x x
menu

Тема урока. Безличные предложения

Цели: дать понятие о безличных предложениях, о способах выражения сказуемого в них; формировать опознавательные учебно-языковые умения. Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица. тип урока: комбинированный. Ход урока І. организационный этап ІІ. Актуализация опорных знаний 1. Беседа — Дайте характеристику односоставных предложений.

Приведите примеры. — В чём особенность определённо-личных и неопределённо-личных предложений? — Почему в описании математических доказательств уместны определённо-личные предложения?

2. Практическая работа Осложнённое списывание Прочитайте текст. Назовите в нём односоставные предложения. Спишите текст, раскрывая скобки и ставя недостающие знаки препинания. ЧУМАКИ Кто такие чумаки? Так издавна называли в Украине торговцев солью и рыбой ездивших за своими товарами в Крым на Дон в низовья Днепра. Трудно сказать почему чумаки получили такое название.

Может быть потому что ковш из которого пили воду назывался чумом. (Во)время к..зачества чумацкий промысел носил характер (воен-но)торгового пр..дпр.. ятия поэтому чумаков снабжали вооруже..ой охраной. Т.

вары перевозили на волах в специальных возах. Обычно караван формировали из 50 возов и одному чумаку преходилось править четырьмя-пятью возами. О чумаках создано много легенд и песен. Чумацкие песни то грусные то весёлые рождались ра..

им м..розным утром или в ночной тишине когда на небе слабо св..

тился Млечный Путь — «чумацкий шлях». Давно исчезло чумачество но о чумаках будут всегда помнить и передавать из поколения в поколение л..генды об этих сильных вольных и мужественных людях. III. Мотивация учебной деятельности Учитель. Всем известно, что никакие действия в реальности не происходят без действующего лица, а вот безличные предложения подают действие так, как будто оно совершается само собой, по щучьему велению. Меня знобит.

А кто знобит? На улице морозит. А кто морозит? В реальной жизни нельзя представить, что бревно рубится и пилится само по себе, а вот безличные предложения условно это представляют.

IV. изучение нового материала 1. Объяснение учителя — Безличными называются односоставные предложения, в которых действие и состояние не создаются деятелем: Светает. Мне холодно. Попить бы чаю! В предложении: Саше не спится, но весело ей (Н Некрасов) называется состояние, которое не зависит от воли и желания Саши (она не может спать, хотя, возможно, хочет заснуть).

2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника V. обобщение, систематизация И контроль знаний и умений учащихся 1. Практическая работа Выяснение роли безличных односоставных предложений в тексте. Прослушайте записанный заранее на доске текст. Определите вид односоставных предложений (в том числе в составе Сложных). Ответьте на вопрос: Каких односоставных предложений в тексте больше и почему? Была страда. Отмолотились в тот день рано, потому что заходил дождь. Небо — синим-сине, и уж дёргал ветер. Мы, ребятишки, рады были дождю, рады были отдохнуть, а дядя Ермолай, бригадир, недовольно поглядывал на тучу и не спешил. До бригадного дома было километра полтора. Пока добрались, пустили коней и поужинали, синева наползала, но дождя, правда, не было. Налетел сильный ветер, поднялась пыль... Во тьме трепетно вспыхивали молнии и гремел гром. Ветер рвал, носил, а дождя не было. Гроза разыгралась вовсю: вспыхивало и гремело со всех сторон! Прилетали редкие капли, больно били по лицу. Пахло пылью и чем-то жжёным — резко, горько. Так пахнет, когда кресала бьют по кремню, добывая огонь. Когда вверху вспыхивало, всё на земле — скирды, деревья, снопы в суслонах, неподвижные кони — всё как будто на миг повисало в воздухе, потом тьма проглатывала всё; сверху гремело гулко уступами, как будто огромные капли срывались с горы в пропасть, сшибались. (В. Шукшин) Перестройте личные предложения в безличные. 1. Я не хотел плакать. (Мне не хотелось плакать.) 2. В грозу мы не спим. (В грозу нам не спится.) 3. Я чувствую себя нездоровым. (Мне нездоровится.) Составьте безличные предложения с данными сказуемыми: Не надо... Не нужно... Не жалко... Не следует... Невесело... Не звенит... Не шуршит. Перепишите, употребляя нужную частицу. 1. Местность была совсем голая, кругом (не, ни) деревца. 2. Кругом пусто. (Не, ни) души. (Не, ни) звука. 3. На той стороне нет (не, ни) вокзала, (не, ни) деревушки. 2. работа с упражнениями учебника VI. рефлексия. Подведение итогов урока Беседа — Какие предложения называются безличными? — Чем выражается сказуемое в безличных предложениях? — Каковы смысловые значения сказуемых в безличных предложениях? VII. Домашнее задание 1. Выучить теоретический материал учебника. 2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать