Тема урока Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двой­ка»

Цель урока

Обучение детей умению соотносить словесный и зрительный образы.

Формирование у учащихся умений и навыков рассматривания и описания картины.

Оборудование уроков

Картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка».

I. Проверка домашнего задания

(Учащиеся читают смешные стишки, небылицы, потешки, рассказывают забавные истории, которые они приготовили дома. На этом материале закрепляются понятия «поэзия», «проза», «ритм», «рифма»: ребята слушают текст и определяют, является ли он стихотворением, или это проза, называют рифмующиеся слова и т. д.)

П. Работа над новым материалом

1. Сообщение темы и постановка учебных задач

(Учитель прикрепляет к доске картину Ф. П. Решетникова.)

Учитель. Сегодня мы будем писать сочинение по картине, которую вы видите у себя в учебнике и на доске. Прочитайте, кто автор этой картины, как она называется.

(Дети читают фамилию автора и название картины и молча рассматривают ее 12 минуты.)

2. Беседа по содержанию картины

(Беседа проходит по вопросам учителя:

Где происходят события, изображенные на картине? Это наше время? Какие подробности, изображенные художником, показывают время?

Назовите героев картины. Придумайте им имена. Кто является главным героем?

Какой момент изображен художником на картине?

Почему художник назвал картину именно так? А можно ли назвать ее подругому? Как именно?

Какие подробности, изображенные на картине, подтверждают правильность и точность выбора автором именно такого названия?

А какие мысли и чувства возникли у вас, когда вы рассматривали эту картину?

Какой мог бы быть конец истории, рассказанной художником на этой картине? Подберите точное слово из тех, которые вы видите на доске:

радостный печальный веселый

оптимистический (оговаривается значение данного слова).)

3. Обучение детей написанию сочинений по картине

(Учитель акцентирует внимание школьников на том, что сочинение по картине отличается от тех рассказов, которые

они придумывали и записывали до сих пор, излагая свои мысли свободно. Здесь необходимо не просто придумать какую-нибудь историю на сюжет данной картины, а раскрыть замысел художника и своими словами рассказать о нем. Одним словом, надо заставить молчащую картину заговорить.

Но это вовсе не означает, что все люди, которые смотрят на картину, должны одинаково о ней рассказывать: у каждого человека свой взгляд, свое видение, зрители испытывают разные чувства и настроения и, в зависимости от этого, по-разному переживают и воспринимают содержание картины. Поэтому и сочиненные ими рассказы будут неодинаковыми. Однако такая работа ожидает ребят в будущем.

Первое сочинение будет коллективным, будет учить ребят основным правилам выполнения этого сложного вида работы. Дети будут работать все вместе, и каждый должен принять активное участие в этой работе, вложить в нее хотя бы маленькую частичку своего труда.

Учитель предлагает учащимся вопросы для устных и письменных ответов:

Какая картина перед вами и кто ее автор?

Кого вы видите на переднем плане?

Опишите портрет героя, а также его чувства.

Кого вы еще видите рядом с мальчиком? Расскажите.

Что является причиной плохого настроения главного героя? Как автору удалось это передать в картине?

Что должен сообщить мальчик своим родным?

Догадались ли они о причине плохого настроения мальчика? Как к этому отнеслись? Расскажите о каждом из них.

Как художник изобразил безрадостную обстановку в семье? Какие тона и краски он подобрал?

Рассмотрите дальний план картины. Что там изображено?

Выражает ли автор в картине надежду на то, что в жизни мальчика все наладится?

Верите ли вы в это?

Идет подробная и обстоятельная работа по каждому пункту в отдельности. Чтобы не оставлять младшего школьни

ка один на один с трудной задачей, учитель разрешает детям, сидящим за одной партой, работать в паре: советоваться друг с другом, предварительно обсуждать свои мысли.

Отвечая на каждый вопрос, дети составляют предложения, лучшие отбираются, корректируются, а потом записываются. Все трудные слова и выражения выносятся на доску либо проговариваются по слогам. Обсуждается, как избегать повторов, которые очень часто встречаются в детской речи.

В конце урока сочинение прочитывается и проверяется детьми.

Вот что у них получилось.

Опять Двойка.

Перед нами картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка». На переднем плане ее мальчик Саша.

Печальное лицо, опущенные глаза, нахмуренные брови говорят о том, что ему сейчас очень тяжело. И даже Шарик, любимец и друг, не радует Сашу.

Мальчику стыдно: он опять получил плохую отметку. Вчера он весь день катался на коньках и не выучил урок. А сейчас вернулся из школы. Еще не снял пальто. В руке он держит потрепанный, перевязанный бечевкой портфель, из которого выглядывают коньки.

Саша остановился у входа. Сейчас он должен сообщить родным неприятную новость.

Однако все и так уже догадались. Мама обессиленно опустилась на стул. Лена с молчаливым упреком смотрит на брата. А младший братишка катался на велосипеде. Он остановился возле мамы и с насмешкой смотрит на Сашу.

Картина безрадостная. Художник использует в ней темные тона и краски, чтобы передать настроения героев.

И только на заднем плане мы видим открытую дверь в другую комнату. Она освещена. Солнечные лучи проникают через окно и заливают ее неярким светом. Светлое пятно на фоне мрачной обстановки — этим автор картины выражает надежду, что мальчик осознал свой поступок, а также веру в то, что его герой исправится.

Верим в это и мы.

Учитель. А теперь, ребята, давайте оценим наше сочинение. Понравилось оно вам? Дети. Да, понравилось. Учитель. Чем же? Ученик. В нем все как на картине.

Учитель. А какой рассказ у нас получился? Смешной или серьезный?

Дети. Серьезный.

Учитель. А какие чувства испытывали вы, когда читали свой рассказ?

Дети. — У меня было грустное, мне было жаль Сашу.

    А мне за него было стыдно.

    А мне больше жалко его маму: Саша ее огорчил, получив плохую отметку.

Учитель. А как вы в своем рассказе показали душевное состояние главного героя?

Дети. — Мы описали его внешность и портрет.

— А еще рассказали, какие краски и тона преобладают в
Картине художника.

Учитель. Есть ли в нашем рассказе юмор?

Ученик. Нет, у нас все серьезно.

Учитель. А дома вы попробуйте написать юмористический рассказ от имени главного героя картины Решетникова.

Постарайтесь придумать какуюнибудь смешную ситуацию, забавную историю, которая могла предшествовать тому, что показано художником на картине.

Обязательно включите в свой рассказ и подробности, изображенные на картине.

Поскольку работа над сочинением по картине проводится впервые, этому виду работы необходимо уделить большое внимание не только в период подготовки к сочинению, но и при обсуждении детских работ, выполненных дома. Для анализа потребуется по меньшей мере целый урок, и учителю необходимо найти возможность дать высказаться каждому ребенку, ибо он очень старался и трудился. Неважно, что многие (если не все) рассказы написаны не без помощи родителей (об этом свидетельствует чересчур грамотное и безошибочное оформление детских работ, стилистически верное построение предложений, а местами угадываются далеко не детские мысли и ситуации, положенные в основу повествования). Но пусть ребенок видит хороший, грамотный образец текста, который он сочинил вместе с мамой, папой, дедушкой или бабушкой. Такие работы послужат хорошим практическим материалом для детского анализа и обсуждения, из которого учащиеся вынесут положительный опыт для дальнейшего совершенствования своего творчества.

Ребята оценят рассказы, отметят лучшие, укажут на недостатки, и в этом заключается большая ценность проделанной работы.

(Перед тем как приступить к анализу домашних сочинений, на доске учитель записывает критерии, по которым второклассники будут оценивать рассказы:

Написан ли рассказ от имени главного героя?

Есть ли в рассказе элементы юмора? В чем они проявляются?

Имеются ли в рассказе подробности, которые есть на картине, и какие?

А что из того, что есть в сочинении, отсутствует на картине?

И т. д.

Обсуждение детских работ с использованием данных критериев будет способствовать формированию у младших школьников умений соотносить словесные и зрительные образы, а также покажет, как можно расширить творческие возможности при работе с картиной: пофантазировать, придумать смешные истории и ситуации, использовать юмор в рассказах о серьезных школьных проблемах.

В конце урока учитель благодарит всех ребят, написавших сочинения, не забывает также через детей передать благодарность тем родителям, которые помогали в выполнении домашнего задания.

Как лучшие, отвечающие вышеизложенным критериям, учащиеся выделили и высоко оценили следующие работы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент