x x
menu

Тема смены поколений в русской литературе

В центре романа «Война и мир» три семьи: Курагины, Ростовы, Болконские Семья Болконских описана с несомненной симпатией. В ней показаны три поколения: старший князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, его внук Николинька. Из поколения в поколение передаются в этой семье все лучшие душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга, благородство души. Болконские - люди чрезвычайно деятельные. Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности, которые характерны для семей высшего света. Старый князь Болконский, считающий, что на свете «есть только две добродетели - деятельность и ум», неутомимо старается следовать своему убеждению. Сам он, честный и образованный человек, хочет развить в дочери обе добродетели, давая ей уроки алгебры и геометрии и распределяя ее жизнь в беспрерывных занятиях.

Он никогда не бездействовал: то писал мемуары, то работал на станке или в саду, то занимался с дочерью. У князя Андрея мы тоже видим эту черту, доставшуюся ему от отца: он - ищущая и деятельная натура, занимается общественной работой со Сперанским, облегчает быт крестьян в своем имении и постоянно ищет свое место в жизни.   Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине. Болконские - истинные патриоты. У князя Андрея любовь к Родине и интерес к жизни слиты воедино, он не разделяет эти два чувства и хочет совершить подвиг во имя России. Старый князь, узнав о походе Наполеона на Москву, хочет хоть чем-нибудь помочь Родине, он становится главнокомандующим ополчения и отдается этому всей душой. Мысль о покровительстве генерала Рамо «приводила княжну Марью в ужас, заставляя ее» содрогнуться, краснеть и чувствовать еще не испытанное чувство злобы и гордости».

Она твердила себе: «Поскорее уехать! Ехать скорее!»   Всеми поступками Болконского руководит чувство долга, которое в нем развито очень сильно. Князь Николай Андреевич мог не принимать должность главнокомандующего, он был стар, но не счел себя вправе отказаться в такое время, и эта вновь открывающаяся ему деятельность возбудила и укрепила его.   Князь Андрей уходит воевать, понимая, что он должен быть там, где он нужен Родине, тогда как мог остаться при особе государя. Описывая свои любимых героев, Толстой подчеркивал их близость к народу. Есть эта черта характера и у всех членов семьи Болконских. Старый князь очень хорошо вел хозяйство и не притеснял крестьян. Он никогда не отказал бы «в нужде мужикам». Княжна тоже всегда готова помочь крестьянам, «ей странно было думать..., что могли богатые не помочь бедным».

А князь Андрей на войне заботится о солдатах и офицерах своего полка. Он был ласков с ними, в ответ на это «в полку его называли наш князь, им гордились и его любили». Третье поколение Болконских - Николинька, сын Андрея; маленьким мальчиком видим мы его в эпилоге романа, но уже тогда он внимательно слушает Пьера, в чем происходит какая-то особая, независимая, сложная и сильная работа чувства и мысли. Он очень любит отца и Пьера и, убедившись, что отец одобрил бы революционные взгляды Безухова, говорит себе: «Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен...»   Семья Ростовых также представлена в романе широко, всеобъемлюще. Например, курьезный и нелепый случай с медведем и квартальным вызывает у графа Ростова добродушный смех, у других - любопытство, а Марья Дмитриевна с материнской ноткой грозно журит бедного Пьера: «Хорош, нечего сказать! Хорош мальчик! Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел». Ох, побольше бы таких грозных наставлений Пьеру, может быть, и не было бы непростительных ошибок в его жизни.   

Интересен и сам образ тетушки графини Марьи Дмитриевны. Она всегда говорила по-русски, не признавая светских условностей; надо заметить, что французская речь в доме Ростовых звучит гораздо реже, чем в петербургской гостиной (или почти не звучит). И то, как почтительно все встали перед ней, это отнюдь не фальшивый обряд вежливости перед «никому не нужной тетушкой» Шерер, а естественное желание выразить уважение почтенной даме.   Таково старшее поколение Ростовых, живущих в согласии с движениями души. А каково же младшее? Всех представил здесь Толстой: Веру, Николая, Натащу, Петю, родственницу Соню, друга Бориса, не обошел вниманием и будущего мужа Веры - Берга.   «Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно... голос у нее был приятный...» вера слишком «умна» для этого семейства, но ум ее обнаруживает свою ущербность, когда соприкасается с эмоционально-душевной стихией этого дома. От нее веет холодом и непомерным высокомерием, недаром она станет женой Берга - именно ему она под стать, этому наивному эгоцентрику.

«Спокойно и учтиво» размышлял Берг о преимуществе пехоты против кавалерии, не замечая ни насмешки, ни равнодушия окружающих. Вполне серьезно, совсем в духе полковника Скалозуба, мечтал о вакансиях, полученных за счет убитых на войне. «Ну, батюшка, вы и в пехоте, и в кавалерии везде пойдете в ход; это я вам предрекаю, - сказал Шиншин, трепля его по плечу». Берг и Вера, увы, несут в себе шаблоны салонной противоестественной жизни. Они не имеют собственной жизненной программы, довольствуются заимствованной на стороне. В романе есть лица раздражающие, есть персонажи, которые вызывают восхищение или ненависть, любовь, и среди них Николай Ростов - самый задушевный герой романа. Какой чудный детский мир в доме Ростовых: жизнь чище и разговоры веселее.

Студент Николай Ростов - невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. Затем мы встречаем Ростова в гусарском Павлодарском полку. Сложный мир воинских взаимоотношений Николай выстраивает при помощи трех главных для него оснований: честь, достоинство и верность присяге. Он даже помыслить не может солгать. Двусмысленное положение, в котором он оказывается из-за поступка Телятина, удивляет даже бывалых однополчан. Недаром седовласый штаб-ротмистр увещевает Ростова: «Спросите у Денисова, похоже это на что-нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?» Молодой Ростов уверен, что честь полка во внутренней иерархии ценностей выше и дороже чести личной. «Я виноват, кругом виноват!» - восклицает он, когда осознает это. На наших глазах происходит мужание характера.

Порывистый, чистый юноша превращается в защитника отечества, связанного с товарищами по оружию корпоративным понятием чести.   

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» - одно из самых густонаселенных произведений, известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное количество исторических персонажей, десятки героев, созданных творческой фантазией автора. Вслед за Толстым мы проникаем в сложный быт человеческого существования и вместе с ним разглядываем живые существа, которые в нем действуют. Это очень сложная, разнообразная, уходящая в бесконечный мир идей реальность.  

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» свыше пятисот героев. Среди них мы видим императоров и государственных деятелей, полководцев и рядовых солдат, аристократов и крестьян. Одни герои, как нетрудно заметить, автору особенно симпатичны, другие, напротив, чужды и неприятны. Кстати, герои Толстого делятся не на положительных и отрицательных, не на хороших и плохих, а на изменяющихся и застывших. К числу первых относятся те персонажи, жизнь которых проходит в постоянном искании правды, в стремлении к добру, в желании приносить пользу другим людям. Так получилось, что самые внутренне красивые толстовские герои не отличаются красотой внешней (вспомним Пьера Безухова, Наташу Ростову, Марью Болконскую). Вряд ли это случайно: таким образом, думается, душевная красота, не заслоненная внешней, становится еще заметнее.

В этом нетрудно убедиться, повнимательнее присмотревшись, скажем, к образу Пьера Безухова. Мы знакомимся с Пьером в первой же главе романа в великосветском салоне Анны Павловны Шерер. Перед нами предстает «массивный, толстый молодой человек с остриженною головой, в очках», которого отличает умный, робкий, «наблюдательный и естественный» взгляд. Именно искренность и естественность Пьера контрастно выделяются в этой «прядильной мастерской», наполненной безучастными людьми - «веретенами». «Один живой человек среди всего нашего света», говорит о нем князь Андрей Болконский. Эмоциональный, не умеющий сдерживать и скрывать свои чувства, Пьер очень скоро располагает к себе читателей. В начале романа герой еще молод, плохо знает жизнь и почти не разбирается в людях. Так, первым серьезным испытанием для Пьера становится женитьба на Элен.

Он оказался безоружным против коварства, лживости Курагиных, заманивших его в свои сети. Но нравственно Пьер намного выше этих людей: вину за случившееся он полностью берет на себя. Серьезно заставила Пьера задуматься над своей жизнью и его дуэль с Долоховым, после которой он понял, насколько чужд ему весь этот светский маскарад. Осознав это, Пьер стремится повернуть свою судьбу в иное нравственное русло. В душе Пьера «свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь». Он перечеркнул прошлое, но не знал, каким будет будущее. Однако мы понимаем, что задаваться вопросами, подобными тем, какими задается Пьер, может только высоконравственный человек: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я...». А после разочарования в масонстве, куда его привело желание быть полезным обществу, после его неудачи в намерениях облегчить положение крепостных крестьян к Пьеру вновь пришла неудовлетворенность собой - та движущая сила, которая не давала погаснуть в нем духовному огню.

Таким предстает перед нами герой накануне Отечественной войны 1812 года. Толстой далеко не случайно приводит Пьера Безухова на Бородинское поле. Может показаться, что сугубо штатскому и несколько неуклюжему Пьеру здесь не место. Однако голос совести подсказывает ему, что сейчас он должен быть именно здесь, поскольку здесь происходит главное событие, решающее для судьбы нации. Вот это почти инстинктивное, часто до конца не осознанное чувство сопричастности своему народу и есть, пожалуй, главная черта лучших героев Толстого.

В поступках Пьера нет никакой «внешней красивости», и порой они кажутся даже нелогичными. Он остается в горящей Москве, чтобы убить Наполеона, а вместо этого спасает сопливую девочку и красивую армянку. Вознамерившись убить главного врага русского народа, Пьер пытается решить задачу, которая не по силам одному человеку. А вот совершить пускай и не столь эффектный, но такой необходимый добрый поступок - это вполне по плечу герою. Вся натура Безухова восстает против жестокости и зла, с которыми он сталкивается на каждом шагу в занятой французами Москве. После всего увиденного и пережитого Пьер чувствовал, что не сможет сам возродить угасшую в нем веру в жизнь, в Бога, в человека. Спасла его встреча с Платоном Каратаевым, благодаря которому Пьер ощущает себя частицей целого огромного мира: «И все это мое, и все это во мне, и все это я!».

Он осознал, что цель и смысл жизни - сама жизнь во всех своих проявлениях. Эта самая толстовская мысль делает героя еще более богатым и красивым внутренне. Нельзя не отметить, что все это время в душе Пьера жила нежная и восхищенная любовь к Наташе. Любовь, неуместность которой он сознавал, пока жив был князь Андрей, и потому упорно хранил ее в себе, не желая мешать взаимному чувству двух самых близких его сердцу людей. Таким образом, умный, мягкий, добросердечный, порой непрактичный и подверженный страстям Пьер вполне заслуженно в эпилоге романа обретает семейное счастье.

Заканчивая разговор о Пьере Безухове, нельзя не вспомнить слова Андрея Болконского о своем друге: «Это самый рассеянный и смешной человек, но самое золотое сердце»     

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать