x x
menu

Традиции русской классической литературы в творчестве В. Г. Распутина

Литература 1960 - 1980-х годов развивает традиции русской классической литературы, обращаясь к судьбе России, к образу "малой родины", к народным нравственно-этическим идеалам. В прозе Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова, В. Быкова, С. Залыгина, В. Распутина, В. Шукшина, которую критики назвали "деревенской", продолжается художественное исследование жизни русского села, с философской и психологической глубиной и лирической проникновенностью раскрывается духовный облик человека, живущего в деревне. Творчество каждого из них, впрочем, выходит далеко за рамки собственно деревенских, региональных тем и проблем и является по-своему значительным достижением русской культуры XX в.

Валентин Григорьевич Распутин собственным примером лучше всего доказал верность своей мысли: "Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо". Родился писатель 15 марта 1937 г. в Сибири, в поселке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары, в трехстах километрах от Иркутска. Рос в деревне с напевным названием Аталанка, которую затем перенесли в другое место, на берег Братского моря, так что трагедию затопления Матёры писатель прочувствовал на себе и своих земляках. Герои Распутина тоже родились в Сибири. Сибирская природа, тайга, река Ангара в ее былой красе и мощи оживают на страницах его очерков, рассказов, повестей. Критики не раз отмечали в Распутине редкую для писателей XX в. способность к глубинному созерцанию природы.

О годах своего военного детства писатель затем скажет очень важное: "Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе". Такая спаянность людей, ощущение каждым чужого горя как своего остались для Распутина эталоном человеческих взаимоотношений.

В детстве же Валентин пристрастился к чтению. К маленькому деревенскому грамотею старухи нередко обращались с просьбами прочитать или написать письмо, и он с удовольствием это делал.  В. Г. Распутин окончил историко-филологический факультет Иркутского университета. В университете зачитывался произведениями Ремарка и Хемингуэя, Пушкина и Тютчева, Лескова и Тургенева, особенно же выделял Достоевского и Бунина. Внимательно изучал древнерусскую литературу, русский фольклор, с которым познакомился в сибирской деревне еще в детстве (бабушка Мария Герасимовна знала сказки, легенды, песни), труды историков. В студенческие годы он подрабатывал (некоторое время вместе с А. Вампиловым) корреспондентом иркутской газеты "Советская молодежь". После окончания учебы Распутин продолжает заниматься журналистикой, работая спецкором на крупнейших стройках Абакан-Тайшет, Братской и Красноярской ГЭС. В середине 1960-х годов выходят в свет книги очерков "Костровые новых городов" (1966) и "Край возле самого неба" (1966), полные оптимистического задора, веры в человеческие возможности. Но в журналисте Распутине, как он сам вспоминал, вдруг "словно проснулось авторское "я"". Ему захотелось большей свободы самовыражения, какую могла дать только литература.

Вскоре вышла книга рассказов "Человек с этого света" (1967). Само название говорит об устойчивой черте творчества Распутина, проявившейся уже в этих ранних рассказах: автор пристально вглядывается в каждого обыкновенного человека, будь то ребенок, юноша, неграмотная старуха, видит и ценит в нем неповторимую личность. Заявлена здесь и важнейшая распутинская тема - тема памяти, непрерывности человеческих поколений. В это время Распутин увлекался рассказами Андрея Платонова ("Я поражаюсь его настроем, поставленным словом, которое дает этот настрой..."), и платоновские интонации ощущаются в его прозе. Критики отмечали точное чувство формы, смысловую и композиционную завершенность рассказов, психологизм образов (рассказы "Я забыл спросить у Лешки", "Мама куда-то ушла", "Эх, старуха...", "Продается медвежья шкура" и др.).

Итог этого периода - замечательный рассказ "Василий и Василиса". Герои, тридцать лет живущие рядом, но не вместе из-за давней обиды жены, вдруг оказываются перед лицом смерти и вечности, и Василию не дает покоя совесть, а в Василисе наконец рождается жалость и способность простить грех. Ощущения героев отражаются в тонко подмеченном состоянии природы, переданном при помощи отточенных деталей. Начиная с этого рассказа Распутина можно считать профессиональным писателем - со своим взглядом на мир и своим стилем.  Из более поздних произведений следует выделить рассказ "Уроки французского" (1973), посвященный матери А. Вампилова,  педагогу. Писатель воссоздает тяжелое послевоенное время, когда он с пятого класса один переехал учиться и жить в райцентр, и образ своей учительницы французского языка. Героиня рассказа, молодая учительница выручает недоедающего ученика, проигрывая ему деньги. По словам автора книги о Распутине Светланы Семеновой, перед нами "случай такой анонимно-самоотверженной помощи, которую в Древней Руси называли "незаметной милостыней" и считали единственно нравственной".

В своей первой повести "Деньги для Марии" (1967) писатель рисует картину мира, в которой уживаются добро и зло, материальное и духовное, жестокость и милосердие, скупость и щедрость, подлость и честность. Сюжетная ситуация предельно проста: ревизор обнаружил недостачу в тысячу рублей в единственном на деревне магазине. Неопытной и совестливой продавщице Марии, дававшей зачастую продукты односельчанам в долг, грозит тюрьма. Дети останутся обездоленными. Муж Марии тракторист Кузьма, глазами которого читатель видит происходящее, решает собрать деньги "с миру по нитке".

Повесть, как и все последующие произведения Распутина, не отличается сюжетной динамикой, интригой, главное в ней - жизнь человеческой души. Писатель задается вопросом: можно ли спокойно жить, зная, что рядом кто-то страдает? Чужая беда обнажает в человеке его истинную сущность. Кузьма приходит в дома далеких и близких людей, прося деньги в долг, и для каждого персонажа, с большой психологической глубиной обрисованного автором, это своего рода испытание на совесть. Показывая отношение к деньгам для Марии, автор вскрывает общее неблагополучие в человеке и в современном обществе. Тончайшие, трудно передаваемые оттенки переживаний главного героя, нравственно светлого, естественного человека, выражаются посредством образов природы, в ее зеркале человек видит самого себя. Финал повести открытый: Кузьма стоит на пороге квартиры своего брата-горожанина, в преддверии или самого большого из всех унижений, или чудесного спасения. Звучит финальное: "Молись, Мария!"

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать