевателя колоний были причиной того, что мысль общества для него стала неважной (покинуть свои пожитки или оружие считалось позором).)

«Займи позицию»

Кто правый: Архилох или Тиртей?

Класс распределяется на три группы в зависимости от симпатий к позиции Тиртея, Архилоха или позиция неопределенности. Происходит обмен мнениями относительно выбора учеников.

III. Итоги урока

Метод Пресс

«Или полезным было для меня знакомство с творчеством Архилоха?»

Я считаю... (позиция).

Потому, что... (объяснение).

Пример... (доказательства, аргументы).

И потому... (вывод).

IV. Домашнее задание

Дать ответ на вопрос: «Или можно считать поэзию Архилоха философской?»

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать