x x
menu

Способ медленного чтения поэтического текста А. С. Пушкин «Ворон к ворону летит…»

Цель Формирование коммуникативной компетенции. Обучение методике медленного чтения поэтического текста. Задачи • Дать понятие о способе медленного чтения, о фольклорной и христианской символике в тексте Пушкина. • Формировать умения работать с толковым словарём, находить несуразицы при буквальном прочтении стихотворения и объяснять их, толковать смысл текста, развивать творческие способности в соответствии с интересами. • Воспитание взаимопомощи и коллективизма. Форма проведения урока Групповой способ обучения, деловая игра.

Технологии Работа с текстом по технологии Граник, использование элементов драмогерменевтики (социоигровые приёмы) Букатова-Ершовой, идея С. Плахотникова.

Наглядность Портрет Пушкина, распечатка стихотворений на каждого ученика, визитки (художник, рассказчик, математик, филолог, лингвист), альбомные листы, фломастеры, опорная схема «Модель работы с текстом», лист со словами, толковый словарь, таблица «Виды информации в художественном тексте». Модель работы читателя с текстом I До чтения. Автор. Название. Эпиграф.

Прогноз

II По ходу чтения Установка. Внимание к слову. Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы.

Диалог с текстом. Главная мысль. Понимание. III После чтения Рефлексия. Виды информации в художественном тексте. Использование. Переработка информации.

Вторичные тексты.

Виды информации в художественном тексте

Фактуальная (фабула) Концептуальная (концепция) Подтекстовая (подтекст)
Факты, события, место и время действия (фабула). Передаётся пересказом текста. Система взглядов автора на жизнь, его мировоззрение (концепт, идея, главная мысль). У разных читателей разная информация. Скрытый смысл, который передаётся с помощью порядка слов, интонации, языковых средств ( подтекст).

Домашнее задание к уроку Индивидуальное: три лингвиста выписывают из толковых словарей значения слов Ворон, проведать, ракиТа, богатырь, сокол, кобылка, вороная, ива, роща, дуб. Бригада оформителей готовит наглядные пособия.

Класс делится на группы, каждый выбирает себе роль (математик, рассказчик, художник, филолог). Оформление доски Модель пространства в восточнославянском фольклоре и христианстве (по горизонтали). В центре находятся камень, Мировое древо (древо жизни). Далее располагаются церковь, дом, кузница. Совсем далеко – остров Буян. На краю мира живых людей находятся чисто поле, океан, море, река. По другую сторону границы лежит мир мёртвых. Модель пространства в восточнославянском фольклоре и христианстве (по вертикали). Мировое древо (древо жизни)

Верхний мир Небо, боги, божественные птицы: орёл, сокол, ворон.

Земной мир Люди, копытные животные: лошадь. Нижний мир Лягушки, ящерицы, змеи, насекомые, грибы. Царство мёртвых Ход урока 1. Мотивация учебной деятельности Много лет назад произошло страшное преступление: был убит богатырь.

Сохранилась только одна улика — стихотворение. Сегодня мы проведём следствие по делу об убийстве богатыря. Наша задача — ответить на три вопроса: кто убийца? кто соучастники? кто свидетели?

2. Инструктаж Мы сформировали шесть следственных групп. В каждой группе есть математик, филолог, художник, рассказчик. 3. Целеполагание. Чтобы раскрыть преступление, мы должны познакомиться с уликой — стихотворением, проанализировать текст и растолковать его смысл. Мы используем способ медленного чтения, пойдём пешком. Эпиграфом к нашему уроку будут слова Михаила Гершензона: "Всякую содержательную книгу надо читать медленно, особенно медленно надо читать поэтов, и всего медленнее надо из русских писателей читать Пушкина, потому что его короткие строки наиболее содержательны из всего, что написано по-русски.

Эту содержательность их может разглядеть только досужий пешеход, который движется медленно и внимательно смотрит кругом. Его глубокие мысли облицованы такой обманчивой ясностью, его очаровательные детали так уравнены, меткость так естественна и непринуждённа, что при беглом чтении их и не заметишь.. Но пойдите пешком по Пушкину — какие чудесные цветы у дороги!" 4. Формирование умения работать с текстом На доске схема «Модель работы с текстом».

Текст стихотворения не выдан. Потренируем вашу интуицию, умение прогнози ровать. • Автор стихотворения Пушкин. Что вы о нём знаете? • Название стихотворения не сохранилось, а первая строчка — "Ворон к ворону летит... " Ваш прогноз: о чём это стихотворение?

Каждый ученик получает текст; учитель читает стихотворение. Словарная работа Что непонятно? Индивидуальные сообщения лингвистов. Наши лингвисты работали с толковыми слова рями и находили значения всех известных слов.

Лист на доске с толкованиями слов. Групповая работа Разминка (серия приёмов-блужданий). А теперь следственные группы получают задания. Математики Должны найти слово, которое в тексте встречается наиболее часто, несколько раз. Записать в тетрадь. (Ворон — семь раз.) Филологи - перечислить всех упомянутых в тексте персонажей, сколько их? Записать в тетрадь. (Ворон № 1, ворон № 2, богатырь, сокол, кобылка, хозяйка, недруг — семь героев.) Художники — нарисовать схему стихотворения, расположить на ней героев.

Рассказчики готовят краткий пересказ стихотворения (в прозе). Результаты работы следственных групп Сообщения математиков, филологов. Почему у Пушкина именно семь персонажей? Справка консультанта. С точки зрения христианской культуры семёрка — символ святости, здоровья, разума, символ тайны, изучения и знания. Сообщения рассказчиков. Внимательно слушаем прозаические пересказы стихотворения. Какие недочёты?

Художники по ходу урока вывешивают рисунки. Диалог с автором Задаём вопросы автору и сами же отвечаем. Первая строфа Почему автор выбрал ворона, а не какую-то другую птицу? Справка консультанта. А. Н. Афанасьев : "По греческим сказаниям, ворон был вестником Аполлона и приносил ему свежую ключевую воду, то есть дождь из облачных источников.

С этими данными вполне согласны русские поверья. Постоянный эпитет ворона — вещий: эта птица самая мудрая из всех пернатых, песни и сказки наделяют её даром слова и предвещаний".

Вторая строфа Лингвист ещё раз читает толкование слова "ракита". Прочитайте третий стих. Какая возникает несу разица?

(Ракита — дерево или кустарник семейства ивовых; растёт по берегам рек.) Почему же автор посадил ракиту в чистом поле? Вспомните модель пространства восточных славян. (Запись на доске.) (Чисто поле — переходная область между миром живых и миром мёртвых, так же как и река, море.) Ракита относится к семейству ивовых. Какие ассоциации вызывает у вас ива? (Ива плакучая — постоянный эпитет.) В каком значении употреблено слово "богатырь"? Почему?

Третья строфа Почему автором выбран сокол? Справка консультанта. А. Н. Афанасьев : "...Любимыми и главнейшими воплощениями бога-громовника были орёл и сокол".

Посмотрите на схему мирового древа. (Запись на доске.) Почему кобылка "вороная"? (Чёрный — зловещий Цвет.) Почему об убийце знают лишь сокол, кобылка и хозяйка? Четвёртая строфа Почему сокол улетел в рощу? Справка консультанта . А. Н. Афанасьев : "В древности древо жизни — дуб — находился в священной роще.

В таких священных рощах приносили жертвы богам, устраивали праведный суд". —Почему "хозяйка", а не "супруга"?

—Кого ждёт хозяйка? Почему? Результаты работы следственных групп Записать на листе три ответа по делу об убийстве богатыря (Кто убийца? Кто соучастники?

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать