x x
menu

Театр абсурда (Беккет и Ионеско)

В начале 50-х годов во французском театральном искусстве заявило о себе новое направление - искусство абсурда, преподнесенное как против буржуазного мышления, обывательского здравого смысла. Его основоположниками явились живущие во Франции драматурги - румын Эжен Ионеско и ирландец Сэмюел Беккет. Пьесы драматургии абсурда ("антипьесы") ставились во многих театрах стран капитализма. Лишенные привычной логики и смысла спектакли вызывали бурную реакцию зрительного зала и прессы. Мнения критиков резко разошлись: одни провозглашали искусство абсурда возрождением и обновлением театра, другие считали его деградацией театрального искусства. Вслед за Ионеско и Беккетом приемами искусства абсурда стали пользоваться драматурги А.Адамов, Ж.Жене (Франция), Г. Пинтер и Г. Симсон (Англия) и др.

            Искусство абсурда - это модернистическое течение, стремящееся создать абсурдный мир, как отражение мира реального, для этого натуралистические копии реальной жизни выстраивались хаотично без всякой связи.

  • В основу драматургии было положено разрушение драматического материала. Своеобразно отношение к художественному пространству - локальная конкретность и временный хаос . В пьесах нет локальной и исторической конкретности. Действие значительной части пьес театра абсурда происходят в небольших помещениях, комнатах, квартирах, совершенно изолированных от внешнего мира. Подвергается разрушению временная последовательность событий. Так, в пьесе Ионеско "Лысая певица" (1949) через 4 года после смерти труп оказывается теплым, а хоронят его через полгода после смерти. Два акта пьесы "В ожидании Годо" (1952) разделяет ночь, а "может быть - 50 лет". Этого не знают сами персонажи пьесы.
  • Локальная конкретность и временный хаос дополняются нарушением логики в диалогах. Диалог редуцирован, вне партнера. Речь – подобие диалога – герои не слышат друг друга.

Вот анекдот из пьесы "Лысая певица": "Однажды некий бык спросил некую собаку, почему та не проглотила свой хобот. "прости, - ответила собака, - я думала , что я слон".

  • Абсурдно и само название пьес "Лысая певица": в этой "антидраме" лысая певица не только не появляется, но и не упоминается.
  • Разделяли с экзистенциализмом  представление о мире как о хаосе, любое столкновение человека с миром порождает конфликт, недоверие к коммуникации.
  • Доводят принцип до художественного выражения – показывают абсурд средствами абсурда.
  • Бессмыслицу и сочетание не сочетаемого абсурдисты заимствовали у сюрреалистов и перенесли эти приемы на сцену. Со скрупулезной точностью выписал С. Дали на одной из своих картин Венеру Милосскую. С меньшей тщательностью изображены им ящечки, расположенные на ее туловище. Каждая из деталей похожа и доходчива. Сочетание же торса Венеры с выдвижными ящиками лишает картину всякой логики.
  • Части предложений находятся в нелепом сочетании.

Театр абсурда хотел показать реальный мир. Каков же он.

  • Жизнь а антипьесах идет и возникает под знаком смерти. Дважды пытаются повесится герои пьесы Ионеско "Стулья" (1952).; убийство лежит в основе сюжета его пьесы "Амедей или как отделаться" (1954); 5 трупов фигурируют в пьесе "Убийца вознаграждения" (1957); сороковую ученицу убивает герой пьесы "Урок" (1951).
  • Человек в театре абсурда не способен к действию. Герои произведений искусства абсурда не могут довести до конца ни одного действия , не в состоянии осуществить ни один замысел.
  • Личности в пьесах нивелированы, лишены индивидуальности, похожи на механизмы. Часто герои пьес имеют одинаковые имена, по мнению деятелей театра абсурда люди неотличимы друг от друга. Часто герои спрятаны за плащами, шапками…
  • В качестве героя выступают нелепые персонажи, они не знают ничего о мире и о себе,  деклассированные элементы, либо мещане, нет героев имеющих идеалы и видящих смысл жизни. Люди обречены существовать в непонятном и неизменном мире хаоса и абсурда.
  • Бросается в глаза и антипредельный гуманизм пьес. Стремясь подчеркнуть атмосферу уродства, патологии, окружающую человека, Беккет живописует в своих пьесах антиэстетизм, маразм жизни. Для того чтобы вызвать отвращение читателей и зрителей к героям пьесы "В ожидании Гордо", Беккет настойчиво повторяет, что у одного из них "воняет изо рта", а у другого "воняют ноги".
  • Многочисленные пьесы театра абсурда первого десятилетия (1949-1958) определяются не сюжетом произведений, а общей атмосферой идеатизма и хаоса, воссоздаваемой на сцене. Английский режиссер, прочитав перевод пьесы "Урок", заявил Ионеско, "Это невозможно. Вы не могли этого написать. Перевод этот абсолютно идиотский, ваш переводчик ничего не понял". Ионеско ответил: "Это сам текст идиотский. Это сделано нарочно".
  • Жанр трагифарс – трагический потенциал фарса – смех над смертью, болезнью, слабостью.

Деятельность классиков театра абсурда не дала много шумный споров среди критиков и была высоко оценена. В 1969г. Беккету была присуждена Нобелевская премия. Ионеско избрали в члены французской французской академии наук (Бальзак был не удостоен этой чести). 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать