x x
menu

Тема урока – Забота взрослых… Нужна ли она детям?

Оборудование уроков

Портрет К. Д. Ушинского.

«Словарь характеристик».

Иллюстрация в учебнике.

Урок 65й

I. Минуты поэзии

(Дети читают наизусть стихотворения о зиме.)

П. Подведение итогов

1. Обобщающая беседа с учащимися

Учитель. Сегодня мы заканчиваем третью главу учебника.

Что вы узнали о роли взрослых, самых близких и родных людей, в жизни маленьких детей?

Дети. — Взрослые помогают детям расти.

    Они учат и воспитывают их, помогают открывать мир.

    Заботятся о детях, чтобы им жилось хорошо.

    Помогают советами.

    Оберегают от беды.

    Взрослые ответственны за жизнь ребенка. Учитель. Не осложняет ли такая забота и опека жизнь

детям? Ведь взрослые часто вмешиваются в жизнь ребенка, иногда многое ему не позволяют.

Может быть, лучше детям жить самостоятельно, более свободно и так, как им хочется: чтобы никто не мешал своими советами и подсказками?

Тема нашего урока так и обозначена: «Забота взрослых... Нужна ли она детям?»

В конце урока мы должны ответить на этот вопрос.

А начнем работу с чтения одной истории, которую написал знакомый нам писатель Константин Дмитриевич Ушинский.

(Перед чтением текста проводится работа по разделу «Предварительное чтение».)

2. Самостоятельное чтение текста учащимися

3. Беседа по содержанию с опорой на текст

Учитель. На что похожа история, которую вы прочитали: на сказку или на быль?

Дети. — На сказку: в ней предметы природы изображены в образе людей, они разговаривают, высказывают свои чувства и настроения.

— А мне кажется, что сама история, рассказанная Ушин Ским, настоящая, только автор передал ее в интересной, Сказочной форме.

Учитель. О чем же эта история? Как вы поняли? Дети. — Олесе и ручье.

— О том, как ручей обижался на лес, что тот мешает ему В жизни: не пропускает солнце и закрывает небо.

    И не дает ему поиграть с ветерком. Учитель. А кто вам больше понравился? Дети. — Мне больше понравился лес.

    Мне тоже лес.

Учитель. Но ведь он же мешает ручью жить свободно и счастливо. Найдите в тексте, как автор говорит об этом.

(Дети находят и читают:

«Пробегая по влажной лесной темноте, посреди болот и лесов, ручей жалобно роптал...»;

«...лес закрывает от него и ясное небо»;

«...не пропускает к нему ни ясных лучей солнца, ни шаловливого ветерка...».)

Учитель. Вот видите, какая жизнь у бедного ручейка.

Ученик. Но ведь лес объяснил ручью, почему он так с ним поступает: чтобы сохранить ему жизнь.

Учитель. Давайте перечитаем, что говорит лес ручью.

(Ребята читают слова леса.)

Учитель. А теперь перескажите его мысли своими словами, как вы их поняли.

Дети. — Когда ручей родился, он был еще маленьким и слабым; солнце и ветер еще не нужны были ему, они могут быстро высушить и испарить воду — и ручей погибнет, а лес защищает его, сохраняет ему жизнь.

— А когда ручеек по дороге сольется с другими ручьями И превратится в речку, тогда на свободе ему не будут страш Ны ни солнце, ни ветер.

Учитель. Так как, повашему, лес мешает ручью или помогает?

Ученик. Конечно, помогает: без леса ручей не будет жить.

Учитель. А кого показал Ушинский в образах леса и ручья?

Дети. — Людей.

— В образе ручья автор показал маленького ребенка, а Лес — это взрослый человек.

Учитель. А кому писатель рассказал эту историю и зачем?

Дети. — Он рассказал нам, детям.

— Автор объяснил нам, чтобы мы, дети, не обижались На взрослых, если они в чемто сдерживают нашу свободу, Оберегают и защищают.

— Ведь это они делают для нашего блага. Учитель. А теперь давайте переведем слова леса на «человеческий язык» — язык своих родителей.

Дети. — Пока ты еще маленький и не понимаешь, что я оберегаю тебя от бед и невзгод, которые тебя окружают, а ты еще слаб и не можешь с ними бороться сам. Поэтому тебе нужна моя помощь.

— А когда ты вырастешь, наберешься сил и опыта, тогда Ты сможешь жить самостоятельно и поступать по своему Усмотрению.

4. Работа над образами героев

Учитель. А теперь поговорим о героях. Какими автор их изобразил? Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Удалось ли художнику передать в рисунке характеры героев, какими их показал Ушинский.

Дети. — Да, ручей здесь такой обиженный, слезы из глаз брызжут.

    Он «жалобно роптал», то есть возмущался и упрекал лес.

    А мне ручей показался грубым и злым: он хотел, чтобы лес вырубили.

    И неблагодарным, невежливым, он говорит:

«Хотя бы пришли люди и вырубили этот несносный лес!» — журчал ручей.

    Здесь автор пишет: «журчал» — это значит «ворчал», а на иллюстрации художник тоже нарисовал ручей ворчливым, ему удалось передать этот образ в рисунке: у него недовольное лицо, надутые губы, как у человека, который сердится.

    А лес Ушинский показал добрым: он не обижается на грубости ручья и говорит ему нежно и ласково: «Дитя мое».

    Он умеет прощать, относится с пониманием к такому поведению ручья:

«Ты еще мал и не понимаешь...» — говорит лес ручейку.

— Лес мудрый и рассудительный:

«Погоди, наберись прежде силы под моей тенью, и тогда ты выбежишь на открытую равнину, но уже не слабым ручейком, а могучею рекою».

    А на иллюстрации художник показал лес в образе человека, старого и мудрого: с морщинистым лицом, седыми усами. Видно, что он прожил немало на свете и много чего повидал в жизни.

    Художник очень хорошо показал, как лес защищает ручей, он наклонился над ручьем, его корявые, узловатые ветви похожи на руки старика, который много трудился.

    Ему нелегко: лес делает усилие, руки-ветви подняты вверх, чтобы постоянно сохранять тень над ручьем, сдерживать ветер.

Учитель (обобщает работу). Значит, рассказ этот — о лесе и ручье?

Дети. — Нет, он о людях.

    О взрослых и детях.

    А почему он помещен в учебнике после всех предыдущих текстов этой главы?

    Чтобы мы еще раз подумали о значении взрослых в жизни детей.

    Чтобы в сказочной форме рассказать еще раз о том, о чем мы читали на уроках.

    И чтоб этим рассказом подвести итог работы над всеми текстами, помещенными в этой главе.

    Ведь в этом тексте автор тоже говорит о взрослых и детях, но только в другой, скрытой форме, то есть в сказочной.

Домашнее задание. Подготовить рассказ-притчу для разыгрывания сценки.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать