Тема урока – Изображение зимы в разных видах искусства

Цели Уроков

Сопоставление словесного и зрительного образов, способов их создания.

Отработка навыков выразительного чтения стихотворений.

Оборудование уроков

Карточки для самостоятельной работы.

Картины русских художников: И. И. Шишкин «Зима»;

А. А. Келейников «Зимний пейзаж»; К. Ф. Юон «Русская зима»; А. А. Пластов «Первый снег».

3. Фонозапись пьесы П. И. Чайковского «Тройка» (из аль
Бома «Времена года»).

I. Проверка домашнего задания

(Учащиеся читают наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер». Варианты чтения обсуждаются и оцениваются детьми.)

П. Закрепление изученного материала

1. Повторение понятия о сравнении

Учитель. Вчера вы познакомились с новым «секретом» авторского текста. С каким?

Ученик. Мы познакомились со сравнением.

Учитель. А зачем поэты используют их в художественном тексте?

Ученик. Чтобы мы, читатели, лучше представили себе картины, которые автор рисует в рассказе или стихотворении.

Учитель. Давайте еще раз прочитаем, что такое сравнение.

(Ребята читают информацию на странице 126.)

Учитель. А сейчас поиграем в сравнения. Но чтобы вы поняли игру, прочитаем стихотворение Романа Сефа. Прослушайте его.

(Учитель читает стихотворение.)

Учитель. Так о чем это стихотворение?

Дети. — Это стихотворение о похожих предметах.

    О том, что на свете много похожих предметов.

    Здесь автор сравнивает похожие предметы.

Учитель. А теперь давайте попробуем и мы найти похожие предметы в окружающей нас жизни, как это делают поэты.

(Учитель прикрепляет к магнитной доске картину А. А. Келейникова «Зимний пейзаж».)

Учитель. Посмотрите на картину. С чем бы вы сравнили изображенные на ней предметы?

Дети. — Я бы сравнила снегирей с яблоками.

    А синички похожи на лимончики.

    Лиса на снегу похожа на пламя.

    Особенно хвост ее похож на язычок пламени.

    Стволы деревьев — на восковые свечки.

— Снежная равнина — на белое покрывало.
Учитель. А теперь поиграем в угадывание предметов по

заданным признакам.

(По вызову учителя один из учащихся поворачивается спиной к учителю и ребятам. Учитель показывает ребятам предмет или его изображение на картинке, а дети говорят, на что этот предмет похож. Учащийся, стоящий спиной к классу, должен по сравнительным признакам угадать предмет.)

Учитель (берет в руки комнатное растение). На что похож этот предмет?

    Дети. — Он похож на хвост петуха.

    На голову непричесанного человека.

    И на фонтан.

    А также на множество ладошек, поднятых вверх. (Ученик пробует отгадать.) Учитель. А вот еще (показывает глобус). На что похож

    этот предмет?

    Дети. — На большое яблоко.

    На голову Чебурашки без ушей.

    И на футбольный мяч.

    На солнце.

    На луну.

    На арбуз. Учитель. А вот этот предмет? (Показывает настольную

    лампу с абажуром.) Дети. — На гриб!

    И на зонтик.

    На шляпу. И Т. д.

2. Упражнение в нахождении сравнений в художественных текстах

Учитель. А теперь я буду читать вам отрывки из стихотворений, а вы находите в них сравнения.

С. Я. Маршак

    В это время по дорожке
    Шел зверек страшнее кошки,
    Был На щётку он похож, —
    Это был, конечно, ...
    (Еж)

С. Я. Маршак

    А навстречу шла ежиха,
    Вся в иголках, как Портниха.

С. Я. Маршак

    Поглядел мышонок: мчится
    То ли кошка, то ли птица,
    Вся рябая, клюв крючком,
    Перья пестрые торчком.

    А глаза горят, как Плошки, Вдвое больше, чем у кошки. У мышонка замер дух, Он забился под лопух. (Сова)

С. Я. Маршак

    В лес июльский загляника —
    Поспевает земляника,
    Каждая полянка —
    Скатертьсамобранка.

В. А. Жуковский

    Там звезды ясной ночи
    Сквозь темный свод древес
    Глядят, как будто очи
    Блестящие с небес.

Р. Г. Гамзатов

    У меня есть дедушка,
    Как Зима, седой,

    У меня есть дедушка С белой бородой.

А. С. Пушкин

    А самато величава,
    Выступает, будто Пава.
    Сладку речьто говорит,
    Будто Реченька журчит.

А. С. Пушкин

    Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
    Что ты тих, как День ненастный?

А. С. Пушкин

    И царица над ребенком, Как Орлица над орленком.

Н. А. Некрасов

    Ой, поле многохлебное!

    Тяжелым ровным колосом Ты стало перед пахарем, Как Войско пред царем.

Н. А. Некрасов

    Вся овощь огородная
    Поспела: дети носятся

    Кто с репой, кто с морковкою, Подсолнечник лущат, А бабы свеклу дергают, Такая свекла добрая! Точьвточь Сапожки красные Лежат на полосе.

Н. А. Некрасов

    Глядь, у куста копошится зайчиха —
    Еле жива, а толста, как Купчиха.

Н. А. Некрасов

    А пилы стальные У добрых ребят, Как Рыбы живые, На плечах дрожат.

С. А. Есенин

    Черемуха душистая С весною расцвела И ветви золотистые, Что Кудри, завила.

С. А. Есенин

    Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость, Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.

С. А. Есенин

    Скачет конь, простору много, Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает Лентой вдаль.

Самостоятельная работа

(Работа проводится по вариантам: учитель раздает детям карточки с напечатанными стихотворными текстами. Учащиеся должны найти в текстах сравнения и подчеркнуть их.

Такая работа поможет учителю выявить степень усвоения учащимися понятия о сравнении.)

Карточка 1

    Н. Александрова

    Снежок порхает, кружится, На улице бело, И превратились лужицы В холодное стекло.

        Где летом пели зяблики, Сегодня — посмотри! — Как розовые яблоки, На ветках снегири.

        Снежок изрезан лыжами, Как мел, скрипуч и сух. И ловит кошка рыжая Веселых белых мух.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент