Цель: ознакомить учащихся с грамматической категорией наклонения глагола; дать понятие об изъявительном наклонении; совершенствовать умения нахождения глаголов изъявительного наклонения; совершенствовать навыки образования и использования в речи глаголов изъявительного наклонения. оборудование: учебник, учебные тексты, таблица. Тип урока: комбинированный. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К. Паустовский ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний 1.
Беседа • Что значит — разноспрягаемые глаголы? • Что вы узнали нового о глаголах кушать и есть? 2.
Практическая работа Составьте и запишите диалог на тему «За завтраком», включив в него глаголы есть, кушать. Лучше говорить О себе вежливо приглашая других к еде Я хочу есть. Я ем, мы будем есть, мы поедим Кушайте, пожалуйста III.
Мотивация учебной деятельности Слово учителя — У глаголов есть постоянный контролёр в виде наклонения, которое всегда соотносит действие с реальностью и называет, реальное Оно или предполагаемое, желаемое или только выражает побуждение к действию. — я Изъявительное наклонение,— представилась первая форма,— мои действия всегда реальны. Уж если герой говорит: «Строю»,— то обязательно это делает. — а мы,— заявили две другие формы,— обозначаем действия не совершающиеся. — Вот я, Условное, обозначаю желаемое или предполагаемое действие, поэтому мой герой, вероятно, и пальцем не пошевелит. — а я, Повелительное наклонение, обозначаю лишь побуждение к действию, а будет ли мой герой работать, мне неизвестно… IV.
Изучение нового материала 1. объяснение учителя: работа с таблицей Характерные особенности наклонений наклонения глаголов изъявительное Условное Повелительное Что обозначает Действие, которое действительно происходило или будет происходить Действие, которое возможно при определённых условиях, а также желаемое действие Выражает просьбу, совет, приказание; обозначает действие желательное Грамматические признаки Изменяются по временам: прошедшее, настоящее, будущее Не изменяются по временам; всегда имеют частицу бы Времени не выражают; обладают особыми формами: В сочетании с частицами пусть, да Примеры Писал, пишу, буду писать; написал — напишу я пел бы, если бы имел голос Скажи(те) Читай(те) «Идём!» — Крикнул Данко Пусть всегда будет солнце 2.
ознакомление с теоретическим материалом учебника (с. 72–73) V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений 1. осложнённое списывание Море Бушу..т море. Стремительно мча(т, ть)ся тучи. В их разрывах проглядыва..
т луна. лунный свет пронизыва..
т напоенный влагой воздух. Блестит и переливае(т, ть)ся серебром вода на пр..брежных камнях. И будто выр..стают из тёмной глубины моря таинстве(н, нн)ые силуэты скал. (И.
К. Айвазовский) 1) Прочтите текст, назовите в нём глаголы. 2) Укажите виды орфограмм на месте пропусков и скобок. 3) Устно передайте содержание текста, используя по возможности глаголы. 4) Определите спряжение глаголов, найдите глаголы изъявительного наклонения. 2. работа с упражнениями учебника Упражнение 182 (устно), упражнения 184, 186 (письменно). VI. Рефлексия. Подведение итогов урока Беседа • Постоянный ли признак глагола — наклонение? • В каких наклонениях может употребляться глагол? Приведите примеры. • Что вы узнали о глаголах изъявительного наклонения? VII. Домашнее задание 1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока. 2.
Выполнить упражнение 185 (письменно).