x x
menu

Творческие пути Осипа Мандельштама: поэта «серебряного века»

Через все многообразное творчество поэта и его тяжелую жизнь проходит поиск ответа на вопрос, который вынесен в эпиграф сочинения. Осип Мандельштам показал огромное мастерство и дар написания во многих литературных жанрах. Он и поэт, и прозаик, и автор очерков, эссе, переводчик, литературный критики. Но самое главное Мандельштам - это поэт. Лирическое понимание всего окружающего преобладало над всем остальным в его творчестве. Таким образом, больше всего нам известна его лирика. В 1910 году  имя Мандельштама становится известным, после того как публикуются его стихи в журнале «Аполлон». При этом Мандельштам становится одним из самых популярных поэтов. Наряду с Николаем Гумилевым и Анной Ахматовой он стал создателем нового направления - акмеизма. В творчестве поэта можно определить три периода. Первый приходится на 1908-1916 годы. Так еще в ранних творениях поэта видна зрелость ума и четкое описание юношеской психологии. Тяжелая адаптация к жизни, одиночество, ощущаемое в годы взросления, скачки настроения, очень присущие этому возрасту прекрасно описаны в следующем стихотворении:

  • Из омута злого и вязкого
  • Я вырос тростинкой шурша,
  • И страстно, и томно, и ласково
  • Запретною жизнью дыша,
  • И никну, никем не замеченный,
  • В холодный и топкий приют,
  • Приветственным шелестом встреченный
  • Коротких осенних минут.
  • Я счастлив жестокой обидою,
  • И в жизни, похожей на сон,
  • Я каждому тайно завидую
  • И в каждого тайно влюблен.

Мы видим, что О.Мандельштам связывает бытие с омутом, злым и вязким. Во многих его ранних работах чувствуется смутная тоска, «невыразимая печаль». Тем ни менее, главная мысль в них - найти целостность, понять окружающий мир, «из глубокой печали восстать». Со временем поэт все больше понимает окружающий его мир. Так, мы сами видим его по-новому. Он богат чувствами и красками:

  • На бледно-голубой эмали,
  • Какая мыслима в апреле,
  • Березы ветви подымали
  • И незаметно вечерели.

Образ «незаметно вечереющих» берез удивляет на тем, как автор глубоко чувствует природу, осознает себя ее частью. Уже в раннем творчестве О.Мандельштама становится заметной главная тема его поэзии - тема всечеловеческой, не знающей границ культуры. Но в то же время в стихотворениях О.Мандельштама нет прямого изображения значимых общественных событий прошлого. Каждый этап в развитии человечества поэт расценивает как новую степень развития культуры. Это хорошо прослеживается в его цикле «Петербургские строфы». Городской вид О.Мандельштама наполнен историческим содержанием. Также поэт пишет стихотворения о музыке и музыкантах, о творчестве. Посредством этих тем поэт высказывает идею единства мировой культуры. Русскую же культуру О.Мандельштам видит универсальной:

  • И пятиглавые московские соборы,
  • С их итальянскою и русскою душой,
  • Напоминают мне явление Авроры,
  • Но с русским именем и в шубке меховой.

Второй этап творческой линии поэта приходится на 1917-1928 годы. Исторические события того времени не могли не найти отклика в душе О.Мандельштама.  В стихотворении «Век» нам передается ощущаемый автором трагизм истории:

  • Век мой, зверь мой, кто сумеет
  • Заглянуть в твои зрачки
  • И своею кровью склеит
  • Двух столетий позвонки?

По словам  поэта, революция это, что может принести желаемое, но для этого «снова в жертву, как ягненка, темя жизни принесли». В его стихотворениях появляются образы голодающих, «умирающего Петрополя», ночи, «темноты», человека, который «изучил науку расставаний». Свое сомнение в успехе политических действий того времени поэт показывает в стихотворении «Проспавши, братья, сумерки свободы!..». Вот его вывод:

  • Ну что ж, попробуем, - огромный неуклюжий,
  • Скрипучий поворот руля.
  • Земля плывет. Мужайтесь, мужи,
  • Как плугом океан деля...

Третий этап творчества О.Мандельштама начинается циклом стихотворений об Армении, который был написан осенью 1930 года. Эти стихотворения проникнуты чувством любви и единства различных народов, поэт утверждает, что общечеловеческое важнее национального. Будучи настоящим писателем, О.Мандельштам не мог не обращать внимания на то что было вокруг него. Именно поэтому, после трехлетнего перерыва (1926-1929) он возобновляет свой разговор с веком. В его творчестве вновь главное место занимает трагизм судьбы народа и страны. В творчестве этого периода мы видим и тревогу поэта, и его боль, и отчаяние от «грядущих казней». Иногда поэту становится «страшно, как во сне».Такие стихотворения, как «Старый Крым», «Квартира тиха как бумага», «За гремучую доблесть» и жесткое стихотворение против «кремлевского горца» (Сталина) практически стали приговором для поэта. Он не мог молчать, как это делало большинство. В итоге мы видим удивительный глубокий социально-психологический портрет Сталина:

  • Его толстые пальцы, как черви, жирны,
  • И слова, как пудовые гири, верны,
  • Тараканьи смеются глазища
  • И сияют его голенища.
  • А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
  • Он играет услугами полулюдей.
  • Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
  • Он один лишь бабачит и тычет.
  • Как подкову, дарит за указом указ -
  • Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз...       

С одной стороны в этих строках описание конкретного человека, с другой - это обобщающий образ диктатора. Также он говорит о том, что характерна и обстановка в обществе, задавленном беззаконностью властей. На это стихотворение власть отреагировала арестом О.Мандельштама, а более того его ссылкой. Ссылку поэта отменили, и разрешили ему жить, где он пожелает, кроме двадцати самых больших городов страны. Он выбирает Воронеж. Но там поэт чувствует свою отдаленность от общества. Мы видим его отчаяние: «Читателя! Советчика! Врага! На лестнице колючей разговора б!» Будучи вдали от внешнего мира, Мандельштам теряет чувство реальности. В его поэзии появляется чувство вины перед народом, перед Сталиным. Поэт говорит, что он входит в жизнь, «как в колхоз идет единоличник». Создается ощущение, что он  отрицает все, что было ему раньше  ценным. В душе поэта происходит надлом.  В этом и было самое великое наказание для Мандельштама «полулюдьми», которые лишили его голоса. Очень сложно поверить, что тот, кто в жизни не стал бы «присевших на школьной скамейке учить щебетать палачей», создал цикл оправдательных стихотворений о «вожде народов». К этим работам можно относиться только как к крику попавшего в ловушку человека.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать