x x
menu

Тема урока – Взаимоотношения в семье детей и взрослых

Цель урока

Формирование представлений учащихся о взаимоотношениях близких людей в семье: родителей и детей.

Формирование представлений учащихся о значении юмора при решении серьезных семейных проблем.

Материал для чтения

1. Ю. И. Ермолаев «Два пирожных». 2.Э. Н. Успенский «Все в порядке».

Оборудование урока

Карточки для групповой работы с текстом.

«Словарь характеристик».

«Словарь настроений».

I. Проверка домашнего задания

1. Чтение наизусть стихотворения А. Л. Барто «Перед сном»

2. Чтение домашних сочинений о маме с обсуждением их достоинств и недостатков

П. Работа над новым материалом

1. Сообщение темы урока, постановка учебных задач

Учитель. Мы продолжаем читать рассказы и стихи о взрослых и детях, о взаимоотношениях между ними. У каждого члена семьи свой характер, свои требования и интересы. Не всегда отношения между членами семьи складываются хорошо, и тогда возникают конфликты. Однако этого можно избежать, если в семье есть мудрые взрослые, а дети с пониманием относятся к общим семейным проблемам.

В художественных произведениях, которые мы сегодня будем читать, показано, как можно избежать семейных конфликтов при помощи одного чудодейственного средства. Какого? Вы узнаете о нем, прочитав рассказ Юрия Ивановича Ермолаева «Два пирожных».

2. Работа по разделу «Предварительное чтение»

3. Чтение текста учащимися

Учитель. Сейчас мы прочитаем рассказ и посмотрим, какая проблема была в этой семье. (Учащиеся читают текст по цепочке.)

4. Беседа после чтения

(Дети обмениваются впечатлениями от рассказа по вопросам учителя:

Понравился вам рассказ? Чем понравился?

Назовите главных героев рассказа.

О какой проблеме этой семьи рассказал автор?

Автор эту проблему придумал или взял из жизни? А у вас в семье бывает такое?

Почему иногда детям не хочется выполнять домашнюю работу?

Как решаются эти проблемы у вас?

А как решила ее героиня рассказа? А как могла решить подругому?

Что вы можете сказать о маме? Охарактеризуйте ее словами из «Словаря характеристик» на странице 98.)

Учитель. А теперь давайте еще раз прочитаем последний абзац: что сказала мама?

(Ребята читают: «Она сказала, что еще неизвестно, когда ты вернешься из Африки: Африкато далеко, а пирожное с кремом может испортиться».)

Учитель. Эти слова мама сказала серьезно?

Дети. Нет, она пошутила.

Учитель. А это злая или добрая шутка? Можно на нее обидеться?

Ученица. Нет, это шутка добрая.

Учитель. А как назвать такую добрую шутку? Вспомните, мы уже говорили об этом в самом начале года, когда читали рассказы Голявкина «Как я под партой сидел», «Крути снежные вертя», стихи Барто «Почему телефон занят» и другие произведения, в которых авторы в шутливой форме рассказывали о серьезных школьных проблемах.

Дети. — Я вспомнил: это юмор.

— А рассказы юмористические.

5. Повторное чтение текста с выполнением задания

Учитель. А теперь давайте поговорим о героях рассказа: кто из них поступает правильно, а кто — неправильно. Но для этого вам надо будет еще раз прочитать текст и выполнить задание. Разбейтесь на группы по шесть человек. Будете читать текст «по вертушке» и в карточке, которую я вам дам, выпишете в одну колонку тех героев, поступки которых правильные, а в другую — тех, чьи поступки неправильные. Ответы сначала обсудите в группах, а в тексте найдете доказательства своих выводов.

(Ребята выполняют работу в течение 57 мин.)

6. Обсуждение выполненной работы

(Ребята выходят к доске группой и, пользуясь своими записями в карточке, отвечают на вопрос учителя. Сначала обсуждаются неправильные поступки героев, а затем — правильные.

Выслушав ответы группы, ребята могут задать выступавшим одноклассникам вопросы, высказать согласие или несогласие с их мнением.

Вот пример заполнения карточки.

Кто из героев рассказа поступил правильно, а кто — неправильно? Впишите этих героев в соответствующую колонку.

Правильно

Неправильно

Оля:

Наташа:

• решила сначала помочь маме,

• сначала решила дочитать ин

а потом заняться любимым де

тересную книгу, а потом делать

лом;

домашние дела;

• вернулась за сестрой, когда та

• пообещала прийти на кухню,

не пришла после своего обеща

но не сдержала своего слова;

ния;

• нахмурилась, узнав, что ей не

• съела два пирожных — за себя

дали пирожное.

и за сестру, т. к. она выполняла

работу за двоих.

Мама:

• наказала дочь незлобиво, ост

роумно и оригинально;

• решила конфликт без ссор и

скандалов.

Обсуждая выполненное задание, учитель обращает внимание на характеристики обеих дочерей и на оценку их поступков учащимися.)

Учитель. А теперь давайте пофантазируем: подумаем над тем, как будут развиваться события дальше.

Начнем с того, как могла отреагировать Наташа на мамины слова. Могла она обидеться на мамину шутку?

Дети. — Думаю, что нет, она, наверное, засмеялась и не стала обижаться.

    Ведь мама ей подыграла: она как бы продолжила с ней игру в путешествие, и Наташе стало приятно.

    Она поняла, что мама на нее не сердится, и ей стало стыдно за свой поступок.

    На такую мамину шутку обидеться нельзя: она была добрая и веселая.

    Наташа поняла, что она сама виновата в том, что ей не досталось пирожное.

    Она решила, что мама поступила справедливо, отдав второе пирожное Оле, которая трудилась и за Наташу.

    Наташа, наверное, сделала для себя урок: больше так эгоистично и нечестно не поступать.

Учитель. А теперь представим себе другой исход этой истории: мама возмутилась поступком Наташи, отругала ее, назвала обидными словами (обманщицей и эгоисткой) и наказала при этом, не дав ей пирожное, а отдав его Оле. Что могло быть?

Дети. — У них бы испортились отношения.

    И настроение.

    Дело бы дошло до слез и обид.

    Наташа могла бы обозлиться и на свою сестру Олю.

    В семье возник бы конфликт.

Учитель. Вот видите, какое чудесное средство нашла мама, чтобы избежать всего этого.

И как бы вы назвали это чудесное средство, с помощью которого мама сумела решить семейный вопрос?

Дети. — Юмор!

    Ее находчивость и остроумие.

    Чувство юмора.

Учитель. А какой урок извлекли вы из этого рассказа? Чему он научил вас?

Дети. — Помогать взрослым в домашних делах.

    Сначала надо помочь родителям, а потом заняться любимым делом.

    Помнить всегда, что мама очень устает на работе и нуждается в нашей помощи.

    Если мы поможем маме в домашних делах, у нее будет больше времени на то, чтобы побыть с нами, поиграть, пообщаться.

7. Чтение стихотворения Э. Н. Успенского «Все в порядке»

Учитель. А сейчас прочитаем стихотворение Эдуарда Николаевича Успенского «Все в порядке». Я вам прочитаю текст, а вы подумайте, кого вам напоминает мама из этого стихотворения.

(Учитель выразительно читает текст.)

8. Беседа после чтения

Учащиеся обмениваются впечатлениями от стихотворения по вопросам учителя:

Какой вам представилась картина, которую увидела мама?

Как она поступила? Почему? А как могла бы?

Что бы вы сказали об этой маме: какая она? Охарактеризуйте ее словами из словарика на странице 98.

На маму из каких прочитанных вами произведений похожа эта мама?)

9. Повторное чтение текста. Поиск слов, в которых проявляется юмор

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать