x x
menu

Т. Г. Шевченко. «Мне одинаково, буду ли» (из цикла «в каземате»). Понятие о философской лирике, силлабо-тоническом стихосложении

Ход урока

І. организационный момент

II. актуализация опорных знаний

1.         экспресс-опрашивание (технология «Незаконченное предложение»)

  • «Он не будет человеком какой-нибудь, из него выйдет или что-то очень хорошо, или большой лентяй; для него наследство по мне...ничего не будет значить...»,- так Т. Шевченко охарактеризовал... (Его отец)
  • Тарас Григорьевич очень часто называл своей родиной село. (Кириловку)
  • Какого года отец отдал Тарасика в науку к дьяку? (1822)
  • Должность, на которой находился будущий поэт у господина Энгельгардта? ( Прислужник-Казачок)
  • Способности, которые были выявлены у Тараса Шевченко еще из детства? (К живописи).

Земляк-•         Художник, который познакомил Тараса Григорьевича с выдающимися деятелями русской и украинской культур. (И. Сошенко)

  • Общими силами художников...Шевченко был выкуплен из крепостничества. (К. Брюллова, В. Григорьевича, О. Венецианова, В. Жуковского, Е. Гребенки)
  • В 1840 г. Т Шевченко напечатал поэтический сборник...(«Кобзарь»)
  • Г. Костомаров сагитировал Тараса Григорьевича вступить к тайной политической организации - ... (Кирилло-Мефодиевского братства)
  • Серия картин, которые выдал Т Шевченко на собственные средства после обучение в Академии...(«Живописная Украина»)
  • Поэта взяли художником в научную экспедицию для изучения и описания...(Аральского моря)
  • Совет...предоставила Шевченко звание... (Академии искусств, академика - гравера)

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2.         Мина-дискуссия (метод «Пресс»)

Мотивируйте,   аргументируйте  или  опровергните тезис «Детство Т. Г. Шевченко было счастливым».

III. объявление темы, цели урока. мотивация учебной деятельности

IV. восприятие и усвоение учениками учебного материала

1.         Вступительное слово учителя

Произведения гениальных поэтов некогда не бывают прочитанные до конца. Что больше познаешь настоящего Шевченко, то больше в его произведениях находишь неизведанного. Его феномен остается до конца не познанным. А чары его слова, мне кажется, не будут разгаданные некогда. Такой самой мерой, как и загадка его гения, волнует нас его жизненный путь и творчество.

Т. Шевченко силой своего поэтического слова, силой своей безграничной любви к родному народу, к Украине старался пробить муры человеческого равнодушия, господского ограниченности. К таким произведениям поэта принадлежит стих «Мне одинаково, буду ли...».

2.         Идейно-художественный анализ поэзии Т. Шевченко «Мне одинаково, буду ли...»

2.1.      Выразительное чтение стиха.

2.2.      История написания поэзии. Чем внимательнее вчитываешься в поэзию Шевченко «Мне одинаково, буду ли...», тем выразительнее обрисовывается перед нами фигура поэта как национального пророка. Участие в работе Кирилла -Мефодиевского братства разрешила ему проследить оживление национального движения в Украине. Поэт понимал, что это только начало постепенного накопления освободительной энергии народа. Поэтому не удивительно, что грубое подавление национального движения, разгром тайного общества послужили причиной появления стиха «Мне одинаково, буду ли...». Данная поэзия написана во время пребывания писателя в каземате в 1847 г.

2.3.      Тема: воспроизведение чувства гражданского мужества, духовного стойкости и несокрушимости, преданности Родине и народу, раздумье поэта над трудной судьбой собственного родного края.

2.4.      Идея: вера писателя в неизбежность свержения царского гнета, возрождение Украины.

2.5.      Основная мысль: Т. Шевченко не равнодушный к страданиям украинцев, к их будущему; осмысление своей недоли как частицы страданий народа под игом.

2.6.      Жанр: философская лирика с патриотичным пафосом.

2.7.      Композиция.

Стих можно поделить на две части: 18 строк - первая части

на, 5 строк - вторая.

Построенное произведение на противопоставлении, функцией связи и противопоставление между частями наделенный союз .

2.8. Содержание поэзий.

Печальная судьба ждет лирического героя. Он скорее за все осужден на высылку к Сибири. Но личные страдания не пугают его. Художнику не страшно и быть забытым людьми. Трагическое его невольническое и сиротское прошлое приучили его к страданиям и забвению. Печальная судьба ждет узника: все, что задумал написать, погибнет вместе с ним. Герой считает, что сделано очень имело для знаменитой Украины; чтобы остаться в памяти народной, нужно сделать больше. Не будут потомки упоминать в молитвах, но и это не главное. А главное, что трагическая судьба ждет Украину. Ее грабят безжалостные господа, они душат ее волю, ее старание стать счастливой. Как настоящий патриот именно через это наиболее наказывается поэт.

В произведении мы видим, как неотступно мучила Шевченко мысль об угрозе возрождению Украины, если русские самодержцы усыпят национальное сознание украинцев и искоренять из их сознания пусть намеки на возможность существования самостоятельного украинского государства:

Как Украину злые люди усыпят, лукавые, и в огне ее, обкрадут, возбудят.

Вот что для Шевченко есть главным, а не любовь и слава среди соотечественников! Он без боли сознается:

Или кто вспомнит, или забудет Меня в снеге на чужбине -одинаково мне.

Но очень тяжело поверить в его равнодушие относительно причастности к родной Украине: «Мне одинаково, или буду я жить в Украине, или нет». Для поэта родная земля была святой, он так искренне ее любил! Но его жизненный путь несет на себе отражение длинного пребывания в крепостной неволе: «На нашей - не своей земле». И перед этими строками есть и другие: «На нашей знаменитой Украине». С одной стороны, Украина знаменитая и наша, а с другого - все таки, «не своя», так как невоенная, самая себе не принадлежит. Именно в этом парадоксе и содержится гениальная тема произведения: впечатляющее глубокое отображение трагизма человека, который так много сделал для своей Родины, но сейчас ощутила, что через определенные обстоятельства от ее работы может не остаться и «малого следа».

Специально лукавит поэт и тогда, когда пишет, что «малого следа не лишь на Украине и что его «не помянет отец с сыном». Эти уверения поэта о собственном равнодушии к тому, или будет он жить в Украине, или нет, или будут упоминать его на родной земле, или не будут упоминать,- все это для того, чтобы подчеркнуть: Шевченко, конечно, не одинаково. Восемнадцать строк стиха напряженно готовят нас к важности последних пяти строк:

И не одинаково мне, Как Украину злые люди Усыпят, лукавые, и в огне Ее, ограбленную возбудят... Ох, не одинаково мне.

В этих строках Кобзарь чрезвычайно точно предусмотрел главную проблему украинской наций, которая, будто меч, висит над ней уже несколько столетий и стала чуть ли не самой большой проблемой сегодняшнего дня: ограбленность во время ее обновления и возрождение. Поэтому с полным правом можно считать поэзию «Мне одинаково, буду ли...» обращением- предупреждением современному поколению украинцев.

2.9.      Обработка идейного содержания произведения. Беседа за вопросами:

  • Каким расположением духа пронизанная поэзия?
  • Над чем Т. Шевченко размышлял в произведении?
  • О чем свидетельствует начало стиха?
  • Почему поэт волнуется за судьбу Украины?
  • Из-за чего Т. Шевченко безразлично относительно того, или будут о нем упоминать, или забудут?
  • О чем поэт упоминает, живя в неволе?
  • Каким образом данная поэзия связана с жизнью писателя?
  • Как Т. Шевченко характеризует Украину? (На нашей знаменитой Украине, На нашей - не своей земле)
  • Что такое молитва? Почему Т. Шевченко хочет, чтобы молодежь не забывала тех, кто погиб ради воли, счастливой жизни на Украине, и молилась за нее?
  • Что свидетельствует о небезразличном отношении поэта относительно дальнейшей судьбы родного края?
  • Кто и как обокрал родную землю? Как их называет писатель.
  • Чем заканчивается поэзия? Каким образом изменяется расположение духа лирического героя?
  • К чему призывает писатель в этой поэзии?
  • Выполнил ли наш народ завещание Т. Шевченко? Ответ мотивируйте.
  • Чем взволновала вас данная поэзия?

3.10.    Задача. Применяя фактический материал поэзий, заполните

таблицу:

Т. Шевченко

            безразлично   не одинаково

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать