Три главных сатирических повестей М.А. Булгакова

следует бояться. Булгаков утверждает, что приход к власти пролетариатам грозит опасностью для страны. Это же звучит и в речах профессора, из чьих уст автор высказывает свое мнение.

Швондер и Шариков начинают открытую войну против профессора. Швондер использует Шарикова как свое оружие, чтобы нанести вред своему врагу. Швондер дает Шарикову работу, по которой тот должен был отлавливать бездомных животных. Автор не зря вводит сюда этот момент: Шариков, превратившись из собаки в «человека» начинает уничтожать своих же.
К счастью, профессор вовремя понимает совершенную им ошибку и проводит повторную операцию по превращению человека обратно в собаку. Из этой ситуации профессор вынес очень важный для себя урок: природа не терпит насилия над собой.

Эксперимент профессора был неудачен, но автор большее внимание заостряет не на Преображенского, а на «жертву» его эксперимента – Шарика. Здесь автор исследует психологический анализ пса и превратившегося из него человека. Пес был гоним всеми и нуждался в любви и ласке, и профессор, дав ему свою любовь, заслужил верность пса. Позже пес превратился в человека – Шарикова. И человек этот был неумен и необразован. Профессор все время ругал Шарикова за его проступки, ведь так он хотел научить Шарикова манерам хорошего поведения. Но, к сожалению, Шариков этого не понял, он думал, что профессор его не любит и потому озлобился на него. Швондер дал Шарикову, что тот хотел, и потому получил в свои руки еще не осмыслившего жизни и людей Шарикова.
Автор показывает человека с собачьим сердцем, человека, у которого не осталось ничего, кроме собачьей злости. А ведь есть преданность и любовь. Несомненно, в произведении бездомный пес духовно выше, чем Шариков. Пес разбирается в людях, чувствует их сущность, он даже образованнее Шарикова. А что Шариков? Шариков – обычный люмпен. И здесь писатель показывает, как «маленький человек», став большим, забудет о своих лучших сторонах души и станет грубым, чтобы отомстить тем, кто его обижал. Но даже грубый Шариков умеет чувствовать, как и любое другое существо. Автор показывает, что каждому нужна любовь. Только вот в то время, когда жил писатель, любовь понималась, как умение одного дать другому, что тот хочет. Ведь если бы Швондер препятствовал Шарикову и ругал его, то он бы не смог его «получить для собственных целей». Именно благодаря Швондеру, имя «шариков» стало нарицательным. И спустя столько лет после написания произведения, такие «шариковы» еще есть в нашей стране. И тут Булгаков хотел предупредить читателя о том, что такие «шариковы» существуют, что они живучи, что они не вымрут никогда. «Собачье сердце» или «Чудовищная история» не только повесть с глубоким философским смыслом, но и с предупреждением для будущего поколения.
Таким образом, автор много хотел сказать этим произведением. Самое главное – это то, что писатель хотел предупредить своих современников. Булгаков хотел показать, что «эксперимент» привел не к омоложению, а к «очеловечиванию», то же самое и в стране: новая власть, нарушив вековые законы и традиции страны, только испортила положение России. Те, кого они превращали в «людей» стали уничтожать своих же (эпизод, где Шариков работает) из-за прежних обид и ссор (Шариков убивал котов). Еще автор хотел показать и то, что новая власть использует люмпенов так же, как и Швондер Шарикова. Швондеру (новой власти) было все равно на Шарикова (люмпенов), для него Шариков был лишь оружием против профессора (интеллигенции – врагов новой власти).

Сатирические повести М.А.Булгакова как трилогия

В повести «Дьяволиада» писатель начинает осмысливать жизнь «маленького человека». Здесь автор хочет заострить внимание на таких людях, ибо если «маленький человек» станет большим, то это может грозить большой беде. В повести «Роковые яйца» Булгаков начинает осмысливать проблемы живущей интеллигенции, ее право на существование и развитие. И все эти домыслы и догадки объединяются и выражаются уже в более глубокой повести – «Собачье сердце». Если же в «Дьяволиаде» показан «маленький человек» Коротков, то в «Собачьем сердце» вместо него встает бездомный пес Шарик. Шарик – беззащитное существо. И однажды, став Шариковым, став выше в жизни, став «человеком», Шарик из преданного и верного пса становится злым и агрессивным, как и та толпа, убившая Персикова, из повести «Роковые яйца». Так же в повести «Роковые яйца» автор обращает внимание на Рокка – представителя бывшего «маленького человека». Очень важно обратить внимание и на рептилий из повести «Роковые яйца»: автор показывает как монстр, уже живший внутри своей скорлупы, выбравшись на свободу, начнет все рушить. «Маленький человек», который вырастет станет грубым и агрессивным. А станет он агрессивным и грубым из-за революции, из-за становления нового режима, который Булгаков не любил и, не боясь, говорил об этом.

Так же можно увидеть, что эксперимент профессора Преображенского похож на «эксперимент революционного времени». Этот эксперимент похож и на опыт профессора Персикова с красным лучом, который символизирует революцию. Эти эксперименты ставились над такими, как Коротков и Шарик, и «Побеждали лучшие и сильные. И эти лучшие были ужасны. Во-первых, они объемом приблизительно в два раза превышали обыкновенных амеб, а во-вторых, отличались какой-то особенной злостью и резвостью» .
Сюжет у каждой повести разный, но есть то, что их объединяет. Важно здесь то, что в этих повестях царит атмосфера сатиры. И сатира эта вызвана послереволюционными действиями общества в начале ХХ века. Булгаков проследил всю жизнь менее защищенных от пролетариатов слоев населения и отразил ее в своих повестях, предупреждая читателя о будущем и о грядущих проблемах. Читая эти повести можно заметить, как Булгаков развивается: его сатирический стиль повествования улучшается, проблемы, отражаемые в произведении, рассматриваются глубже. Булгаков из умного человека превращается не только в мудреца, но и в пророка. Исследовав прошлое и настоящее («Дьяволиада»), автор видит предполагаемое будущее («Роковые яйца», где действие проходит в 1928 г., хотя повесть была написана в 1925г.). После написания первых двух сатирических повестей, автор создает «Собачье сердце», где подведены итоги исследования общества писателем, к которым он пришел благодаря написанию «Дьяволиады» и «Роковых яиц».

Таким образом, можно установить общую проблему в сатирических повестях Булгакова. В повести «Дьяволиада» писатель предупреждает современников о возможной опасности, которая может произойти в случае, если новая власть поставит «эксперимент над людьми». Но писателя никто не услышал, и «эксперимент» все-таки был поставлен. Булгаков, как мудрец, должен был предупредить об опасности такого эксперимента и создает «Собачье сердце», где как будто бы просит новую власть отменить свой «эксперимент». В этой же повести Булгаков и предупреждает о том, что все-таки «маленький человек», став большим, будет мстить и уничтожать своих же, доказав то предположение, которое являлось предупреждением в повести «Дьяволиада» и «Роковые яйца».

Причем, писатель в своих повестях сумел не только описать исторические события страны в начале ХХ века, но и отразить свое исследование общества. И он, не боясь, смог высказать о «новых людях» свое собственное суждение:
«…разруха сидит не в клозетах, а головах!»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector