Т. Шевченко «И вырос я на чужбине». Автобиографические мотивы в стихе

Проведя почти всю свою жизнь за пределами Украины, автор тоскует по ней знаменитой, за Днепром ревущим, и они - эти два взаимопроникающих образа - для него наилучшие в мире. Так мыслит и чувствует влюбленный в свою Отчизну поэт-патриот, хотя грустно ему.

Но это не до конца так. Шевченко вспомнилась пословица: «Там хорошо - где нас нет», и он, согласно ритму и рифме стиха, чуточку изменяет его: «...там только добро, где нас нет». А всплыла эта пословица на поверхность сознания под влиянием воспоминаний о последнем пребывании в родном наилучшем селе. Для Шевченко это был лихой час, суть, которую он раскрывает в двух дальнейших картинах.

Первая из них - воспоминание о тяжелой судьбе родной матери, которая, желая, чтобы «судьба добрая любила ее ребенка», и не видя выхода из тяжелого крепостного положения, молилась, била поклоны, ставила свечечку в церкви за копейки, заработанные ночью при луне, так как днем все дни недели без исключения необходимо было работать на господина без наименьшего за то вознаграждения. И не помогли ни поклоны, ни свечки, ни молитва Пречистой Божьей Матери. Наоборот. Тяжелых физических, душевных злых мучений испытал в жизни ее сын. А сколько еще испытает! Поэт уверен, что бы когда его мамочка дожила до этого времени и знала бы о горькой судьбе своего сына, она, религиозная, «бога прокляла бы». И потому сын должен будто радоваться, что мать не дожила до этих дней.

Пребывание на родине было для поэта лихим часом, особенно потому, что в том хорошем селе он увидел страшное опустошение и запустение.

Вот до чего довело наши села самодержавие и господа-помещики. Вся картина пронизана внутренними противопоставлениями: сады, раньше полные зеленых листьев и краснощеких яблок, теперь повысыхали; когда-то белые хаты покрылись плесенью, ставки, полные ныне высохли и заросли чертополохами и полынью. Одним словом, в хорошем селе - «страх плохо». «Село будто погорело»,- пишет автор.

А посреди этой пустыни, будто призраки, «блуждают люди».

 

Описание села и людей в нем вызывает у нас сочувствие, печаль, тяжелое, гнетущее настроение. Лучше сказать, это настроение передается от автора.

Итак, крепостничество калечит людей и духовно, делает их рабами. Покорность крепостных, их пассивность, недостаточность революционности - это один из сквозных мотивов творчества Т. Шевченко. Поэту невыразимо горько, что людей подвергают пытке, а они не только не протестуют, а еще и учат безотказному послушанию угнетателям своих детей. Ему до того больно, что он и плачет, и взрывается гневом, и называет такие действия сумасшедшими («будто люди поглупели»).

Побывав во многих селах и губерниях тогдашней Украины, Шевченко увидел, что его родное село не исключение, что такое бесчинство творится везде.

(Не для всех учеников понятно значение слова «ярмо» - часть упряжи, тяжелая деревянная рама, которая надевалась на волов. Здесь ярмо - социальная неволя, крепостные, значит, здесь были уярмленные, в положении рабочего скота).

После этого автор одной струной своей «невольничьей музы» затрагивает свое состояние в ссылке и говорит, что ему «плохо очень, страх плохо» там в пустыне, но будто было бы еще стократ хуже жить на Украине, видеть все безобразие и не мочь ничего сделать, помогая бедствию, а только «смотреть, плакать - и молчать».

Не повиноваться господам, бороться против проклятого панства, против всего порядка - такой ответ напрашивается из подтекста стиха.

Дальше, мечтая о другом, справедливом обществе, поэт рисует эстетично прекрасную картину всенародного счастья, свободной жизни.

Вывод. В крепостном селе жить просто невозможно, дальше некуда. Крестьяне должны жить так, как показывает Шевченко во втором описании.

В картине-мечте есть полное единство волшебной природы Украины и жизни ее трудящихся (единство внешнего и внутреннего). Такой и должна быть жизни человека.

2.10. Особенности выразительного чтения поэзии.

Стих имеет четыре основных интонации:

а) от начала до слов «За мою участь» необходимо читать медленно, в разговорной манере с переходом к горькой иронии в последних строках (от слов «Хорошо, мама...»);

б) от слов «Аж страх плохо...» до «...снова на чужбину» преобладает другая  интонация печали, сочувствия, кроме трех строк: «Будто люди... своих
 ведут», которые читаются с негодованием, немного злобно;

в) третья часть от слов «И не в одном том селе...» до «...плакать и будто кричать!» должны звучать энергично и неодобрительно;

г) заключительный отрывок от слов «А как не видишь того бедствия...» до конца напрашивается читать мечтательно, элегически, с вуалью печали.

 

2.11. Художественные особенности поэзии.

Эпитеты: «славная страна», «лихой час», «лучшее село», «тяжкие поклоны», «судьба добрая», «немые люди», «господа лукавые», «препоганые господа», «старый Днепр», «широкие села».

Метафоры: «судьба любила», «повалялись пруды», «людей в ярма запрягли господа...», «Днепр... красуется, любуется», «зеленеют села». Тавтология:

«Чернее черной земли», «А в селах в веселых И люди веселые».

Повторы: «Будто..., будто...», «Плохо..., плохо...», «Гибнут! Гибнут!».

Сравнения: «Днепр, будто в молоке ребенок».

Риторические оклики: «Немые на барщину идут, И деточек своих ведут!..», «Гибнут! Гибнут!», «Плохо очень, страх плохо!», «Смотреть, плакать - и молчать!».

Характер эпитетов и сравнений изменяется в зависимости от содержания произведения. В первом случае эпитеты и сравнения вызывают ощущение грусти и гнева, во втором - радости.

V. Закрепление изученного материала.

1. Проведение тестового опрашивания.

  1. Река, которая упоминается в поэзии:

а) Дунай; б) Каяла; в) Днепр.

  1. Страну, где родился Т. Шевченко, он называет:

а) милой; б) знаменитой; в) родной.

  1. О каком лихом времени говорит поэт в произведении? Времена:

а) Великой Отечественной войны; б) крепостничества; в) революционных событий.

4. Родное село, где родился поэт, он считает:

а) наилучшим; б) самым веселым; в) богатейшим.

5. Мать Тараса стремилась, чтобы ее ребенка:

а) не отдали в солдаты; б) судьба добрая любила; в) не унижали господа.

6. Простой люд Т. Шевченко сравнивает с:

а) муравьями; б) черной землей; в) пожелтелой травой.

7. Что произошло с прудами в родном селе? Они:

а) повысыхали; б) позеленели; в) поросли сорняками.

8. Люди идут на барщину:

а) немые; б) изможденные; в) веселые.

9. Как воспринял беды в родном селе Т. Шевченко? Он:

а) осудил господ за их жестокость; б) заплакал и поехал оттуда; в) посочувствовал простому люду.

 

10. Осуждая господ, поэт называет их:

а) ворами; б) лукавыми; в) коварными.

  1. Кому господа «последние продают штаны»?

а) Ляхам; б) венграм; в) туркам.

  1. Край, где родился поэт, он называет: а) лихим; б) чужим; в) зажиточным.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Работа на карточках. Карточка № 1.

  1. Обоснуйте, почему Т. Шевченко называет родной край, где родился, чужим? Отвечая, ссылайтесь на биографический материал о писателе.
  2. Исследуйте, как поэт изображает простой люд. Какие художественные средства он при этом применяет? Высказываясь, приведите соответствующие цитаты из произведения.
  3. Т. Шевченко подвергает критике простой люд за их:

а) пассивность в борьбе с господами;

б) нежелание получать образование;

в) небрежное отношение к своим усадьбам.

Карточка № 2.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector