x x
menu

Теория эпического театра Брехта

Теория эпического театра начала скла-дываться в эстетике Брехта в 1920-х годах, в период, когда писатель был близок к левому экспрессионизму. Первой, еще наивной идеей было предложение Брехта сблизить театр со спортом. «Театр без публики — это нонсенс», — писал он в статье «Больше хорошего спорта! » (1926). Спектакль должен быть столь же непредсказуем, интригующ, как спортивный матч. В 1926 г. Брехт закончил работу над пьесой «Что тот солдат, что этот», которую он позже считал первым образцом эпического театра. Театральная система Брехта развивается одновременно и в неразрывной связи с формированием в его творчестве метода.

Основа системы — «эффект очуждения» — есть эстетическая форма знаменитого положения К. Маркса из «Тезисов о Фейербахе»: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Первым произведением, глубоко воплотившим такое понимание очуждения, была пьеса «Мать» (1930— 1932, пост. 1932, опубл. 1933) по мотивам романа М. Горького. Характеризуя свою систему, Брехт пользовался то термином «неаристотелевский театр», то — «эпический театр».

Между этими терминами есть некоторая разница. Термин «неаристотелевский театр» связан прежде всего с отрицанием старых систем, «эпический театр» — с утверждением новой. В основе «неаристотелевского» театра лежит критика центрального понятия, составляющего, согласно Аристотелю, суть трагедии, — катарсиса. Общественный смысл этого протеста объяснен Брехтом в статье «О театральности фашизма» (1939): «Самое замечательное свойство человека — это его способность к критике...

Тот же, кто вживается в образ другого Человека, и притом без остатка, тем самым отказывается от критического Отношения к нему и к самому себе. <...> Поэтому метод театральной игры, Взятый на вооружение фашизмом, не может рассматриваться как по Ложительный образец для театра, если ждать от него картин, которые дадут В руки зрителей ключ к разрешению проблем общественной жизни». Брехт связывает свой эпический театр с обращением к разуму, не отрицая при этом чувства.

Еще в 1927 г. в статье «Размышления о трудностях эпического театра» он разъяснял: «Существенное... в эпическом театре заключается, вероятно, в том, что он апеллирует не столько к чувству, сколько к разуму зрителя. Зритель должен не сопереживать, а спорить. При этом было бы совершенно неверно отторгать от этого театра чувство». Эпический театр Брехт нередко отождествлял с социалистическим реализмом, видя их общие черты в стремлении сорвать с действительности мистические покровы, выявить подлинные законы общественной жизни во имя ее революционного изменения (см. статьи Б.

Брехта «О социалистическом реализме», «Социалистический реализм в театре»). Среди идей эпического театра можно выделить четыре главных положения: «театр должен быть философским», «театр должен быть эпическим», «театр должен быть феноменальным», «театр должен давать очужденную картину действительности». Философская сторона пьес Брехта раскрывается в особенностях их идейного содержания и в особой жанровой форме, основанной на принципе параболы, суть которого в постановке наиболее значимых проблем, требующих не обыденного, а философского осмысления.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать