x x
menu

Тарас Шевченко. Рассказ о поэте

Цель:    ознакомить учеников с детством Т. Г. Шевченко, которое прошло на живописной Черкасщине; с его сборником поэзий «Кобзарь»; развивать наблюдательность, образное мышление, умение анализировать и строить заключения, заинтересовать учеников фигурой Кобзаря; воспитывать уважение к знаменитому сыну
Украины.
тип:               урок усвоения новых знаний.

Оборудование: портрет Т. Г. Шевченко, сборник поэзий «Кобзарь».

  • Растет поколение молодое,
  • Новые огни горят на небосклоне,
  • И в даль с наиболее молодыми идет
  • Пророк звезды, которая землю всю осияет.
  • М. Рыльский

Ход урока

На доске портрет Т. Г. Шевченко, под ним - эпиграф.

I. Аутотренинг

Глаза закрыты, руки на коленях. Ученики шепотом повторяют за учителем:

  • - Я пришел в школу учиться...
  • - Необходимо быть внимательным...
  • - Необходимо быть спокойным...
  • - В классе друзья...
  • - Они меня любят...
  • - Мне приятно...
  • - Я легко дышу...
  • - В классе солнце, солнце...
  • - Я хорошо работаю...

II. Актуализация опорных знаний учеников

Учитель. Дети, скажите, пожалуйста, знают ли в ваших семьях стихи Т. Г. Шевченко? Какие? Любят ли их? За что? Есть ли в ваших домах портреты Т. Г. Шевченко? - А какие стихи Тараса Григорьевича вы помните?

III. Сообщение темы, задач урока

Учитель. На этом уроке, тема которого «Наш Тарас Шевченко», вы углубите свои знания о детстве великого Кобзаря, ознакомитесь со сборником поэтических произведений «Кобзарь», вспомните поэзии, которые вам больше всего нравятся. (Читает эпиграф.)

- Как вы понимаете это выражение? (Ответ учеников.)

IV.  Восприятие и усвоение
учениками
учебного материала

Учитель. Посмотрите на доску, где записаны слова, которые мы будем использовать в своей речи на уроке, прочитайте их. Ученики читают: кобза, кобзарь, «Кобзарь», крепостной, пророк.

  • Известны ли вам эти слова?
  • Что бы вы сказали об их значении?

Ученики объясняют, используя словари.

Учитель. Т. Г. Шевченко - гордость украинского народа, его слава. Своими действиями, своими произведениями он заслужил всенародное уважение. Этот человек, дети, известен во всех уголках мира, а произведения его известны каждому сердцу. Трагической была судьба Шевченко. Первые двадцать четыре года жизни он был крепостным, терпел издевательства, самодурство своего господина. Десять лет мучился в ссылке в далеких аральских, прикаспийских и оренбургских степях, куда его отправили рядовым солдатом. Несокрушимой была сила великого поэта. Он своей пророческой страстью внутренне раскрепощал людей и учил их быть людьми.

Учитель. Обратите, пожалуйста, внимание на доску. Перед вами - портрет благородного, мудрого защитника родного народа. Посмотрите внимательно. Взгляд направлен твердо вперед. В глубине глаз притаилась едва заметная грусть. В грусти - сочувствие за судьбу народа. Наш урок - это урок, на котором вы начинаете знакомиться с человеком, жизнь которого является большим подвигом.

А сейчас «Минутка эрудита».

О каких интересных фактах из жизни Тараса Григорьевича вы узнали? (сообщения учеников.)

Учитель. Предоставляю слово литературоведам, чтецам-декламаторам, которые готовили сообщение о детских годах Т. Шевченко, фрагменты из стихов, в которых поэт вспоминает детство. (Сообщение учеников.)

Учитель (дополняет). Эти годы жизни Тараса были согреты теплом материнской ласки и отцовской заботы.

Уже будучи известным поэтом, Шевченко вспоминал ту «школу», куда привела его тяжелая крепостная судьба.

Ученик читает стих «Козачковскому».

Учитель. Пока жили родители, мальчонка не сознавал ужаса крепостнической действительности. Были беззаботные детские игрушки. Однажды Тарас пошел искать железные столбы, которые, как ему рассказывали, подпирают небо. Он шел, шел, пока его не подобрали чумаки и привезли домой. Мечтательность, любознательность, любовь к жизни были характерными особенностями Т. Шевченко.

Часто в село заходили странствующие слепые певцы-кобзари. Они пели песни об историческом прошлом Украины, о ее поработителях - турках, татарах, польской шляхте, о казаках, как они бились с врагами.- среди слушателей был и Тарас.

Об этом рассказывал мальчику и его дед Иван. Слушать деда собиралась не только семья Шевченко, а и соседи. Его рассказы о том, как люди наказывали господ-угнетателей, производили на Тарасика огромное впечатление, которое со временем он перенес в произведение «Гайдамака».

Учитель читает «Эпилог» из поэмы «Гайдамака».

Учитель. Когда умерла мать, отец, оставаясь с пятью детьми на руках, привел в дом мачеху. Это была нехорошего характера женщина, которая особенно плохо относилась к Тарасу, ее бесила его мечтательность, свободолюбие. С потерей матери, а потом и отца в маленьком детском сердце откроется неизлечимая рана.

Мать, материнство будут оставаться для Тараса самыми святыми.

Ученики читают поэзии: «В нашем раю...», «Сон».

Учитель. Очень рано оказались у Тараса способности к живописи. Еще сызмала мел, уголек были для него большой радостью. Стремясь стать художником, Тарас побывал у трех церковных маляров, тем не менее, ни один из них не выявил у него таланта.

Дети, более полно об этих и других фактах жизни Тараса вы узнаете, прочитав отрывки из повести С. Васильченко «Широкий путь».

Учитель. У меня в руках «Кобзарь» Шевченко. Смотришь на него и невольно приходит мысль: какая долголетняя и прекрасная у него жизнь - 140 лет. Эту бессмертную книгу читали еще современники Тараса Григорьевича, дальше их дети, внуки, правнуки... Сегодня в «Кобзарь» вчитываетесь вы, дети XXI столетия. «Кобзарь» - это книга Правды, дорога всем поколениям. (Демонстрирует «Кобзарь», изданный в разные годы). Как вы думаете, почему Тарас Григорьевич назвал сборник поэзий «Кобзарь»?

Ответы учеников.

Учитель. Откройте «Кобзарь», вчитайтесь в прекрасные поэтические строки.

Чтение учениками вслух поэзий «Садок вишневый круг дома», отрывок из поэмы «Княжна», отрывок из баллады «Причинная», отрывок из поэмы «Сон», «Солнце заходит, горы чернеют...».

Учитель. А теперь закройте глаза, послушайте тишину и расскажите, кто что услышал? (Ответы учеников.)

Учитель. Что же можно услышать в стихах Шевченко? Что можно увидеть в тексте, если представить описанные картины?

Ответы учеников.

Учитель. Какое, по вашему мнению, настроение поэзий? (Ответы учеников.)

А теперь поработаем в парах.

Первая пара - «Мастера слова». Подготовьте чтение поэзии, которая вам больше всего пришлась по душе.

Вторая пара - «Юные художники». Какую бы иллюстрацию вы нарисовали к отрывку из баллады «Причинная», которая начинается словами: «Ревет и стонет Днепр широкий».

Третья пара - «Юные фольклористы». Со слов, записанных на доске, составьте и запишите пословицы: «Кобзари», ищи, в, правду, Тарасово, глубоко, глаз, видит.

Зачитывание учениками пословиц, записанных на доске:

  • Мучили Шевченко, наказывали и дух его не сломали.
  • Чтобы народу служить, необходимо так, как Шевченко жить.
  • Тарасов «Кобзарь» - народа большой дар.

V.  Итог урока

Учитель. А сейчас поиграем в игру «Микрофон».

Ученики передают друг другу микрофон, отвечают на вопросы учителя.

  • Что нового ты узнал о Т. Г. Шевченко, его детстве?
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать