x x
menu

Толстой «Война и мир». Социофилософская концепция произведения, война и мир как ее ось

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Война и мир» - книга поисков, книга вопросов. Это развернутое философское размышление писателя о закономерностях человеческой истории и законы жизни. На конкретных жизненных примерах Л. Толстой старался объяснить причины исторических событий,  «движение» истории, которые не могли объяснить историки. Он связывал это с проблемой свободы и необходимости. В таких сложных вопросах мы попробуем разобраться сегодня на уроке.

II.        Объявление темы и цели урока

III.       Актуализация опорных знаний

1.         Комментирование отрывка из романа

Учитель. Прокомментируйте эту цитату: «над ним уже не было ничего, кроме неба - высокого неба, не ясного, а тем не менее безмерно высокого, с медленными серыми тучами на нем. “как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал,- подумал князь Андрей,- не так, как мы бежали, кричали и бились; совсем не так, как со злыми и оробелыми лицами тянули друг в друга банника француз и артиллерист,- совсем не так ползут тучи по этому высокому бескрайнему небу. Почему же я не видел раньше этого высокого неба? И какой я счастливый, что познал его в конце концов. Да! Все ерунда, все заблуждение, кроме этого бескрайнего неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И хвалить Бога!..”» (В критические, переломные моменты жизни человек начинает ценить то, что имел, чего не замечал - радость жизни, чистое небо, тишину, успокоение).

2.         Краткий пересказ и комментирование ключевых эпизодов II книги романа («сюжетная цепочка»)

(Ожидаемые ответы: Николай Ростов приезжает в отпуск -> Пьера предает молодая жена Элен -> разговоры в Английском клубе -> дуэль Пьера и Долохова -> весть о том, что князь Андрей убит -> роды и смерть жены Андрея -> возвращение Болконского из плена -> Ростов проиграет значительную сумму у карты -> встреча Пьера с масоном, увлечение его учением -> князь Андрей решил больше не служить и обустроил свое с сыном имение в Богучаре -> разговор князя Андрея с Пьером о смысле жизни -> перестройки в имении князя Андрея -> первый бал Наташи Ростовой -> влюбленность князя Андрея -> охота -> ряженые -> Николай Ростов извещает о своем намерении вступить в брак с Соней, мать отвечает отказом своей воспитаннице -> неласковый прием Наташи у отца князя Андрея -> разговор с княжной Марией -> знакомство Наташи с Элен, увлечение ее братом Анатолем Курагиным -> намерение Наташи убежать с Анатолем -> срыв тайного венчания, болезнь Наташи -> Пьер поддерживает Наташу).

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1.         Слово учителя

- Князь Андрей - один из любимых образов писателя. Просвещенный, благородный, гордый и честолюбивый, он был недоволен собственной жизнью, окружением, постоянно находился в поисках смысла бытия. Он прошел через увлечение Наполеоном и разочарование в нем, через любовь к Наташе и горькое переживание ее измены, через смертельное ранение, чтобы понять, что наибольшее счастье - это счастье любви ко всем людям всего мира.

2.         Эвристическая беседа

♦          Каким мы видим Андрея Болконского в салоне Анны Павловны Шерер? (Разочарованным в окружающем мире, целенаправленным, волевым)

♦          Изменился ли князь Андрей во время службы в штабе Кутузова и почему? (Изменился, так как был на своем месте, нашел достойное себе занятие: «В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно бывшей неискренности, усталости и лености, он имел вид человека, который не имеет времени думать о впечатлении, которое он производит на других, и занят делом приятным и интересным»).

♦          Что думал князь Андрей накануне Аустерлицкой битвы? (Он больше всего желал славы: «...Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими... ради одного этого я живу»).

♦          Что понял Болконский, лежа тяжело раненым под высоким небом Аустерлица? (Что все ерунда, мелочное, быстротечное).

♦          Какие чувства вызвала встреча Болконского со старым дубом в Отрадном? (Желание жить)

♦          Почему Болконский стремился служить в действующей армии, а не при штабе, как ему предлагали? (Хотел живого дела, чтобы забыть свое горе: «Он весь был отдан делам своего полка, он проявлял заботу о своих людях и офицерах и был ласков к ним»).

♦          О чем жалел князь Андрей, получив смертельное ранение? (Что не понимал прежде любви, сочувствия и всепрощения, о которых говорила княжна Мария)

♦          Можно ли говорить о том, что в образе Андрея Болконского автор воплотил свою идею о «несопротивлении злу насилием»? (В определенной мере; возможны и другие мысли)

3.         Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»

♦          Какими являются социально-философские идеи романа «Война и мир»?

 (Ожидаемые ответы: «Народ - движущая сила истории», «Народ - оберег национальной независимости, культуры и традиции», «Война и мир как два состояния жизни человека и народа», «Историческая роль широких масс (народа) и личности (Наполеон, Кутузов)», «Есть три формы единения людей: семья, народ, человечество»).

V.        Закрепление знаний, умений и навыков

Приведите ярчайшие примеры того, как Л. Толстой в своем произведении широко использовал такие приемы, как внутренний монолог, пейзажи для изображения «диалектики души». (Монолог раненого Болконского под небом Аустерлица; монолог княжны Марии; пейзажные зарисовки неба, дуба и др.)

VI.       Домашняя задача

Для всех: знать социофилософские идеи Л. Толстого, уметь характеризовать образ князя Андрея; прочитать III книгу произведения.

Индивидуальное: подготовить сообщение о Наполеоне, Кутузове.

VII.      Итог урока

Учитель. История семьи Ростовых, Болконских свидетельствует о том, что «семейные узы», любовь, взаимоуважение и взаимопонимание наиболее крепко объединяют людей. Герои романа принадлежат к своей эпохе, живут одной жизнью со своим народом, находят в народных представлениях и верованиях моральную поддержку (вспомните Наташу Ростову на охоте и с ряжеными). Вместе с тем порывы к добру, сочувствие, осознание того, что каждый человек является частицей общего организма,- характерные особенности героев эпопеи. Рано или поздно каждый из них приходит к пониманию этих истин.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать