Три главных сатирических повестей М.А. Булгакова

«Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» – сатирические повести М.А.Булгакова. Если объединить эти повести, то их даже можно назвать «трилогией», т.к. читая их, можно проследить то, как автор из одного вывода приходит к другому.

Повесть "Дьяволиада"

Главным героем повести является нерешительный и тихий кассир «Главцентрбазспимата» – Коротков. Коротков работает с такими же тихими сослуживцами, которые уважали его, из-за чего Коротков считает себя лучше других. Но на самом деле Коротков жалок и ничтожен. Для него самым важным является его работа, его должность. И очень долго Коротков работал на спичечном заводе, пока не произошло одно весьма странное событие. Сначала ему вместо зарплаты выдают спичечные коробки, а после вообще увольняют. Тут герой приходит в отчаяние и бешенство. Кстати, стоит отметить, что повесть имеет подзаголовок «Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя». Эти близнецы и стали проблемой нашего героя. Один из этих близнецов являлся новым начальником завода. Но Коротков так и не понял, что это были близнецы. Удивляясь странным событиям, он решается подать жалобу на нового начальника, уволившего его. Но ему ничего не удается. Вокруг него начинают кружить, так называемые, дьявольские силы и зло. Короткова никто не слушал, никто не обращал на него внимания. Коротков бился из всех сил, но ситуация произошла так, что впоследствии виновным объявили самого Короткова. Не выдержав такого давления и не зная, что делать, Коротков прыгнул с крыши и умер.

Предметом сатиры в этой повести является главный герой. Главный герой жалок и ничтожен. Коротков забыл о духовных ценностях, и потому оказался в руках дьявольских сил. Коротков – образ, передающий утрату человеком самого себя. На примере Короткова автор показывает непрерывное и принудительное расщепление человека на бессмысленные и не ясные самому человеку роли и «назначения». Главный герой чувствовал себя сильным, когда на самом деле был слаб. Когда с Коротковым произошли все эти события, он не понял своей ничтожности. Все, что он почувствовал – это ущемление своего самолюбия. Именно за это он и боролся. За восстановление своего имени, за то, чтобы для самого себя стать снова выше. Даже в конце, когда его обвинили, он спрыгнул с крыши со словами: «Лучше смерть, чем позор!». Это еще одно доказательство того, что Короткову было важно его положение в обществе, его возможность самоутвердиться, возможность быть лучше других в своих собственных глазах. Причем, несмотря на все это, герой не так уж и жалок. Ведь герой смог сказать «Нет!» новому абсурдному обществу. Этот героизм и небольшая отвага заставляют писателя немного посочувствовать своему герою. Но и любви к своему герою автор не питает и потому дает дьявольским силам обвинить его, дает ему умереть в конце, никак не отомстив новому обществу.

Также в повести и отражаются события революции. Ведь новая власть была жестока к таким людям, как Коротков. Автора повести очень волновали жизнь и судьба «маленького человека» и потому он написал историю о Короткове. Писателя волновал вопрос, что же будет с такими, как Коротков? И пытаясь на него ответить, автор пытается представить и передать изображение читателю таким, каким оно может представиться «маленькому человеку». Новый начальник, новые люди – дьявольские силы, окружавшие главного героя, и являлись символами революции в данной повести .
Таким образом, написав историю о Короткове, Булгаков не только хотел донести читателю историю о таком человеке. Также в повести можно увидеть и скрытый смысл. Автор хочет предупредить о том, какая опасность может случиться для общества в столкновении «маленького человека» с бездушным и злым государством. Ведь реальный «маленький человек» может стать большим и выплеснуть всю свою месть за ущемленное самолюбие, что привело бы к всеобщей трагедии. Автор хочет, чтобы многие обратили внимание на жизнь таких людей.

Повесть "Роковые яйца"

Главным героем повести является профессор Владимир Ипатьевич Персиков. Жил профессор тихо и спокойно, работал в университете. Но вот однажды, изучая амеб, он обнаруживает недалеко от объектов исследования странный красный луч, который превращает маленьких амеб в огромных и злых. Персиков рассказал об этом своему ассистенту – Иванову. И возможно, что именно Иванов рассказал об этом кому-либо, ведь позже по Москве разнеслись слухи о Персикове и его луче жизни. В это же время в Стекловске внезапно начинают помирать куры. И по этому поводу профессора посещает Рокк, который конфискует у Персикова его камеры для того, чтобы развести кур в Стекловске. Но происходит ошибка, по которой к Персикову присылают куриные яйца, а Рокку – змеиные. Эта история приводит к множеству печальных последствий. Огромные и злые рептилии начали размножаться по разным регионам страны. Красной армии не удалось победить рептилий. И тогда толпа, оставшаяся в Москве, проникает в институт и безжалостно убивает профессора.

В этой повести сатирически высмеивается новое общество, которое благодаря своим ошибках жестоко за это заплатило. Автор без сожаления их наказал. Но впрочем, автор и не виноват во всех этих событиях. По ошибке змеиные яйца прислали Рокку такие же непросвещенные, как и он. Люди ошиблись и за это заплатили. Кстати, главный герой также пострадал. Хотя профессор и был симпатичен автору, но Булгаков не пожалел своего героя, и дал толпе убить его. Почему так вышло? Все дело в том, что и профессор был виноват. Он хотел тщательно изучить луч, но обстоятельства вынудили его отдать камеры с лучами жизни. Автор наказывает Персикова за его трусость, за то, что тот не смог отстоять свои права на дополнительное изучение луча. За эту трусость, из-за которой произошли печальные последствия, автор и дал свершить толпе самосуд над человеком. Но, несмотря на трусость профессора, автор в то же время утверждал, что подобные профессору – редкость, что профессор – светило науки. Это подтверждает последнее предложение повести, после того, как профессор был убит, и красный луч восстановить не удалось: «Очевидно, для этого нужно было что-то особенное, кроме знания, чем обладал в мире только один человек – покойный профессор Владимир Ипатьевич Персиков».
Кстати, стоит обратить внимание на «красноту» произведения. Ведь Москва, по которой гулял Персиков пестрила красными оттенками. Красный – цвет революции. Также и луч, который открыл профессор, имел красный цвет. Луч вызывал очень агрессивные реакции на тех, на кого действовал.

Луч превращал маленьких и тихих в огромных и злых. Здесь автор также хотел показать то, какой вред революция нанесла стране. Ведь маленькие змеи в яйцах превратились в разрушающих все рептилий. Булгаков хотел показать будущие последствия революции. И убийство Персикова это доказывает. Люди безжалостно уничтожили профессора. А ведь когда-то эти люди были ничтожными в своей жизни. Но почувствовав с революцией себя сильными, они становятся агрессивными. Почувствовав опасность, эти люди вымещают свою месть за злых рептилий на профессоре.

Таким образом, автор хотел донести до читателя не только то, что нужно нести ответственность за свои поступки, но и право интеллигенции на существование. Разве бы случилось все это, если бы люди дали профессору время для изучения луча? Но и здесь видно то, что интеллигенция не борется за свое существование и дает погубить себя. Также автор здесь и предупреждает читателя: если интеллигенция не будет бороться с новой властью, то в страну придет хаос (конец повести, где рептилии стали захватывать территории страны). В конце повести, где огромные рептилии захватывают страну, автор снова предупреждает читателя о «маленьком человеке»: маленькая рептилия, которой удастся выбраться на свободу и стать большой, будет все уничтожать и рушить, так как уже внутри яйца жил монстр.

Повесть "Собачье сердце"

«Собачье сердце» – еще одна сатирическая повесть М.А.Булгакова. Здесь автор повествует о превращении бездомной собаки Шарика в человека Полиграфа Полиграфовича. Автором этого эксперимента с превращением являлся профессор Филипп Филиппович Преображенский.
Филипп Филиппович идет по улице и встречает бездомного пса с ожогом на боку. Назвав пса Шариком, и, угостив его кусочком колбасы, профессор уводит его к себе домой. Вместе с Шариком читатель попадает в светлую квартиру профессора Преображенского, знакомится с его бытом и прислугой. Преображенский – настоящий аристократ. Автор, как и Шарик, любуется профессором и его манерами. Но только вот то, чем занимался профессор, не может порадовать читателя. Преображенский – врач, он занимается операциями по омоложению стареющих людей, которые не хотят смириться со своей природой. И ради своих операций, Преображенский, не жалея Шарика, проводит над ним операцию: пересаживает человеческие органы собаке. Профессор надеялся, что эта операция приведет к омоложению, но она привела к «полному очеловечиванию». Таким образом, бездомный пес Шарик превратился в человека Шарикова.

В повесть Булгаков помимо сюжетной линии с Шариковым включает еще и линию со Швондером – управляющего домкомом. Швондер появляется в повести еще до операции над Шариком: он приходит к Преображенскому и просит его отдать несколько комнат, так как ведется уплотнение квартир. Но профессор твердо стоит на том, чтобы не отдавать комнат и прогоняет Швондера с его людьми. Швондер же не желает смириться с этим, желает отомстить за свое ущемленное самолюбие. В это время профессор проводит операцию, и Швондер, узнав о Шарикове, радуется. Шарикову достался гипофиз пьяницы и гуляки Клима Чугункина, и потому ему по душе приходится нрав Швондера. Швондер и Шариков – объекты сатиры в произведении. Они были пролетариатами, неумными и ничего не знающими. Их выходки были смешны для автора. Но высмеивая их, представляя их ничтожными, автор и показывает то, что таких как они

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector