Цель урока
Формирование представлений учащихся о взаимоотношениях близких людей в семье: родителей и детей.
Формирование представлений учащихся о значении юмора при решении серьезных семейных проблем.
Материал для чтения
1. Ю. И. Ермолаев «Два пирожных». 2.Э. Н. Успенский «Все в порядке».
Оборудование урока
Карточки для групповой работы с текстом.
«Словарь характеристик».
«Словарь настроений».
I. Проверка домашнего задания
1. Чтение наизусть стихотворения А. Л. Барто «Перед сном»
2. Чтение домашних сочинений о маме с обсуждением их достоинств и недостатков
П. Работа над новым материалом
1. Сообщение темы урока, постановка учебных задач
Учитель. Мы продолжаем читать рассказы и стихи о взрослых и детях, о взаимоотношениях между ними. У каждого члена семьи свой характер, свои требования и интересы. Не всегда отношения между членами семьи складываются хорошо, и тогда возникают конфликты. Однако этого можно избежать, если в семье есть мудрые взрослые, а дети с пониманием относятся к общим семейным проблемам.
В художественных произведениях, которые мы сегодня будем читать, показано, как можно избежать семейных конфликтов при помощи одного чудодейственного средства. Какого? Вы узнаете о нем, прочитав рассказ Юрия Ивановича Ермолаева «Два пирожных».
2. Работа по разделу «Предварительное чтение»
3. Чтение текста учащимися
Учитель. Сейчас мы прочитаем рассказ и посмотрим, какая проблема была в этой семье. (Учащиеся читают текст по цепочке.)
4. Беседа после чтения
(Дети обмениваются впечатлениями от рассказа по вопросам учителя:
Понравился вам рассказ? Чем понравился?
Назовите главных героев рассказа.
О какой проблеме этой семьи рассказал автор?
Автор эту проблему придумал или взял из жизни? А у вас в семье бывает такое?
Почему иногда детям не хочется выполнять домашнюю работу?
Как решаются эти проблемы у вас?
А как решила ее героиня рассказа? А как могла решить подругому?
Что вы можете сказать о маме? Охарактеризуйте ее словами из «Словаря характеристик» на странице 98.)
Учитель. А теперь давайте еще раз прочитаем последний абзац: что сказала мама?
(Ребята читают: «Она сказала, что еще неизвестно, когда ты вернешься из Африки: Африкато далеко, а пирожное с кремом может испортиться».)
Учитель. Эти слова мама сказала серьезно?
Дети. Нет, она пошутила.
Учитель. А это злая или добрая шутка? Можно на нее обидеться?
Ученица. Нет, это шутка добрая.
Учитель. А как назвать такую добрую шутку? Вспомните, мы уже говорили об этом в самом начале года, когда читали рассказы Голявкина «Как я под партой сидел», «Крути снежные вертя», стихи Барто «Почему телефон занят» и другие произведения, в которых авторы в шутливой форме рассказывали о серьезных школьных проблемах.
Дети. — Я вспомнил: это юмор.
— А рассказы юмористические.
5. Повторное чтение текста с выполнением задания
Учитель. А теперь давайте поговорим о героях рассказа: кто из них поступает правильно, а кто — неправильно. Но для этого вам надо будет еще раз прочитать текст и выполнить задание. Разбейтесь на группы по шесть человек. Будете читать текст «по вертушке» и в карточке, которую я вам дам, выпишете в одну колонку тех героев, поступки которых правильные, а в другую — тех, чьи поступки неправильные. Ответы сначала обсудите в группах, а в тексте найдете доказательства своих выводов.
(Ребята выполняют работу в течение 57 мин.)
6. Обсуждение выполненной работы
(Ребята выходят к доске группой и, пользуясь своими записями в карточке, отвечают на вопрос учителя. Сначала обсуждаются неправильные поступки героев, а затем — правильные.
Выслушав ответы группы, ребята могут задать выступавшим одноклассникам вопросы, высказать согласие или несогласие с их мнением.
Вот пример заполнения карточки.
Кто из героев рассказа поступил правильно, а кто — неправильно? Впишите этих героев в соответствующую колонку.
Правильно
Неправильно
Оля:
Наташа:
• решила сначала помочь маме,
• сначала решила дочитать ин
а потом заняться любимым де
тересную книгу, а потом делать
лом;
домашние дела;
• вернулась за сестрой, когда та
• пообещала прийти на кухню,
не пришла после своего обеща
но не сдержала своего слова;
ния;
• нахмурилась, узнав, что ей не
• съела два пирожных — за себя
дали пирожное.
и за сестру, т. к. она выполняла
работу за двоих.
Мама:
• наказала дочь незлобиво, ост
роумно и оригинально;
• решила конфликт без ссор и
скандалов.
Обсуждая выполненное задание, учитель обращает внимание на характеристики обеих дочерей и на оценку их поступков учащимися.)
Учитель. А теперь давайте пофантазируем: подумаем над тем, как будут развиваться события дальше.
Начнем с того, как могла отреагировать Наташа на мамины слова. Могла она обидеться на мамину шутку?
Дети. — Думаю, что нет, она, наверное, засмеялась и не стала обижаться.
Ведь мама ей подыграла: она как бы продолжила с ней игру в путешествие, и Наташе стало приятно.
Она поняла, что мама на нее не сердится, и ей стало стыдно за свой поступок.
На такую мамину шутку обидеться нельзя: она была добрая и веселая.
Наташа поняла, что она сама виновата в том, что ей не досталось пирожное.
Она решила, что мама поступила справедливо, отдав второе пирожное Оле, которая трудилась и за Наташу.
Наташа, наверное, сделала для себя урок: больше так эгоистично и нечестно не поступать.
Учитель. А теперь представим себе другой исход этой истории: мама возмутилась поступком Наташи, отругала ее, назвала обидными словами (обманщицей и эгоисткой) и наказала при этом, не дав ей пирожное, а отдав его Оле. Что могло быть?
Дети. — У них бы испортились отношения.
И настроение.
Дело бы дошло до слез и обид.
Наташа могла бы обозлиться и на свою сестру Олю.
В семье возник бы конфликт.
Учитель. Вот видите, какое чудесное средство нашла мама, чтобы избежать всего этого.
И как бы вы назвали это чудесное средство, с помощью которого мама сумела решить семейный вопрос?
Дети. — Юмор!
Учитель. А какой урок извлекли вы из этого рассказа? Чему он научил вас?
Дети. — Помогать взрослым в домашних делах.
Сначала надо помочь родителям, а потом заняться любимым делом.
Помнить всегда, что мама очень устает на работе и нуждается в нашей помощи.
Если мы поможем маме в домашних делах, у нее будет больше времени на то, чтобы побыть с нами, поиграть, пообщаться.
7. Чтение стихотворения Э. Н. Успенского «Все в порядке»
Учитель. А сейчас прочитаем стихотворение Эдуарда Николаевича Успенского «Все в порядке». Я вам прочитаю текст, а вы подумайте, кого вам напоминает мама из этого стихотворения.
(Учитель выразительно читает текст.)
8. Беседа после чтения
Учащиеся обмениваются впечатлениями от стихотворения по вопросам учителя:
Какой вам представилась картина, которую увидела мама?
Как она поступила? Почему? А как могла бы?
Что бы вы сказали об этой маме: какая она? Охарактеризуйте ее словами из словарика на странице 98.
На маму из каких прочитанных вами произведений похожа эта мама?)
9. Повторное чтение текста. Поиск слов, в которых проявляется юмор
Страницы:
1 2