Сравнительный анализ произведений Овидия и Апулея «Метаморфозы»

«Метаморфозы» Овидия и Апулея – это произведения римской литературы примерно одного периода времени. Оба произведения обрели популярность среди широкой аудитории и в обоих представлены воззрения римлян на те или иные стороны жизни.

«Метаморфозы» Овидия Назона – памятник античной литературы, одна из первых поэм, демонстрирующих философские воззрения римлян и греков на любовные отношения. Подобно теории Аристотеля, в книге находят отражение все виды любви: людус, эрос, мания, прагма, сторге, филия, агапе. В поэме приведено несколько историй, демонстрирующих ту или иную сторону любви. «Метаморфозы» - дословно «изменения» - это изменчивость чувства, его множественные грани. Овидий восхищается любовью во всех ее проявлениях. Чем ближе поэма к ее завершению, тем логичнее становятся поступки героев, и тем больше любовь являет себя в ипостаси агапе – чистое, духовное чувство, приближенное к божественному.

Поэма Назона созерцательна и проста на первый взгляд. В ней нет сатиры и иронии – только умелое соединение мифологии Древнего Рима и реальности, в которой жили его читатели.

Любовь – важнейшая тема, которая, согласно поэту, показывает истинную суть человека и божественного существа.

«Метаморфозы» Апулея имеют еще одно название – «Золотой осел». В основе сюжета романа этого римского писателя лежат истории о превращении людей в различных животных. Верования в подобного рода превращения были очень распространены в Риме, поэтому роман тут же обрел популярность как среди простых читателей, так и среди философов. Главный герой романа – Люций, знакомится с ведьмой, которая умеет превращаться в сову. Желая испытать на себе, что такое превращение в зверя, он просит обратить его в птицу. Но ведьма превращает героя в осла, а заклятие снять можно лишь на следующий день, пожевав лепестки роз. Однако ночью на дом нападают разбойники, и осла уводят в длительное странствие по миру. Он побывал в руках самых разных людей, но сумел освободиться из плена своей метаморфозы, лишь обратившись к богине Исиде и посвятив жизнь служению ей.

Роман наполнен вставками из новелл, которые изображают человеческие пороки. Апулей пытается донести до читателя мысль о близости человека и животного. Превращение героя в осла – лишь наглядный пример того, как человек, живя по-скотски, продолжает жить в том облике, который ему наиболее подходит. Лишь обращение к божественной силе может очистить человека и направить его на истинный путь.

Перед нами два разных произведения одной эпохи. Они имеют различные цели: первое произведение показывает сущность человека через его умение проявлять любовь. Вероломные люди подвержены эросу и мании, чистая душа стремится к агапе и людусу. Поэма изображает людей именно через это чувство. Второе произведение также является обличительным, но широко использует прием сатиры и иронии. Обличение человека в его пороках происходит посредством сравнения с животным, а спасение автор романа видит только в обращении к божественным силам, полном посвящении своей души служению богам.

Соответственно, оба произведения имеют разную аудиторию среди читателей. Первое наиболее интересно людям, стремящимся философствовать и созерцать, второе ориентировано на широкую публику благодаря глубокой сатиричности.

Но в обоих произведениях метаморфозы – это перемены, которые претерпевают не только герои выдуманных историй – это часть реальной жизни, поскольку в той или иной сфере каждый человек изменяется, являя свои истинные черты характера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector