x x
menu

Тема урока. Второстепенные члены предложения: определение, Дополнение

Цели: систематизировать знания учащихся о второстепенных членах предложениях; углубить понятие об определении и дополнении; развивать умения выделять из текста прямые и косвенные дополнения, выраженные разными частями речи; дать понятие о согласованных, несогласованных, распространенных определениях. Оборудование: учебник, схема, таблица. тип урока: комбинированный. Ход урока I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний 1.

Беседа — Какие части речи могут выступать в роли подлежащего? — Сколькими словами-глаголами может выражаться простое сказуемое? — Какие слова могут употребляться вместо вспомогательного глагола? 2. Практическая работа Закончите данные предложения и запишите их. Устно дополните ответ своими примерами.

Простое сказуемое отличается от составного тем, что в нём... Простое глагольное сказуемое может быть выражено фразеологизмом, в котором... В составном сказуемом есть две части:... В составном глагольном сказуемом основная часть выражается... Основная часть составного именного сказуемого может быть выражена...

III. Мотивация учебной деятельности Учитель. Смысл предложения связан со значением имеющихся в нём членов предложения, находящихся в отношениях «определяемое — определяющее». Одно слово определяется другим словом (словами), которое в свою очередь, может определяться третьим словом и т. д.

В результате связи и взаимодействия значений главных и второстепенных членов возникает новое смысловое единство — предложение. IV.

Изучение нового материала 1. Объяснение учителя — Второстепенные члены обычно распространяют грамматическую Основу предложения, но могут относиться и к другим второстепенным Членам. В предложении с одним главным членом второстепенные чле Ны относятся к нему. Например: 1) Ясное, без единого облачка небо поднималось над теплоходом (Д. Грани). Небо поднималось — Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно найти слово, от которого он зависит, выяснить, что он обозначает, на какой вопрос отвечает и какой частью речи выражен.

2. Коллективная работа с таблицей Учащиеся дают характеристику второстепенных членов предложения с опорой на таблицу. Второстепенные члены предложения Характеристики Дополнение Определение Обстоятельство 1.

Что обозначает Предмет Признак предмета Признаки, Условия Действия 2. Виды Прямое И косвенное Согласованное Несогласованное Приложение Место, время, цель, причина, образ действия, условие, уступки 3. На какие Вопросы отвечает Кого? Чего? Кому?

Чему? Кого? Что? Кем? Чем?

О ком? О чем? Какой? Чей?

Где? Когда? Зачем? Почему? Каким образом? 4.

Чем выражается Существительным, местоимением и другими частями речи Прилагательным, местоимением и другими частями речи Существительным, глаголом и другими частями речи Существительным Существительным, наречием и другими частями речи 2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника V.

обобщение, систематизация И контроль знаний и умений учащихся 1. Практическая работа Прямое дополнение Составьте предложения с данными словосочетаниями.

От чего зависит падежная форма прямого дополнения? Понял задачу — не понял задачи; принёс тетрадь — не принёс тетради; выполнил упражнение — не выполнил упражнения; отгадал загадку—не отгадал загадки; обеспечил успех — не обеспечил успеха; нарушал порядок — не нарушал порядка.

Определение К выделенным словам подберите из скобок подходящее по смыслу определение. Предложения запишите. Над согласованными определениями надпишите с., над несогласованными — н. с. 1) Дорожки устилали осенние листья (золотые, из золота). 2) Тётя относилась к Наташе с любовью (материнской, матери). 3) Мы ели свежий кисель (вишнёвый, из вишни). 4) инструменты положили кипятить (хирурга, хирургические). 5) Одежда вся промокла. Одежда продаётся в магазине (детская, ребенка). Объясните разницу в значении словосочетаний инструменты хирурга и хирургические инструменты. Являются ли они синонимами? 4. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя) VI. рефлексия. Подведение итогов урока 1. Беседа — Какие второстепенные члены предложения вам известны? — Что такое дополнение? — Что такое определение? — От чего зависит падежная форма прямого дополнения? 2. Заключительное слово учителя — Второстепенные члены предложения, явившиеся на приём к Син Таксису, быстро заняли свои места на стульях с надписями: «дополне Ние», «определение», «обстоятельство». Синтаксис уже начал речь, когда увидел, что форма у дороги до сих пор не садится. — Занимайте скорее место,— предложил Синтаксис. — А я не знаю, куда садиться,— отвечал смущенный член предложения. — Как не знаете? — удивился Синтаксис— Вы отвечаете на вопрос где? и обозначаете место — садитесь на стул Обстоятельства. — Но я отношусь к слову дом (дом у дороги), отвечаю ещё на вопрос какой? И поэтому должен быть ещё и Определением, ведь слово дом — предмет, а не действие. — Вот загвоздка,— проговорил Синтаксис,— это и Определение, И Обстоятельство вместе? А садитесь-ка Вы на два стула! Так и сидят на двух стульях члены предложения, совмещающие в себе два значения: дополнения и определения (мысль о поездке — о чём?, какая?), дополнения и обстоятельства (оповестить через газету — через что? , как?), определения и обстоятельства (дом у дороги — какой?, где?). Одно значение член предложения имеет сам, а второе приносит слово, к которому он относится. VII. Домашнее задание 1.

Выучить теоретический материал по теме урока. 2.

Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать