x x
menu

Средневековая европейская лирика. Творчество провансальских трубадуров

Цель: сообщить об особенностях средневековой европейской лирики; ознакомить с лучшими образцами поэзии трубадуров; сравнить разные переводы стиха Джауфре Рюделя; развивать умение слушать, творческие способности; воспитывать рыцарское отношение к женщине.

Оборудование: схемы; тексты поэзии Джауфре Рюделя; картина Врубеля «Принцесса Грёза».

  • Вхожу в храмы,
  • Совершаю бедный обряд.
  • Там жду я Прекрасной Дамы
  • В мерцании красных лампад.
  • В тени высокой колонки
  • Дрожа от скрипа дверей.
  • А в лицо мне глядишь, озаренный,
  • Только образ, лишь сон в Ней.
  • А. Блок.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности.

Учитель читает отрывок из поэзии А. Блока.

- Эти строки Александра Блока, как и другие, что вошли в его книгу «Стихи о Прекрасной Даме», невозможно по-настоящему понять без знакомства с европейской поэтической традицией. Она ведет свое начало из рыцарской лирики, которая возникла в конце XI ст. Расцвет этой поэзии приходится на XII ст., а спад - на XIII ст.

II. Изучение нового материала.

1. Выступление учеников-«трубадуров».

1-й ученик. Европейская рыцарская лирика возникла в Провансе (юг Франции), на границе XI-XII столетий. Прованские поэты назывались

трубадурами (от прованс.— находить, создавать, изобретать). Известно около 500 имен поэтов-трубадуров, а количество песен, составленных ими, приближается к 2,5 тысячам.

2-й ученик. Трубадуры много путешествовали верхом. К их приему готовились заранее, их песен ждали всюду: за банкетным столом, на сезонном турнире или в военном походе. Трубадуры не только сочиняли стихи, а и писали музыку, пели.

1-й ученик. Средневековые поэты создали не только чрезвычайную культуру, а и своеобразную культуру любви. Культ дамы занимал центральное место в творчестве провансальских поэтов, среди которых преобладали рыцари и представители феодальной знати.

2-й ученик. Певец признавал себя вассалом дамы, которой по обыкновению была замужняя женщина, жена его сеньора. Он воспевал ее достоинства, красоту и благородство, прославлял ее властвование и страдал из-за недосягаемости цели.

1-й ученик. Возникла поэзия трубадуров, очевидно, из народных провансальских хороводных песен, которые широко использовали любовную тематику.

Но трубадуры хотели быть виртуозами стиха. Пушкин отмечал: «Трубадуры играли рифмой, изображали для нее все возможные изменения стихов, придумывали самые трудные формы».

2-й ученик. Значительное влияние на творчество трубадуров осуществила арабская поэзия. Через Испанию Европа знакомилась с греческой и восточной философией, математикой, астрономией, медициной. На время возникновения поэзии трубадуров арабская поэзия уже на протяжении нескольких столетий воспевала мистическую любовь, которая получила в X ст. обоснование в багдадской поэтической школе как форма высшей, идеальной любви.

1-й ученик. В свою очередь, это была первая в Европе лирика, созданная народным языком. Она формировалась при аристократических дворах Прованса, имела незаурядное влияние на становление всей дальнейшей европейской поэзии.

2.

3.   Усвоение литературоведческих терминов.

Трубадурами были созданы и активно использовались такие поэтические жанры:

канцона — лирический жанр средневековой поэзии трубадуров с изысканным и сложным построением строфы, который воспевал рыцарскую любовь;

сирвента — песня политической или общественной тематики, которая содержит личные выступления поэта против его врагов;

пасторела — лирический жанр (стихотворный диалог), что изображает встречу рыцаря с пастушкой и их спор.

4.   Слово учителя.

- Одним из известнейших поэтов-трубадуров был Джауфре Рюдель (1140-1170 гг.). Он прославился своей любовью к графине Триполитанской, которую никогда не видел, но полюбил за известные всем достоинства: доброту и благородство. Отправившись на встречу с прекрасной графиней, поэт заболел во время далекого путешествия и умер уже на руках своей избранницы. От этой большой любви остались прекрасные стихи, которые не принесли их автору счастья, но прославили его имя в веках.

5.   Чтение «Канцоны» Джауфре Рюделя.

Люблю в майские длинные дни Птичий щебет из дали, Зато и больше мучений мне несет любовь из дали. Будто ношу сотни бед, И уже роз ослепительный цвет, Будто холодом кто-то обпалил. я верю: счастье царь царей.

  • Пошлет в любви из дали тому, кто тяжело заболел
  • любовью той из дали,
  • Ах, пилигримам бы вслед,
  • Чтобы костер подорожных лет
  • Принцессы взгляд заслужил.
  • Где счастье больше я бы встретил
  • Нестись к ней из дали.
  • Я возле нее бы присел, теснее, не из дали,
  • И в близости тесной бесед
  • И друг далекий, и сосед
  • Прекрасный голос страстно пил!
  • Надежду между горького солнцепека -
  • Мою любовь из дали,
  • И спешить и не смел
  • я к любви из дали.
  • Так как длинный путь - весь белый свет,
  • И твой на нож урвется след, -
  • Это знает только Бог один!
  • Жизнь прекраснее от снов
  • С любимой из дали.
  • Найти прекраснее не сумел
  • Вблизи или из дали.
  • Если бы любовь мне привет дала,
  • Я бы сарацинский мир
  • В лохмотья нищего сходил.
  • Умоляю Бог, чтобы я увидел
  • Мою любовь из дали
  • И еще сильнее заболел
  • На ту любовь из дали!
  • О, как люблю я мечтаний полет:
  • Светлицы покой, сада цвет
  • Все замок Донны заменил!
  • Никто бы любить так не умел
  • Мою любовь из дали.
  • Не от вина я захмелел,
  • А от любви из дали!
  • Она молчит уже столько лет.
  • Святой мой строгий дал завет,
  • Чтобы безнадежно я любил.
  • Она молчит уже столько лет.
  • Клену его за этот завет,
  • Чтобы безнадежно я любил!
  • (Перевод Б. Щавурского).

Определите тему поэзии. («Любовь из дали») как эта поэзия связана с легендой о ее авторе? Какой образ лирического героя возникает перед нами в прочитанном стихе? (Лирический герой — рыцарь, который обожествляет свою избранницу, страдает из-за безнадежной любви и в то же время прославляет эти любовные мучения, утверждает, что ради своей Прекрасной Дамы способен на любой подвиг).

Определите идею поэзии. (Безнадежная любовь — настоящее испытание для человека, но рыцарь убежден, что эти мучения — сладкие, а жизнь без любви — ерунда).

Докажите, что особенности прочитанного стиха определяют его принадлежность к жанру канцоны.

6. Сравнение переводов канцоны Б. Щавурского и г. Терещенко.

Канцона.

Мне во время майских дней Приятный щебет поодаль, Выныривает в памяти без слов Моя любовь поодаль. Навек я неспокойный стал, И не растут цветы меж трав, как холодно в душе мне.

Я счастье в жизни встретил, мою любовь поодаль. Нет в мире лучших дней Ни вблизи, ни поодаль! Если бы я лишь надежду имел, В царство бы мавров я помчал, Ободранный весь, в одиночестве.

Нет в мире лучших снов - Примчат к ней поодаль, И чуть слова ее, будто пение, И говорить не поодаль, А с глазу на глаз, чтобы не искал я более ее, чтобы не страдал, Чтобы другом был ее все дни.

Чтобы я от горя не становился грустнее, Любовь тешит поодаль. Далеко до ее краев. Напрасно мечтать поодаль. Хотя целый век я странствовал,

Но я там еще не бывал. Безжалостные думы безумные!

Господь не раз людей жалел. Святая любовь поодаль, И пока что я весь осунулся,- О ней мечтая поодаль. О, к богомольцам бы я пристал И посох бы с собой взял, Чтобы видеть глаза внеземные!

Когда бы господь меня привел Скорее к ней поодаль, Чтобы я признаться ей посмел И более не мучился поодаль, Чтобы каждый куст и каждый стал Еще лучшим возле нее стал, Чтобы стали горизонты ясные!

На меня печаль, на меня гнев, Что я люблю издалека. я чистой принести сумел Свою любовь поодаль. Печальным я от любви стал. Неужели святой меня покарал, Чтобы мучился я в страшном борении?

Печальным я от любви стал. Позор тому, кто подверг наказанию, Чтобы мучился я в страшном борении! (Перевод Г. Терещенко).

III. Межпредметные связи.

Наблюдения над картиной Врубеля.

Русскому художнику М. Врубелю принадлежит картина под названием «Принцесса Грёза». Художник посвятил это полотно преданному рыцарю Джауфре Рюделю, который, влюбившись в принцессу, отправился в морское путешествие в надежде увидеть свою любовь. Нам уже известно, что, по легенде, поэт умирает на руках своей избранницы. На картине он изображен в центре, с арфой в руках, когда, умирая, он поет свою последнюю песню любимой. На звук его песни появляется чудесное видение-мечта - прекрасная женщина с лилией в руках. По замыслу Врубеля, встреча любимых невозможна на земле, так как для поэта реальный мир - лишь временный приют. Главная тема картины - тема вечной женственности и рыцарского служения красоте.

IV. Итоги урока.

Составьте сенкан на тему «Поэзия трубадуров».

Например:

Поэзия трубадуров.

Изысканная, галантная.

Волнует, приводит в удивление, захватывает.

Учит ощущать сладкие мучения.

Любовь.

V. Домашняя задача.

Выучить определение поэтических жанров провансальских трубадуров.

Индивидуальная задача. Подготовить сообщение о Бертране де Борне.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать