x x
menu

Тема урока: Характеристика образа Маленького Принца

Цель:   охарактеризовать Маленького принца, раскрыть ценности его внутреннего мира, проследить, как изменяется характер героя во время пребывания на Земле; понять, что является главным в жизни человека; развивать навыки анализа художественного произведения и его образов, усовершенствование навыков инсценировки, ролевой игры, представление проектов; развивать творческое воображение, память, умение анализа и синтеза; воспитывать доброту, сочувствие, почтительное отношение к людям, ответственность за свои поступки.

Тип урока:     комбинированный.

Форма урока: психологическое исследование.

Оборудование: портрет Антуана де Сент-Экзюпери, медиа-слайды, иллюстрации к притче-сказке писателя и детей; раздаточный материал.

  • Ты — Человек, и в тебе я познаю всех людей…
  • Антуан де Сент-Экзюпери.

Ход урока.

І. Организация класса.

ІІ. Проверка домашней задачи.

Игра «Узнай героя».

•          «Я жил одинокой жизнью, и не было никого, с кем мог бы по-настоящему поговорить, вплоть до аварии, которой испытал в Сахаре шесть лет тому назад». (Автор).

•          «Я совсем не боюсь тигров, а вот сквозняков не переношу. У вас нет ширмы?». (Роза).

•          «Я очень люблю закат солнца. Пойдем посмотрим на закат солнца». (Маленький принц).

•          «Твоя роза так дорога тебе из-за того, что ты отдал ей столько времени». (Лиса).

•          «Если ты сможешь правильно судить самого себя, то ты в самом деле мудрый». (Король).

•          «Стыдно, что пью». (Пьяница).

•          «Уважать — значит признавать, что я самый красивый, лучше всего одетый, богатейший и самый умный на планете». (Честолюбец).

•          «Я разгадываю все загадки». (Змея).

•          «Я человек серьезный, я люблю точность». (Бизнесмен).

•          «Теперь планета полностью оборачивается за одну минуту, и я не имею ни секунды отдыха». (Фонарщик).

•          «Эфемерное — это недолговечное, то, что скоро исчезает». (Географ).

ІІІ. Сообщение темы, цели и эпиграфов урока, мотивация учебной деятельности.

Главным героем философской сказки-притчи Экзюпери является Маленький принц. Он ребенок, такой же, как и вы. Любит мечтать, ищет настоящего друга, ищет жизненные ценности, стремится к совершенству. Понимаем ли мы его? Понимают ли детей взрослые? Попробуйте на уроке провести психологическое исследование и дать советы своим родным и знакомым.

І. Восприятие и усвоение нового материала.

1.         Ассоциативный ряд. «Мозговой штурм».

1 вариант — Маленький принц на астероиде Б-612.

2 вариант — Маленький принц во время путешествия по астероидам.

2.         Презентация результатов работы методом «Мозговой штурм».

3.         Эвристическая беседа (на протяжении урока заполняется таблица «Маленький принц на планете Земля»).

Анализ XVI раздела.

•          Понравилась ли Маленькому принцу планета Земля? Что он ощутил? (Удивление).

•          Как автор доказывает, что она очень большая? Прочитайте. (На ней сто одиннадцать королей (включая, конечно, и негритянских), семь тысяч географов, девятьсот тысяч бизнесменов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев, т.е. около двух миллиардов взрослых людей. Чтобы дать вам представление о размерах Земли, скажу, что до изобретения электричества на всех шести континентах приходилось держать целую армию — четыреста шестьдесят две тысячи пятьсот одиннадцать человек — фонарщиков).

Маленький принц на планете Земля.

Анализ XVII раздела.

Почему именно в пустыне оказался Маленький принц? (Он был одиноким, а пустыня - символ одиночества, опустошения души).

С кем впервые встречается герой на планете Земля?

Что нового узнал от нее?

Символом чего является змея? (Мудрости, судьбы, силы). (Заполнение

таблицы).

Анализ XVIII раздела.

•          Кого еще встречает в пустыне? (Цветок из трех лепестков).

•          Что узнает от него? Перескажите.

•          Символом чего является этот цветок? (Символом человека, который не имеет своего дома, семьи).

•          Заполните таблицу, что ощущает герой во время встречи с ним.

Анализ XIX раздела.

•          Что привело в удивление Маленького принца на планете? Что он о ней

 говорит? («Какая странная планета!…Совсем сухая, вся в острых заостренных палочках, соленая. А людям не хватает воображения. Они только повторяют то, что им говорят…Цветок, который был у меня дома, всегда говорил первым»).

Анализ XX раздела.

•          Что ощутил Маленький принц, увидев целый сад цветущих роз?

4.         Инсценировка «Лиса и Маленький принц» (раздел ХХІ).

5.         АКС (анализ инсценировки).

•          Какое новое понятие открыл для себя Маленький принц?

•          Как советует Лиса приручить себя?

•          Что символизирует лиса? (Жизненную мудрость).

6.         Составление советов «Как найти настоящего друга».

Работа в парах.

У каждого из вас есть настоящий друг. Какие советы вы можете дать Маленькому принцу, как найти хорошего друга и быть самому настоящим другом.

7.         Составление схемы «Летчик и Маленький принц».

Событием в жизни мальчика становится встреча с летчиком в пустыне. Проследим, как каждый из них ведет себя, что говорит, как относятся друг к другу.

8.         Эвристическая беседа.

•          Почему вода в колодце была наилучшей, самой вкусной? Прочитайте. («Она родилась от долгой дороги под звездами, от скрипения ручки, от усилия моих рук, приятна сердцу, как подарок». Это все напоминало летчику детство).

•          Что символизирует колодец, вода? (Духовность, истину. Маленький принц понимает, что все в мире имеет свою оболочку, которую видят глаза, и свою сущность, которую видит сердце. Звезда прячет свой цветок, пустыня - источник, ручка - пение, человек - душу, свое ценнейшее сокровище).

•          Почему Маленький принц решил вернуться домой? (Ему открылась истина - «надо искать сердцем». Он решил вернуться домой, так как сердце болело, вспоминало друга-цветок).

•          Что свидетельствовало о подлинности чувства дружбы между взрослым и мальчиком? (Летчик защитил принца от укуса ядовитой змеи).

•          Что общего в чувствах героев? (Хотят вернуться домой; не хотят расставаться, ведь стали друзьями; будут грустить и помнить друг о друге).

9. Ролевая игра «Вхождение в эмоциональное состояние героя».

Маленький принц о расставании и памяти друзей.

Главнейшего глазами не увидишь...

Это как с цветком. Если ты любишь цветок, который растет где-то на звезде, - ночью тебе приятно смотреть на небо. Все звезды расцветают.

Это как с той водой. Когда ты дал мне напиться, она была будто музыка... а все и ручка и веревка... ты помнишь... она была замечательная...

Ночью ты посмотришь на звезды. У тебя будут такие звезды, которых больше ни у кого нет... Я буду жить на одной из звезд, я там буду смеяться, и когда ты будешь смотреть ночью на небо, это будет так, будто смеются все звезды. Это будет так, будто я вместо звезд дал тебе множество колокольчиков, которые умеют смеяться...

V.        Закрепление нового материала.

1.         Составление ассоциативного ряда «Маленький принц на планете Земля».

2.         «Мозговой штурм» (запись на доске результатов).

VI.       Итог урока, оценивание.

1.         Работа с таблицей «Маленький принц на планете Земля».

Как изменяется психологическое состояние Маленького принца на протяжении пребывания на планете Земля? Покажите это в цвете.

2.         Презентация исследовательского проекта «Я, мои друзья и родители».

Ученики демонстрируют графики с результатами анкетирования.

Анкета.

1.         Есть ли у тебя друг?

2.         Кто он?

3.         Что он для тебя означает?

4.         О чем я мечтаю?

5.         Понимают ли меня родители?

6.         Как я могу улучшить отношения с родителями?

VII. Домашняя задача.

1.         Повторить особенности философской сказки-притчи.

2.         Выписать афоризмы.

3.         Творческая работа на одну из тем по выбору учеников:

•          «После долгого путешествия по Вселенной».

•          «Возвращение Маленького принца домой».

•          «Письмо одному из героев».

•          «Письмо Антуану де Сент-Экзюпери».

4.         Индивидуальные задачи — сделать рисунки к сказке: змея, баобаб, лиса, баранец, роза, честолюбец, король, пьяница, стрелочник, пустыня, географ, фонарщик, колодец.

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать