Ташкент в судьбе и творчестве Анны Ахматовой

Творчество любого поэта, почти всегда, можно уподобить его жизни. Знание биографии поэта делает его произведения еще более интересными. Поэтому просто невозможно обойти стороной период жизни знаменитой поэтессы прошлого столетия Анны Ахматовой, который связан с Ташкентом. Она жила здесь с ноября 1941 до мая 1944 г.

В 2001 г. в музее С. Есенина прошла выставка, рассказывающая об этом непростом периоде А. Ахматовой. Она называлась «Тень моя на стенах твоих». Этой фразой поэтесса описала любовь к этому городу, считая, что Ташкент занял в ее жизни большое место. Анна Ахматова говорила, что однажды на стене дома кто-то углем изобразил ее профиль. Это было неожиданно и в то же время очень приятно. Выставка и получила такое название.

На выставке побывали 5 тыс. жителей и гостей столицы Узбекистана. Ведь здесь были представлены настоящие документы и фото из музея Петербурга. Осмотрев это богатство, жители были потрясены тем сознанием, что их город значил так много для поэтессы.

После этой выставки литературная элита Ташкента стала еще больше интересоваться жизнью поэтессы в эвакуации и обнаружила, что Ахматова хотела издать книгу «Ташкентская тетрадь». В Ленинграде был издан лишь небольшой цикл «Луна в зените». Многих стихов там не было, они появились спустя годы в собрании сочинений А. Ахматовой.

С 1921 до 1941 г. Ахматова написала два-три десятка стихотворений, а за время пребывания в эвакуации — две сотни. Здесь создана «Поэма без героя», которую поэтесса называла главной поэмой своей жизни. Она не собиралась издавать ее, поскольку строки не понравились бы властям, ее друзья переписали ее для себя, она и сохранились.

Когда открылась выставка были живы люди, лично знакомые с поэтессой. В память об Ахматовой Айбек, написал удивительные строки: «… вдоль Анхора / Сама поэзия идет». Ахматовой нравился этот молодой парнишка, она звала его «цыганенком». И в одном из стихов, посвященных Ташкенту она упоминает его имя. Она учила молодые дарования: Валентина Берестова, Зою Туманову, С. Журавскую, Эдика Бабаева…

Ташкентцы помнят два адреса, где проживала Ахматова. Это ул. К. Маркса, 7. Там располагалось общежитие писателей. Сейчас это пл. Мустакиллик и от тех времен сохранился лишь пандус у фонтана. Второй адрес: ул. Жуковская 54, где во время войны проживало много литераторов, а балхану занимала Ахматова.

Там, где в настоящее время расположено посольство Франции, раньше была школа. Несколько классов арендовал Домм пионеров, и поэтесса занималась здесь с детьми и подростками. В их числе был и В. Берестов, а когда ему исполнилось 16 лет, то его день рождения отмечался в крохотной, но уютной комнатке Ахматовой. Она написала по этому поводу небольшое четверостишие, а когда Берестов через много лет приехал в Ленинград, то прочитал его автору. Она была очень удивлена, потому что позабыла его. Берестов стал писателем, поэтом и археологом. Он участвовал на раскопках древнего Хорезма. В 1989 г. Ташкент отмечал юбилей Ахматовой, на это торжество прибыл В. Берестов и поделился своими воспоминаниями об этой чудесной женщине и изумительной поэтессе.

В этом же году клуб «Орфей» издал сборник стихов Ахматовой. В этом сборнике были и воспоминания ташкентцев, в т. ч. Надежды Крикун. Однажды она со второго этажа увидела двух женщин, стоящих и разговаривающих на тротуаре: Фаину Раневскую и Анну Ахматову. Тогда еще студентка Надя, была тоже эвакуированной вместе с мужем Леонидом Эфросом, другом Ахматовой. Эфрос и познакомил Анну Андреевну со своей молодой женой.

Вернувшись из эвакуации, поэтесса долгое болела и к ней старались не допускать много людей, которые стремились увидеть живого классика. Ахматова повторяла: «Если это из Ташкента, сразу приглашайте».

В Ташкенте поэтесса выступала в разных залах: в Доме офицеров, в консерватории... Старинное здание современного юридического университета тоже помнит голоса выдающихся поэтов, выступавших в его стенах.

Отсюда Ахматова диктовала в редакцию газеты «Правда» знаменитые строки стихов «Мужество».

В 1943 г. Ташкентское издательство выпустило книгу поэтессы под редакцией Корнелия Зелинского. В ней содержалось много новых произведений Ахматовой. В 1963 г. это же издательство выпустило новый сборник стихов поэтессы, он стал библиографической редкостью.

В Ташкенте Ахматова написала драму «Энума Элиш», перевод с древнешумерского языка. Сохранилось лишь часть отрывков.

Здесь Ахматова повстречала, по ее словам, родную душу. Это был Юзеф Чапский. Он руководил из этого города пресс-службой польской армии ген В. Андерса. Их познакомил Алексей Толстой.

Одно из произведений поэтессы в сб. «Луна в зените», литературоведы долгое время считали, посвященным Алексею Козловскому. Композитор с супругой Галиной дружили с Ахматовой, а потом переписывались.

Оказалось, что в одной из рукописей поэтессы существует окончание и там упоминается Варшава. Ю. Чапский прошел с армией ген. Андерса до центра Италии. После войны он жил во Франции и через много лет создал портрет Ахматовой в стиле модерна.

Она покинула блокадный Ленинград, но ощущала огромное горе, которое выплеснула в строках «Реквиема».

В Ташкенте начался третий период ее творчества. Хотя здесь подстерегала и грозная болезнь — тиф. Врачи инфекционной клиники Ташмединститута вылечили ее. Ахматова мечтала запечатлеть Серебряный век и у нее это прекрасно получилось в «Поэме без героя». Это произведение было создано в Ташкенте и этому есть подтверждение — заголовок «Ташкентское предисловие».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент