Тема вечности в барокко

Здравствуйте, уважаемые читатели. Многие из нас задают себе вопросы о том как в наше время зарабатывать немалые деньги, чтобы содержать свою семью. И я играя в автоматы на сайте: igrovye-avtomaty-admiral.com/keks добился этого вскоре. Так, как у меня кроме этого много свободного времени, я решил писать статьи на литературную тематику, дабы развивать себя. Сегодня я вам расскажу о теме вечности в барокко.

Можно привести в качестве примера разбор кантаты № 60 И. С. Баха и "хорала Вечности" в работе М. Н. Лобановой "Западноевропейское музыкальное барокко": "Специфический смысл этот ход приобретает в кантате № 60 И. С. Баха: начальный и заключительный хоралы олицетворяют начало и конец страстного пути. Все интонационное развитие подчинено движению от первой к заключительной мелодии. Многочисленные инструментальные контрапункты усиливают первую фразу "хорала Вечности" — ее интонации обыграны во вступлении, рассеяны в контрапунктах...

Ключевая фраза — "тема Вечности" — выделена многочисленными созвучиями. Ее инструментальные варианты постепенно подготавливают начальную фразу второго хорала в I части; во II части самая первая фраза "О, тяжкий путь" оказывается многообещающей — в ней осуществлен интонационный синтез двух тем; многочисленные намеки на второй хорал слышны в III и IV частях; его первая фраза предваряется в заключении предшествующей части...

Но самой многозначительной становится повторенная заключительная фраза второго хорала: возвращая нас к началу первого напева, являясь его инверсией, она оправдывает сложную подготовку второй мелодии, открывает, что ключевые фразы второго хорала входили в первую фразу "хорала Вечности", а еще один дополнительный круг создавало инструментальное вступление к I части... Долгий путь и движение оказались предопределенными: конец содержал начало, а начало — конец. Кантата № 60 не только рисует аллегорический круг вечности, в ней сказывается еще один закон барочной поэтики — закон иллюзии".

Исследователи барокко отмечают, что художественная культура барокко была пронизана рационализмом в большей степени, чем живое слово Ренессанса. "Логика выступает в тяжелых доспехах риторики". Ораторское слово по своей природе патетично, такой слог более всего подходит для выражения конфликта между суетным миром и тем сущностным, что предобразовало личность человека. Вечность — одна самых значительных тем искусства барокко, "время без времени": "Примерами воплощения подобного противоречия могут служить две духовные песни талантливого поэта Иоганнеса Риста. В обеих воспевается Вечность — в одной как блаженство, в другой как "громослово" (Dormer Wohrt в старом написании), обрекающее человека на муки (приводим начало второй песни, легшей в основу кантаты № 20):

О Вечность, ты громовое Слово,

О Меч, пронзающий Душу.

О Начало без Конца.

О Вечность, Время без Времени.

От охватившей меня печали

Где найти спасенье?"

Интересно не только само воплощение темы вечности, но и то, что вечность находит воплощение в миге, мгновении: "...между собой они, эти мгновения, взаимосвязаны, а рядоположение их статично. У Баха в миге — вечность. Метафорически говоря, так соотносятся капля и море". Время будто остановилось в своем течении, а мир изменчив; надо уметь преодолевать его искушения нравственным противостоянием.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент