Тема урока: «Захар Беркут». Историческая основа произведения

2.9.1. Выразительное чтение некоторых отдельных интересных эпизодов раздела.

2.9.2. Тема: воспроизведение картины жизни тухольцев: быт, верования, обычаи; изображение ненависти Т. Волка к простому люду.

2.9.3. Идея: возвеличивание сыновьей любви к своему народу, родному краю; красоте любви (Максим, Мирослава); осуждение коварства, жадности, зависти, пользы (Т. Волк).

2.9.4. Основная мысль: «судьба обычно тех выше поднимает, кого думает ниже столкнуть».

2.9.5. Композиция.

Экспозиция: знакомство Т. Волка с условиями жизни тухольцев.

Завязка: приглашение Т. Волка тухольской общиной на копну (общественный совет) и отношение боярина к этому.

Кульминация: просьба Максима у Т. Волка разрешения на бракосочетание с Мирославой.

Развязка: гнев боярина и искренность Мирославы к Максиму.

2.9.6. Сюжет.

Описание старинного села Тухли, деятельности его жителей.

Неудовольствие Т. Волка, когда его пригласили на копну.

Боярин знакомится с условиями жизни тухольцев, их верованиями.

Рассказ Максима об интересной легенде, которая касалась Сторожа.

Максим просит у Т. Волка разрешения на бракосочетание с Мирославой, в результате чего боярин рассердился, а его дочь ощутила себя счастливой.

2.9.7. Обсуждение содержания ІІ раздела повести с вопросами:

• Каким вы воображаете село Тухлю?

• Чем занимались тухольцы? («Тухольський народ жил в основном скотоводством... паслись отары овец, в которых покоилось главное сокровище тухольцев: из них они добывали себе одежду, кушанье и мясо. Вторым, главным источником благосостояния тухольцев были леса... они поставляли тухольцам зверя, лесных овощей и мед»).

• Почему жители Тухли гордились своим созданием - тухольским проходом?

• Чем Максим проявляет гордость за отца? («Мой отец сам делал дорогу на протяжении пяти миль…»).

• Как Максим охарактеризовал своего отца, отвечая на вопрос Т. Волка: «Твой отец имеет большую власть над общиной?» («Нет, власти у нас над общиной не имеет никто: община имеет власть сама, а больше никто. Но мой отец опытный человек и радушно служит общине. Как он говорит на раде общественной, так не сумеет никто в целой верховине. Община слушает отцовского совета, но власти отец мой не имеет никакой и не жаждет ее»).

• Из-за чего община недовольна Т. Волком? («Вся община гневная на тебя за то, что ты присваиваешь себе общественный лес и горную долину, не спросив даже общины, захочет ли она на то пристать, или нет»).

• Как Т. Волк воспринимал рассказы Максима о жизни и стремлении тухольцев? («...Шел понуренный и немой, даже взглянуть не хотел на тех смердов, которые смели сопротивляться воли его князя»).

• Как боярин отреагировал на приглашению к копне? («Ничего меня не обходит ваша копна. Я здесь по княжеской воле и могу сам собирать копну, когда буду считать сие нужным»).

• Каким был тухольский совет по словам Максима? («...Тухольськая община судит по справедливости, а справедливому суду разве стыдно подвергнуться?»).

• Почему боярин, давно колеблясь, соглашается прийти на копну? («...Приду завтра на тот ваш совет, но не на то, чтобы ему подвергнуться, а лишь на то, чтобы увидеть, что сие за совет будет»).

• Как в произведении описаны дома крестьян? («Дома были порядочно огороженные и хорошо содержались, стены из тучного камня, не обмазанного глиной, но несколько раз в год мытого и скобленного годовыми черепицами; только там, где одна долина сходилась со второй, в узких пасмугах стены были полеплены глиной и побелены жженой известью и выглядели очень хорошо среди зеленых верб и груш. При входе в каждый двор стояли две липы, между которыми привязаны были хорошо плетеные во всякие узоры ворота»). Каким образом они характеризуют своих хозяев?

• Для чего на воротах каждого двора тухольцев была прибита хищная птица? («Почти над каждыми воротами на жерди висела прибитая какая-то хищная птица: то сова, то сорока, то ворона, то ястреб, то орел, с широко распростертыми крыльями и вислой наземь головой; сие были знаки духов - опекунов дома»).

Что подумал Тугар Волк, увидев дом Захара Беркута? («...Ага, то здесь сидит тот тухольский владыка. Увидеть что это за птица!»).

Чем Максим не нравился Т. Волку? («...Одно только сердило его, что тот молодой парень такой смелый и так ведет себя с ним и с его дочерью, будто с равными себе. Но до поры до времени он сдерживал свой гнев»).

Дайте определение легенде как жанру устного народного творчества. (Легенда - народный рассказ о жизни какого-то лица или необыкновенном событии, обвитый фантастикой, сказочностью).

Какую легенду рассказал Максим Т. Волку о Стороже? Правдивая ли она? Почему жители села гордились каменными воротами?

Почему для Максима родной край - это святыня. Свою мысль мотивируйте.

Какое впечатление произвела легенда о Стороже на Мирославу и Т. Волка? («Со странным чувством слушала Мирослава ту повесть: она глубоко щемила ее сердце,- ей так хотелось стать под рукой того доброго и животворного царя великанов к бою с силой Мораны; кровь живее заиграла в ее молодом сердце». «Т. Волк... не очень верил ей, только еще раз обернулся, поглядел на каменного тухольского Сторожа и с пренебрежением улыбнулся, словно подумал себе: “Вот глупые смерды, такой ерунде возлагают свою гордость и свою надежду!»»).

О чем попросил Максим  Т. Волка? Как на это отреагировал боярин? Почему? («Отдай за меня дочь свою, которую я люблю сильнее своей жизни, сильнее души своей!.. Неужели же между твоим боярским и моим мужицким родом такая большая пропасть, чтобы ее любовь не могла перейти? Да и чем же ты так выше меня?». «И ты, подлый хамов род, смеешь ровнять себя со мной? Со мной, что век вековал между князьями, удостоился княжеской похвалы и награды за рыцарские дела! Моя дочь может выбирать себе жениха между первейшими и славными молодцами в крае… Нет, нет, иди прочь, бедный мальчик, ты не полон ума, ты сказал свои слова в приступе сумасшествия!»). Из-за чего Максим не смог доказать своей любви к Мирославе перед ее отцом?

Как Мирослава восприняла предложение Максима относительно бракосочетания? («А теперь, молодец, иди домой и не пугайся ничего. Мирослава присягнула, что будет твоей, и Мирослава сумеет соблюсти присягу»).

Ощутил ли себя юноша в этот миг счастливым? («Максим долго еще стоял на месте, обвороженный, счастливый»).

• Почему Максим и его отец, как их деды и прадеды, тайком молились закату солнца?

• Как прием контраста помогает воспринять разных по социальному происхождению героев произведения - Т. Волка и Максима?

V. Закрепление обработанного материала.

1. Проведение тестового опрашивания.

I раздел произведения.

1. События в повести И. Франко происходят:

а) в Карпатах; б) на Волыни; в) на Херсонщине.

2. Бабушка рассказывала внукам о давней давности о:

а) разнообразных мифологических существах, которые жили в лесу; б) нападениях монголов-песиголовцев; в) мужественном старце-колдуне.

3. Дети называли рассказ бабушки: а) мифом; б) легендой; в) басней.

4. Тугар Волк - это:

а) сельский староста; б) боярин; в) воевода.

5. Мирослава, находясь вместе с отцом и гостями на охоте,

была похожа на: а) березку; б) тополь; в) калину.

6. Узнайте героя по его портрету: «Плечистый, с грубыми очертаниями лица и грубыми, черными волосами»:

а) Тугар Волк; б) Максим Беркут; в) Захар Беркут.

7. Опаснейшим во время лова на лесных животных была охота на:

а) оленя-ухвата; бы) черногривого тура; в) медведя.

8. Максим, впервые увидев Мирославу, назвал ее:

а) лесной красавицей; б) странной девушкой; в) изумрудным чудом.

9. Максим-Охотник совмещал в себе все приметы сильного рабочего, рыцаря и начальника, такую оценку ему дано:

а) Т. Волком; б) богатым боярином; в) Мирославой.

10. За что была признательна Мирослава Максиму, находясь на охоте? Он:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент