Тематическое оценивание «Историческое прошлое народа»

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель: проверить качество усвоенных учениками знаний во время изучения вышеупомянутой темы; развивать навыки устной связной монологической речи, умение ориентироваться в сложных ситуациях; воспитывать почтительное отношение к завещаниям наших предков, осмысленно их выполнять.

Тип урока: урок-интеллектуальная игра «Самый умный».

Народ, который не знает своего

прошлого, не имеет будущего.

А. Довженко.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Киев... Русь... Украина... Эти слова с глубоким почетом и гордостью говорит каждый сознательный украинец, так как выражают они духовную близость к земле своих родителей, родословной украинского, его знаменитой и вместе с тем трагической истории. Вот уже свыше XV столетий высится на днепровских склонах златоверхий Киев, которому выпала историческая миссия стать «матерью городов русских», «сыграть важную роль в формировании одного из наибольших государств средневековой Европы - Киевской Руси.

София Киевская и Золотые ворота княжеского города, Выдубецкий монастырь и Киево-Печерская лавра с остатками Успенского собора, старинный Подол и Днепр - все это духовные символы национальной истории и культуры, без которых не мыслится украинская земля и путь ее народа в будущее.

Осматривая с высот киевских холмов далекие пространства вне Днепра, прислушиваясь к голосам веков, невольно задумываешься: откуда мы пошли и чьи мы дети? Кто жил на наших землях несколько тысячелетий тому назад, и на каком языке общались наши предки? Кто были те строители городов, храмов, памяток зодчества, которые в течение многих столетий очаровывают потомков своим совершенством и красотой?.. Таких еще полностью не выясненных вопросов возникает немало, и ответы на отдельные из них мы можем дать, ведь недавно ознакомились с произведениями, авторы которых старались постичь судьбу нашего многострадального народа, зримее и ощутимее представить картины прошлого. Со страниц рассказов и стихов дышит старина, возникает жизнь наших предков, мелькают в отвесном бегу кони, скрещиваются копья, звенят сабли... Без прошлого нет будущего. В захватывающее путешествие по путям истории отправимся мы на сегодняшнем уроке, попробуем проверить ваше понимание прочитанных произведений устного народного творчества, исторической поэмы А. Олеся.

II. Объявление темы и цели урока.

Итак, мы попробуем определить, кто из вас лучше будет ориентироваться в содержании этих произведений, которые изучались, их анализе. Поэтому урок наш необыкновенный, мы проведем интеллектуальную игру - «Самый умный».

1. Словарная работа.

Интеллект (лат.) — способность к мышлению, особенно к его высшим теоретическим уровням.

Я думаю, что борьба будет отчаянной, ведь главная награда и диплом «За знание исторического прошлого нашего народа» достанутся самому умному.

Все ученики класса являются участниками игры. Знакомство с ними происходит таким образом: каждый, назвав свое имя и фамилию, должен сказать, с какими произведениями об историческом прошлом нашего народа он ознакомился дополнительно, какими источниками пользовался, чтобы пополнить свой интеллект. Ответ начинать фразой: «Не хвалюсь, но я...» Проблемно-ситуативная речь.

I раунд. Аудирование. Уровень 1.

Если кабинет компьютеризирован, этот вид работы проверить легко, а если нет, то предлагаю два варианта:

  1. Письменная форма.
  2. С помощью сигнальных карточек разного цвета: красного, зеленого, желтого. Во время аудирования ученики поднимают карточку нужного цвета, который отвечает вариантам ответов а, б, в. У кого количество карточек совпадет, тот имеет возможность продолжить игру в следующем раунде. Правильный ответ оценивается одним баллом.

 

Тесты.

1. Город Киев назван в честь одного из братьев:

2. а) Кия;                  б) Хорива;           в) Щека.

3. Олег княжил:

а) во Львове;           б) в Киеве;          в) в Новгороде.

3.   Умер Олег:

а) от болезни;                                      б) погиб в бою;

в) от укуса змеи.

4.   В 955 году Ольга поплыла:

а) в греческую землю;                         б) в Рим;

в) в Западную Украину.

5.   Где велел Владимир строить церкви?

а)       Где когда-то стояли деревянные кумиры;

б)      в городах и селах;

в)      запретил построение храмов.

6.   Кому принадлежат слова:

Как не будете все вместе

Идти к общей цели,

Вы, государство разрушив,

Подадетесь в миры.
а) Ярославу Мудрому; б) Святополку;

в) Владимиру.

7.   Что А. Олесь старался рассказать в «Запении»?

а) Сказку;                 б) быль;     в) рассказ.

8.   В произведении «Наши предки — славяне» говорится, что каждое племя имело:

а) князя;                   б) сотника;          в) хана.

9.   Кому было скучно сидеть дома «без походов, без боев»?
а) Князю Остромыслу;                          б) полянам;

в) Аскольду и Дыру.

10.  Кто отправился в поход на греков?

а) Князь Олег;                                     б) Ярослав Мудрый;

в) Никита Кожемяка.

11. Кому приснился «Странный сон... Какие-то палаты, Рыцарь в оружии на коне...»

а) Княгини Ольге;                               б) Ярославу Мудрому;

в) Екатерине II.

 

12. В каком произведении отображен бой Кожемяки с печенегом-борцом?

а) «Ярослав Мудрый»;                        б) «Никита Кожемяка»;

в) «Поход на Царьгород».

Итоги I раунда. Учитель собирает сигнальные карточки, которые указывают на правильный ответ. Другой вариант: ученики сами подсчитывают количество своих карточек, сообщают об этом учителю и ученикам. Во II раунд переходят шестеро игроков. Остальные получают оценки и следят за игрой.

II      Раунд.

На отдельных листах (квадратиках) расписаны буквы. Из них ученики составляют слово - литературный термин. Кто быстрее выполнит задачу, тот будет первым отвечать на вопрос во втором раунде. За одну минуту ученик должен дать как можно больше правильных ответов. Вопросы учитель подбирает самостоятельно, поскольку предусмотреть их количество невозможно.

III      раунд.

Ученики заранее подробно изучают содержание произведений. Для удобства и сосредоточенности можно предоставить три варианта текстов.

I      вариант. «Запение», «Украина в старину» «Наши предки — славяне».

II      вариант. «Начала Киева», «Аскольд и Дыр», «Поход на Царьгород».
III вариант. «Княгиня Ольга», «Ярослав Мудрый», «Никита Кожемяка».
Участник, который набрал больше всего баллов, начинает III раунд. Стоимость правильного ответа - 2 балла.

На доске прикрепляется таблица с определенной нумерацией. Ученики стараются запомнить цифры того цвета, который выпал им во время жеребьевки, проведенной перед началом III раунда. Для облегчения работы учитель сформулирует вопрос согласно темам. Учитель размешивает их под нумерацией в любом порядке. Можно открыть «окошечко» соперника, заработав при этом - 3 балла.

I вариант. «Запение», «Украина в старину», «Наши предки — славяне»

  1. Дажбог — один из главных богов, это... (Бог Солнца, света, огня).
  2. Какие деревья росли в вечном лесу? (Дубы, ольхи, сосны...).
  3. Какие животные водились в вечном лесу? (Медведи, олени, кабаны, лоси...).
  4. Стрибог – Это бог... (Ветра, бурые, ненастья).
  5. Кто руководил родом? (Самый мудрый и старейший).
  6. Пример HTML-страницы
    Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector