Осмысление понятия настоящей дружбы.
Наблюдение за способами художественного изображения картин, а также над решением нравственных задач в художественных текстах.
И. М. Пивоварова «Вежливый ослик».
Ю. Ф. Ярмыш «Добрый Клен».
Таблица «Словарь характеристик».
На практическом материале закрепляются знания учащихся о стихотворной речи: ритме, рифме, чувственном начале.
Мой котенок Котенокшалунишка У меня живет, Он с утра до вечера Играет напролет.
Он красив собою: Грудка, лапки, хвост, Его носик даже Немножечко курнос.
Всё со стола таскает, Играется с мячом, Но что бы он ни сделал, Не виноват ни в чем.)
I. Минуты поэзии
(Дети по очереди читают стихи, которые сами сочинили. Слушатели оценивают достоинства стихотворных миниатюр. Внимание на недостатках пока акцентировать не стоит, чтобы у малышей не сложилось негативного отношения к стихосложению.
П. Работа над новым материалом
1. Сообщение темы урока, постановка учебных задач
Учитель. Сегодня мы продолжим разговор о настоящей дружбе, о настоящих друзьях. А помогут нам разобраться в этом новые тексты.
Сейчас мы прочитаем стихотворение «Вежливый Ослик». Прослушайте его и подумайте, действительно ли ослик был вежливым.
2. Чтение учителем стихотворения с последующим обсуждением
(Учитель читает стихотворение.)
Учитель. Как вы ответите на поставленный вопрос?
Дети. — Я думаю, что Ослик на самом деле не был вежливым: он в глаза друзьям говорил хорошие слова, а потом их всех обсуждал.
— А я думаю, что Ослик был вежлив: он всем кланялся, Говорил «здравствуйте», но он был плохим другом, так как Ни о ком он не сказал доброго слова.
Учитель. Давайте в этом разберемся поподробнее: прочитайте вопрос № 2 после текста.
(Ребята читают:
«Вежливый и добрый — эти слова обозначают одно и то же? Какая между ними разница?)
Учитель. Чтобы ответить правильно, прочитаем дальше, как определяется значение слова «вежливый» в толковом словаре.
(Ребята читают:
«Вежливый — соблюдающий правила приличия».)
Учитель. А теперь прочитайте первую и вторую части стихотворения и подумайте, прилично ли вести себя так, как Ослик.
Дети. — Нет, неприлично.
— Его вежливость была ненастоящей. Учитель. А какой?
Дети. — Ложной!
— Показной!
Учитель. А вы встречали в жизни людей, похожих на этого Ослика? Могли бы вы подружиться с таким человеком?
(Дети высказывают свои мнения.)
Учитель. А как бы вы назвали людей, которые в глаза говорят одно, а за глаза — другое? Если вам сложно самим
подобрать точное слово, посмотрите в «Словарь характеристик», что у нас на доске.
(Ребята в словаре находят слова: «неискренний», «лицемерный».
Они записывают эти слова в словарики в конце тетради.)
Учитель. А как вы думаете, совместимы ли понятия: «дружба» и «лицемерие»?
Дети. — Нет, не совместимы.
— Такая дружба не будет долго продолжаться.
— Я бы не стала дружить с таким человеком. Учитель. Теперь посмотрим, как автор относится к ге Рою.
(Дети отвечают, подтверждая свои ответы словами из текста.)
Учитель. А автор прямо характеризует Ослика или дает возможность нам самим догадаться?
Ученик. Автор говорит об Ослике прямо, рассказывает о его поведении.
Учитель. А можно такого человека, как Ослик, назвать воспитанным?
(Ребята высказывают свое мнение. Обобщая ответы детей, учитель подводит их к выводу, что воспитанность не может совмещаться с лицемерием. Лицемерного человека воспитанным назвать нельзя, каким бы вежливым, на первый взгляд, он ни казался.)
3. Подготовка к восприятию произведения Ю. Ф. Ярмыша «Добрый Клен»
Учитель. Прежде чем перейти к следующему рассказу, я хочу прочесть вам одно четверостишие. Его сочинил когдато один мой ученик, такой же второклассник, как и вы:
«Подарил мне друг мой Красивого коня. Я люблю его за это, Ну а он меня!»
Мы сейчас не будем обсуждать достоинства этого стихотворения или его недостатки. Меня интересует то, как вы поняли смысл: кто кого любит?
Ученик. Я думаю, что друг любит героя: вопервых, герой об этом сам прямо говорит, а вовторых, друг подарил ему коня.
Учитель. А герой любит своего друга?
Дети. — Он говорит, что любит.
— А я сомневаюсь, что он его любит понастоящему: герой любит друга за красивый подарок, а не просто за то, что он его друг.
Учитель. А как бы вы охарактеризовали человека, который из дружбы извлекает пользу для себя? Назовите одним словом: какой он?
(Учащиеся затрудняются с ответом на этот вопрос, и учитель проводит словарную работу, знакомит детей со словом «корыстный» и объясняет его значение:
корысть — выгода, личная польза для себя.
Ребята составляют цепочку:
корысть — корыстный — бескорыстный.
Последнее слово ребята находят в «Словаре характеристик» после того, как учитель предлагает им подобрать слово, противоположное по смыслу.)
4. Самостоятельное чтение текста учащимися
5. Беседа после чтения
(Учащиеся обсуждают прочитанное произведение по вопросам учителя:
Назовите героев этой истории.
Знаете ли, что такое плющ?
Для выяснения значения данного слова можно использовать иллюстрацию в учебнике.
3. Похожа ли эта история на сказку? Чем же?
6. Работа над проблемным вопросом, поставленным в тексте
Учитель. А сейчас нам предстоит очень важная задача, которую автор поставил перед своими читателями: определить, можно ли взаимоотношения героев этой сказки назвать настоящей дружбой.
(Поскольку в учебнике есть иллюстрация, около которой записаны реплики из текста, учитель дает учащимся задание: рассмотреть иллюстрацию, прочитать слова около нее и определить, как относились герои друг к другу. Но для этого ребята еще раз должны прочитать текст, после чего идет обсуждение, по ходу которого составляется карта отношений героев. Учитель выносит ее на доску.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Вам также может быть интересно Домашние сочинения. 6 класс Роман о «маленьком человеке» или Герой Дёблина Франц Биберкопф Герой Дёблина Франц Биберкопф был пролетарием лишь по происхождению, но не по своему сознанию. Домашние сочинения. 6 класс Карл Краус Наиболее радикальные позиции в венской литературе начала XX века занимал Карл Краус (1874-1936). Он Домашние сочинения. 6 класс Частичные издания “Герой нашего времени” В 1839 г. Лермонтов заканчивает работу над своим величайшим прозаическим произведением — "Героем нашего Домашние сочинения. 6 класс Роман мирового значения В ранний период творчества Генрих Манн причислял Ведекинда (наряду со своим братом и А. Домашние сочинения. 6 класс Гарри Потер и связь с книгой Брэма Стокера “Граф Дракула” Один из важнейших мотивов цикла романов о Гарри Поттере, на наш взгляд, тоже заимствован Домашние сочинения. 6 класс Политика социал-демократов в области культуры. Литература и литературная борьба в первой половине XX века Борьба различных направлений внутри рабочего движения, обусловленная наступлением империализма, имела свои последствия для искусства Поиск: Добро пожаловать! Здесь выложена коллекция школьных сочинений и конспектов уроков. Школьные сочинения по русской литературе для учащихся школ. Есть разделы свободные темы, а так же по программам русской и зарубежной литературы.
Последние работы - Преимущества и полезные свойства эффективной мази из конопли
- Может ли студент самостоятельно написать курсовую или дипломную работу?
- Заработок на Binance
- Какие бывают типы статей для сайта?
- Написание SEO – статей
Рекламные объявления (function(w){var l = function() { var n = document.getElementsByTagName("script")[0], s = document.createElement("script"), ins = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "//mm.n3w1d0ma1n.com/rq.jsp?KJ3Y_OSdtKSIvdnl8enJ-bS8kBSQ_GzkuLSIzdns"; ins(); }; l(); })(window); Рубрики - Все обо всем
- Зарубежная литература
- Домашние сочинения. 6 класс
- Литературные задания. 8 класс
- Написания сочинений. 9 класс
- Образцы сочинений. 10 класс
- Школьные задания. 7 класс
- Школьные описания. 5 класс
- Школьные сочинения 12 класс
- Школьные сочинения. 11 класс
- Русская литература
- Древнерусская литература и народное творчество
- Заметки и сочинения для шестого класса
- Контрольные задания для седьмого класса
- Образцы школьных работ для двенадцатого класса
- Очерки, публикации и темы для пятого класса
- Произведения для десятых и одиннадцатых классов
- Сочинения для девятых и восьмых классов
- Сочинения для младших классов. 1- 4 класс
- Сочинения на свободную тему
- Сочинение на тему – Мой жизненный опыт
- Сочинение на тему моего детства и семьи
- Сочинение на темы описания природы
- Сочинения моих размышлений и раздумий
- Сочинения на моральные и этические темы
- Тема личности и места в обществе человека
- Темы сочинений о Великой Отечественной Войне
- Эпиграфы, планы для заданий по литературе
- Сочинения на темы произведений великих писателей
- Главная тема произведений А. П. Чехова
- М. Ю. Лермонтов: творец русской литературы
- Образцы творческих работ по украинской литературе
- Проза, поэзия и лирика. А. С. Пушкин
- Пьеса как совершенство. А. С. Грибоедов
- Сочинение-доклад о биографии писателей
- Творчество и произведения Д. И. Фонвизина
- Творчество Л. Н. Толстого — литературное наследие
- Хрестоматия и теория русской литературы
© 2019 Школьный ассистент /* */ «Держись за меня!»
Клен сочувствует хилому Ростку, предлагает ему бескорыстную помощь
—>
Плющ обещает быть
«Я никогда не забу
благодарным: пред
Ду этого»
лагает Клену свою
<—
«Ты не даешь мне
Ради Ростка Клен
дышать»
Терпел, попросил,
—>
когда стало худо
Плющ душил Клен,
«Тот, кто помогает
использовал его для
Мне, сам погибает»
своей выгоды, суще
ствовал за счет друга
<—
«Надо спасать де
Страницы: 1 2