x x
menu

Стилистические особенности вводных и вставных конструкций

Цель:
Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Вводные и вставные конструкции»; совершенствовать умения определять стилистические функции вводных и вставных конструкций в текстах разных стилей, правильно и уместно использовать вводные слова одного разряда в качестве стилистических синонимов; развивать познавательную активность и творческие способности учащихся; воспитывать чувство языка. Оборудование:
Учебник, учебные тексты. Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний. Прогнозируемые
Результаты:
Учащиеся определяют стилистические функции вводных и вставных конструкций в текстах разных стилей; правильно и уместно используют вводные слова одного разряда в качестве стилистических синонимов; употребляют в своей речи вставные конструкции для решения определённой коммуникативной задачи; владеют соответствующими пунктуационными нормами русского литературного языка.

ХОД УРОКА (.
Организационный

Этап
II
Актуализация

Опорных

Знаний
1. слушание выступлений 2–3-х учащихся
(см. творческое домашнее задание предыдущего урока)
2. Беседа
♦ Что обозначают вводные слова и вводные предложения? В какой части предложения они могут находиться? ♦ Как отличить вводные слова или словосочетания от вставных конструкции? ♦ Каковы трудности при выделении вставных конструкций? III
.

Постановка

Цели

И

Задач

Урока

Мотивация

Учебной

Деятельности
Учитель. Употребление в речи вводных слов и словосочетаний требует стилистического комментария, поскольку они, выражая те или иные оценочные значения, придают экспрессивную окраску высказыванию и нередко закрепляются за функциональным стилем.

Стилистически не обоснованное использование вводных слов и словосочетаний наносит урон культуре речи. Обращение к ним может быть связано и с эстетической установкой писателей и поэтов, поэтому вызывает определённый стилистический интерес. IV
.

Работа

Над

Темой

Урока
1. объяснение учителя
(Учащиеся составляют тезисы.) — Если отталкиваться от традиционной классификации основных значений вводных компонентов, легко выявить их типы, закрепившиеся за тем или иным функциональным стилем. Так, вводные слова и словосочетания, выражающие достоверность, уверенность, предположение: Несомненно, разумеется, вероятно, возможно,— тяготеют к книжным стилям. Вводные слова и словосочетания, используемые с целью привлечения внимание собеседника, как правило, функционируют в разговорном стиле, их стихия — устная речь. Но писатели, искусно вставляя их в диалоги персонажей, имитируют непринуждённую беседу: — Наш друг Попов славный малый,— говорил Смирнов со слезами на глазах,— люблю я его, глубоко ценю за талант, влюблён в него, но… знаешь ли — эти деньги сгубят его (а. Чехов).

К таким вводным единицам относятся: Послушайте, согласитесь, представьте, вообразите, верите ли, помнишь, понимаешь, сделайте милость И т. п. Злоупотребление ими резко снижает культуру речи.

Значительную группу составляют слова и словосочетания, выражающие эмоциональную оценку сообщения: К счастью, к удивлению, к сожалению, к стыду, на радость, на беду, удивительное дело, грешным делом, нечего греха таить И т. п. Выражая радость, удовольствие, огорчение, удивление, они придают речи экспрессивную окраску и поэтому не могут быть использованы В строгих текстах книжной речи, зато часто употребляются в живом общении людей и в художественных произведениях. Вводные предложения, выражающие примерно те же оттенки значений, что и вводные слова, в отличие от них стилистически более независимы. Это объясняется тем, что они разнообразнее по лексическому составу и по объёму. Но основная сфера их употребления — устная речь (которую вводные предложения обогащают интонационно, придавая ей особую выразительность), а также художественная, но не книжные стили, в которых, как правило, отдаётся предпочтение более коротким вводным единицам. От вводных слов, словосочетаний и предложений следует отличать вставные конструкции (ими могут быть слова, сочетания слов и предложения).

Они не имеют тех значений, которые свойственны вводным словам, а выражают добавочные, попутные замечания. Самостоятельность вставных конструкций в предложении подчёркивается особой интонацией включения — значительными паузами в местах разрыва ими основного содержания. Как и вводные предложения, вставные конструкции могут соединяться с основным предложением без союзов, а также с помощью сочинительных или подчинительных союзов и союзных слов.

В отличие от вводных предложений, они не могут употребляться в начале предложения. На письме вставные конструкции выделяются скобками или тире: Сегодня отец после обеда познакомил меня с Александриной (Одной француженкой) (Ф. Достоевский). Вставные конструкции могут быть различными по своей структуре и интонации: Был у меня хороший друг — куда уж лучше быть! — да всё, бывало, недосуг нам с ним поговорить (К. Симонов).

Если в предложении перед вставной конструкцией, выделяемой скобками, требуется запятая, то она ставится после скобки: Поверьте (Совесть в том порукой), супружество нам будет мукой (а. Пушкин).

Запятые перед тире ставятся или не ставятся по условиям контекста: Даже охотники — а их немало в этом краю — чувствуют себя гостями в лесу (В. Тендряков). 2. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока
V.
Обобщение
,
Систематизация

И

Контроль

Знаний и

Умений

Учащихся
1. Практическая работа с языковым материалом
Š Прочитайте, найдите вводные слова и предложения. С какой целью они употреблены?

Спишите предложения с вводными словами и вводными предложениями, подчеркнув их. 1) Короткие волосы его, очевидно, только что были причёсаны (Л. Толстой). — Очевидно было, что его нисколько не интересовала личность Балашова (К. Ломунов). 2) По его словам нельзя было догадаться о его настроении. — По его словам, птицы любят двигаться против ветра (В. Арсеньев). 3) Ваше право на дополнительный отпуск бесспорно. — Самым красивым растением в долине анюя был, бесспорно, амурский виноград.

4) Максим Максимыч ещё не появлялся. К счастью, Печорин был погружён в задумчивость и, кажется, вовсе не торопился в дорогу (М. Ю. Лермонтов). — Поезд мчал меня к счастью. Оно [счастье] всегда маленьким кажется, пока его в руках держишь. 5) Он спокойно молчал… И молчать таким образом он мог несколько часов (Л. Н. Толстой). — Он признавал, что «лирика есть самое высокое и самое трудное проявление искусства».

> Таким образом, к художественной литературе Писарев проявлял высочайшую требовательность (Г. И. Поспелов). 6) Отселе я вижу потоков рождение… (А. С. Пушкин). — Вы, я вижу, любите природу. Š Найдите вводные слова, словосочетания и предложения. Определите их функции и объясните употребление знаков препинания. Обратите внимание на сочетание вводных слов с союзами. 1) Конечно, он хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя; однако рад был и за жену с дочерью (И. А. Бунин) 2) Итак, повторим сначала предыдущее (И. А. Бунин) 3) Одни звёзды, может быть, знают, как свято человеческое горе! (И. А. Бунин) 4) Она убеждала себя, что она, к великому будто бы счастью, не такова, как прочие, что красоту и женственность ей заменяют ум и высшие интересы (И. А. Бунин) 5) Должен, кстати, уведомить вас о существовании теории, по которой северные леса являются заслоном нового ледникового периода (Л. М. Леонов). 6) Впрочем, инженера интересовали и многие другие явления природы и жизни,— так, например, на станции Угольной инженер купил в буфете десяток слоёных мясных пирожков (А. Т. Фадеев) 7) — Подкиньте мне парочку идей,— как говорил один одесский журналист,— а я уж постараюсь сделать из них шедевр (К. Г. Паустовский). 8) Приходилось пристально вглядываться, напрягать глаза, чтобы с трудом различать ближайшие избы, а может, даже не различать, лишь угадывать их на привычных местах (В. Распутин). Š Выделите в предложениях вставные конструкции.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать