Тема урока Твои первые детские книжки

Цель урока

Формирование представлений учащихся о значении книг для становления мировоззрения человека.

Материал для чтения

М. В. Шестериков «Детство, детство, заря туманная...».

С. Т. Аксаков «Детские годы Багровавнука» (отрывок).

Оборудование урока

Книга С. Т. Аксакова «Детские годы Багровавнука».

Заключительные слова из текста, записанные на доске.

1. Вступительная беседа

Учитель. Ребята, мы продолжаем читать произведения, где взрослые люди — поэты и писатели — вспоминают свои детские годы. Поэту Сурикову запомнились больше всего зимние развлечения, бабушкины сказки, впечатления от этих сказок. Другим авторам запомнилось чтото другое. Что же? Об этом вы узнаете, прослушав стихотворение.

2. Чтение учителем стихотворения М. В. Шестерикова «Детство, детство, заря туманная...»

3. Беседа по содержанию стихотворения

Учитель. Итак, что же вспомнилось автору из его детства?

Ученица. Автор вспоминает свою первую книжку — букварь.

Учитель. А почему именно этот момент из жизни автора стал для него самым ярким и запоминающимся?

Дети. — Потому что букварь научил его чтению.

    И букварь сделал его грамотным: мальчик смог прочесть любую книжку.

    Эту первую книжку по обучению грамоте помнят все люди.

Учитель. А теперь давайте медленно прочитаем текст еще раз и посмотрим, как автор об этом пишет, с каким чувством вспоминает свою первую книжку.

4. Повторное чтение стихотворения вслух по четверостишиям с анализом

1е и 2е четверостишия

Учитель. Как вы понимаете смысл первых двух строчек, почему автор называет детство «зарей туманной» и крохотной звездой?

Дети. — Я думаю, что детство — это прекрасная пора, и автор сравнивает его с зарей.

— А «туманная» потому, что она отдаленная по времени
От настоящей жизни, многое уже забывается, стирается в
Памяти...

— О том, что детство — это пора, отдаленная от настоя
Щего, автор говорит, употребляя слова «крохотная звезда»;
Ведь когда смотришь на небо, звездочки на нем видятся
Там очень маленькими и нечеткими, — так и детские годы:
Ведь взрослые вспоминают не все из своей жизни, многое
Забылось.

Учитель. Да, многое забылось, но не все, и автор вспоминает то, что ему запомнилось больше всего: букварь. Но почему автор называет его иностранной книжкой?

Ученик. Потому что мальчик не умел читать и ему все было непонятно в этой книге.

Учитель. А что это за «знаки занятные», которые сравниваются со строгими солдатами, не пускающими нашего героя в тайную жизнь книг?

Ученик. «Знаки занятные» — это буквы. Не зная букв, человек не сможет прочитать ни единой строки книги.

3е четверостишие

Учитель. А теперь прочитайте в следующем четверостишии о том, кто помог мальчику проникнуть в тайну букв.

Дети (после чтения). Мальчику помог учитель.

Учитель. А как здесь автор называет буквы?

Ученица. «Книжными жителями».

Учитель. А учителя?

Никита. «Терпеливым», потому что учить буквы трудно, а учитель терпеливо объясняет.

Учитель. А кто был вашим терпеливым учителем, который впервые ввел вас в тайну букв? Ведь вы уже знали их, когда пришли в первый класс.

Дети. — Меня познакомила с буквами мама.

    А меня бабушка: она купила мне цветную азбуку в картинках.

    А мы учили буквы в садике: рисовали их и лепили.

    А я учила буквы со старшим братом.

4е и 5е четверостишия Учитель. А сейчас прочитайте следующие два четверостишия и найдите в них объяснение, почему автор считает буквы «волшебниками, которые творят чудеса».

Дети (после чтения). — Когда выучишь буквы и научишься читать, можно прочесть любую книжку и узнать обо всем на свете.

    Можно прочесть стихи Пушкина.

    О Бородинском сражении.

    Об извержениях вулкана.

    Можно даже никуда не ездить, а обо всем узнать из книг, находясь дома, в избе.

6е четверостишие

Учитель. А теперь прочитаем вслух последнее четверостишие. Попробуйте объяснить заключенный в нем смысл.

Дети. — Автор из своего туманного детства вспоминает избу с деревянной крышей и старую ветлу.

    И под этой крышей прошло детство мальчика — героя стихотворения.

    Здесь он научился читать и узнавать мир из прочитанных книг.

    А автор говорит здесь, что именно благодаря буквам человек открывает новый для себя мир.

Учитель. Воспоминание о книгах, о любви к чтению, которая зародилась в раннем детстве, мы найдем и у другого автора — Сергея Тимофеевича Аксакова. Сегодня мы будем читать небольшой отрывок из повести «Детские годы Багровавнука». А чтобы вам было более понятно, о чем рассказывается в этом маленьком отрывке, я немного расскажу вам об авторе. Кроме того, я принесла эту книгу и хочу коечто из нее вам прочитать.

5. Рассказ учителя

Повесть «Детские годы Багровавнука» — это большой подробный рассказ Аксакова о своем детстве, которое сам автор называет «золотым временем детского счастья».

Родился Аксаков в 1791 году в башкирском городе Уфе, в семье родовитого, хотя и небогатого дворянина.

Рос он пытливым, чувственным и впечатлительным мальчиком, проявлял необыкновенный интерес ко всему окру

жающему, особенно к природе. «Всякая птичка, даже воробей, привлекала мое внимание», — вспоминал позднее писатель.

Мальчика часто брали на охоту, на рыбалку. Такие минуты он считал огромным счастьем. Однажды во время рыбалки Сереже удалось поймать небольшую плотвичку. Позже он напишет об этом так:

«...Я весь дрожал, как в лихорадке, и совершенно не помнил себя от радости. Я схватил свою добычу обеими руками и побежал показать ее матери... Мать не хотела верить, чтоб я мог сам поймать рыбу, но, задыхаясь и заикаясь от горячности, я уверял ее... что точно я вытащил сам эту прекрасную рыбку... Мать не имела расположения к уженью, даже не любила его, и мне было очень больно, что она холодно приняла мою радость; а к большому горю, мать, увидев меня в таком волнении, сказала, что это мне вредно, и прибавила, что не пустит, покуда я не успокоюсь».

Рано входит в духовный мир мальчика и народная поэзия. Как завороженный слушает он в долгие зимние вечера ключницу Пелагею, которая служила в их имении. Пелагея была искусной сказительницей, мастерицей сказывать сказки. На всю жизнь запомнил Сережа ее сказки о Змее Горыныче, о Жарптице, про Иванушкудурачка, про Царьдевицу, но особенно запала в его детскую душу сказка о красавице и чудовище да об аленьком цветочке, которую мальчик не только выучил наизусть, но и сам рассказывал ее со всеми прибаутками, ужимками, оханьем и вздыханиями Пелагеи. А когда станет писателем, Аксаков напишет сказку, которую назовет «Аленький цветочек», а в подзаголовке укажет: «Сказка ключницы Пелагеи».

Из всех детских влечений маленького Сережи самым сильным была любовь и страсть к чтению. Приохотили мальчикам к книгам семейные чтения, которые устраивались в доме по вечерам. Чтение еще больше разжигало не по годам развитое воображение Сережи. Однако книг в доме было не так много. Детские книжки мальчик знал почти наизусть, а взрослые книги читать ему не разрешалось, — считалось,

что для его лет они были недоступными, хотя для него была интересной любая книга, которую он брал в руки.

И вот однажды «благодетельная судьба», как он потом напишет, послала ему счастливый случай... Об этом случае и рассказывается в отрывке, который напечатан в нашем учебнике.

6. Самостоятельное чтение текста с последующим обсуждением

Учитель. Какие слова для вас были непонятными?

Ученица. Мне непонятно, кто такой Аничков, о котором говорится в начале текста.

Учитель. Аничков — старый, богатый человек, который жил по соседству с домом Сережи, считался умным и даже ученым человеком. В его доме была большая библиотека. И вот однажды, узнав от родителей Сережи, что тот очень прилежный и любит читать, Аничков, который очень уважал любознательность, пригласил мальчика к себе в дом... Ну а дальше вы уже читали...

А какие книги подарил Аничков Сереже?

Ученица. «Детское чтение для сердца и разума».

Учитель (поясняет). «Детское чтение для сердца и разума» — так называлась серия детских книг, изданная в двадцати частях в то время, когда жил писатель. Мальчику же досталось не полное собрание сочинений, а всего двенадцать книг.

А как мальчик воспринял этот подарок?

Ученик. Мальчик был очень счастлив.

Учитель. Прочитайте в тексте слова, рассказывающие об этом чувстве мальчика.

(Дети находят слова, раскрывающие чувственную душу героя: «о, счастие!», «так обрадовался, что чуть не со слезами бросился на шею старику», «не помня себя», «закричал», «боясь, чтоб ктонибудь не отнял моего сокровища», «позабыл все меня окружающее», «я был точно как помешанный», «ничего не говорил», «не понимал, что мне говорят», «не хотел идти обедать», «после обеда я опять схватил книжку и читал до вечера».)

Учитель. А теперь найдите в тексте выражение, которым автор характеризует чтение мальчика.

Ученик. Вот здесь автор называет чтение «исступленным»: «Разумеется, мать положила конец такому исступленному чтению...»

Учитель. А как вы можете объяснить значение этого выражения после того, как прочитали этот отрывок?

Дети. — Исступленное — значит, чтение с большим увлечением.

    А я думаю, что это такое увлечение чтением, когда даже ничего не слышишь вокруг и не замечаешь.

    А я думаю, что это какието возвышенные чувства мальчика.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент