x x
menu

Сюжет повести «Тени забытых предков»

Сюжет повести «Тени забытых предков» перекликается с трагедией Шекспира. В них можно найти немало общих черт. Как Монтекки и Капулетти, враждуют роды Палийчуков и Гутенюков. Как и в трагедии «Ромео и Джульетта», в обоих враждующих родах есть дети, которые любят друг друга, - Иван и Маричка. Давняя вражда должна стать им на пути. Как и у Шекспира, герои Коцюбинского погибают. Оба произведения являются гимном любви. Но то, собственно, аналогия и ограничивается. Главная коллизия в обоих произведениях - смерть героев - разная. Если у Шекспира трагедия происходит из-за случайной несогласованности действий Ромео и Джульетты, то у Коцюбинского - иначе. Мотивом самоубийства и Ромео, и Джульетты является их любовь. В «Тенях забытых предков» Иван погибает не в силах перенести смерть любимой, Маричка же уходит из жизни случайно.

В этом сюжетном моменте видно, что Коцюбинский не пошел слепо за Шекспиром. Развертывание действия в повести украинский мастер подчинил совсем другой идеи. Строгая, дикая горная природа подстерегает человека на каждом шагу. Показаны не только верования гуцулов, а и условия их жизни. Поэтому смерть Марички мотивируется совсем другими причинами, чем у Шекспира: «Недаром Иван спешил с полонины: он не застал Марички живой. За день перед этим, когда брела Черемош, взяла ее вода. Неожиданно пришло наводнение, злые волны сбили Маричку с ног, бросили в Гоц и понесли среди скал в долину. Маричку несла река, люди смотрели, как вертят ее волны, слышали крики и мольбы и не могли спасти.

Главное отличие произведения Коцюбинского от произведения английского классика не в ключевой сюжетной коллизии, а в особенностях изображения таинственного сказочного мира. Любовь переживается героями, как удивительная загадка, имеет большую силу над людьми. И уже с первой детской встречи будущих влюбленных появляются фантастические образы, без которых немыслима Гуцульская жизнь. «Я уже нечистого видел», - хвалится Иванко. Кстати, в этой же сцене Коцюбинский показывает себя и мастером сюжета. Первая встреча Ивана и Марички начинается с конфликта - драки. Такая неожиданная коллизия, бесспорно свидетельствует, что писатель обладал и высоким искусством сюжета, хотя его проза всегда больше подчинена течению настроений, то есть сюжету внутреннему. Дети природы, Иван и Маричка в своих взглядах на мир и в своей любви вполне отданы непосредственным душевным порывам. И их физическая близость выглядит не развратом, а естественным продолжением их душевных переживаний: «... все было так просто, естественно, сколы что ни одна нечистая мысль не засорили ей сердца». Гармония человека и природы, гармония чувств и действий - это та особенность, которую видит Коцюбинский в этой «первозданной» жизни гуцулов. И, конечно, любовь сочетается с фантастикой, предрассудками. «За поясом, на голом теле» Маричка носит чеснок, чтобы не забеременеть. Душевные порывы героев сплетаются в волшебную песню, которую Иван играет на флояре, а Маричка поет.

 Эта песня дышит сказочными образами диких гор и засевает горы своей волшебной мелодией.

Ярко и фантастически рассказывает писатель тоску Ивана за Маричкой, которая погибла. Жена его Палагна не может заменить любимой. Вечное таинство любви живет в душе Ивана и всплывает «наружу» странными образами. Время от времени тоска по любимой выбивает его из обычного ритма жизни: «... Неожиданно совсем, когда он бросал взгляд на зеленые луга, где отдыхало в копнах сено, или в задумчивости на лес, оттуда летит к нему давно забытый голос: «Вспомни меня, мой миленький, два раза в денек, а я тебя вспомню семь раз в час...». Тогда он бросал работу и где-то пропадал.  «И в сочельник к нему опять приходили воспоминания о любимой: И если молились, Иван был уверен, что за плечами у него плачет, склонившись, Маричка... ». Он грезит ею и наяву. Сознание его двоилось. Сначала Маричка видится Ивану живой, и он удивляется, что она жива и одновременно словно мертвая. И сердце его наполняется радостью на фоне суровой природы, которая сулит недобрый конец: «Беспечальная молодость и радость снова вели его по этим безлюдным вершинам, таким мертвым и одиноким, что даже лесной шепот не мог удержаться там... Тонкий психолог Коцюбинский показывает через фантастические образы, как постепенно меняется психическое состояние Ивана, как он наконец полностью теряет чувство реальности, как восприятие сказочной природы переходит в абсолютный бред - встреча с чугайстром. Спасая Маричку от чугайстра, Иван пускается с ним в пляс. Чугайстр устает, хочет остановиться, и Иван не дает ему передышки, чтобы Маричка успела убежать. И вот когда дух готов был уже прекратить танец, Иван заиграл ту волшебную песню, которую услышал когда-то от нечистого. Это была настоящая песня, в которой слились и дыхание диких гор, и глубокие душевные силы самого Ивана и его любви к Маричке. И Чугайстр не удержался и снова танцевал. А издали уже кричал голос Марички - голос, который он слышит всю жизнь, на который идет в поисках любимого, а найти не может: «Ива-ан! - Стонала Маричка из глубины, и был в голосе призыв любви и муки.

Изначально любовь Ивана и Марички была трагической. И не потому, что на их пути стояла древняя вражда родов, а потому, что она была больше и сильнее жизни. «Не быть ей», - грустно бросает еще совсем юная Маричка то глубокое слово, которое по своему содержанию равно всей жизненной дороге. И когда погибает Маричка, Иван не в состоянии пережить свою любовь, он тает на глазах. «Зов любви и муки» порождает в его душе и иллюзии, и фантастические образы, и, наконец, приводит к тому, что и Иван, как и Маричка, потеряв бдительность, гибнет от столкновения с дикой горной природой. Итак, в отличие от Шекспира, рисуя непреодолимую силу любви, Коцюбинский ищет ее источники в таинстве природы, таинстве жизни, таинстве человеческой души, которая хранит в своих глубинах весь вековой возрастных опыт верований далеких предков.

Тема отношений человека и природы - одна из ведущих в литературе. К ней обращались и Т. Г. Шевченко, и И. Я. Франко, и Леся Украинка, и еще много талантливых художников. И все же раскрытие темы М. Коцюбинским более объективное. Природа в его произведениях не фон, на котором разворачиваются действия, а живой участник событий. Мы хорошо помним замечательные психологизированные пейзажи в «Intermezzo», философские образы «Fata morgana».

В повести «Тени забытых предков» М. Коцюбинский подает картины жизни людей, которые нашли свой путь и живут в гармонии с природой. Писатель точно воспроизвел характер мироощущения гуцульского этноса, его философию, центральным местом которого была природа. Не лишенное романтизации в изображении мира людей и природы, произведение воспроизводит и реальный ход строгой жизни в горах, борьбы с природой за выживание: «Так шли жизни скота и людей, что слилось вместе, как два родничка в горах в один поток». В поле зрения автора попали разрушение хозяйства, голод, батрачество, вражда родов (гуцульская вендетта Гутенюков и Палийчуков. Как и в действительности, жизни людей и природы показаны по принципу светотени. С одной стороны, изображена неповторимая красота Карпат, первоначальная поэзия обрядов (сочельник, гадания на Юрия, погребальный обряд), обычаев (колорит картины лета на полонине).

С другой - бедность, детские смерти, кровавая месть, власть атавизмов давности, постоянная борьба за выживание. И поэтическая самобытность произведения не только в экзотических пейзажах удивительного края, а в том, как жизнь природы стала частью жизни человека, неотъемлемой чертой его мировосприятия. Кажется, что ель и человек здесь вырастают из одного корня, ибо чувствуют одинаково и каменистую горную землю и вздохи ветров, и живую силу воды. Может, поэтому и оживает природа в человеческом воображении странными образами. И тогда появляются разные видения, творятся легенды и сказки. Это необычное единство человека и природы особенно поэтически изображено через восприятие маленького Иванка. О чертах, нявках, русалках не то, чтобы говорили всегда, но жили этим, верили, и этой верой росла душа маленького Палийчука. Окружающая  среда была для него началом сказки, которую он слышал с рождения. Он был таким, как многие мальчишки его возраста, но вместе с тем особенным - человек с богатым воображением, имеющий интересную внутреннюю и внешнюю жизни. Наделенный тонкой чувствительной душой, Иван сам научился играть на флояре, будто это было дано ему от Бога. Так же он научился верно и нежно любить. М. Коцюбинский понял, что сказка не идет от человека вместе с детством. По-новому оживает она в поверьях и обрядах, в благоговейном отношении к силам природы, в поэтизации труда. Достаточно вспомнить, как необычно ведут пастухи в первый день на полонине: старший обходит стойло с огнем, вместе с мужчинами добывает именно живой огонь. Настоящим колдовством можно назвать процесс изготовления сыра, который «родится» в зеленой купели сыворотки. Раз за разом наталкиваемся в сочинении на необычные описания, художественные штрихи или детали. Вот Черемош: он то «сердито поблескивал сединой и светил под скалы недобрым зеленым огнем», то «простирался в долине, как серебряная нить», то, «как сытый бык», лежал в тех местах, «там, где ему твердо лежать, он скачет бешено с камня на камень ». Такую многокрасочность встречаем в изображении всей величественной природы карпатского края. Недаром в эти описания часто вплетается мелодия коломыйки.

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать