x x
menu

Современные произведения о историческом прошлом украинского народа. И. Крипьякевич «Малые казаки»

Цель:            продолжить знакомить учеников с историческим прошлым нашего родного края, народа на примере рассказа И. Крипьякевича «Малые казаки», обработать содержание произведения, его идейно-тематическое направление; развивать культуру связной речи; внимание, наблюдательность, логическое мышление; умение обобщать, сравнивать, сопоставлять; рационально использовать учебное время; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения к историческому прошлому нашего родного края, творческой деятельности И. Крипьякевича; интерес к собственной работе.

Тип урока:      усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет И. Крипьякевича, библиотека произведений писателя, дидактический материал.

И. П. Крипьякевич стремится научить юного читателя

по-государственному мыслить, ставить благосостояние

Отчизны выше личных выгод и амбиций,

призывает воспитывать ум, характер и тело,

приобретать знания, воспитывать в себе гражданина.

Д. Крипьякевич

Ход урока

I.  Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний в форме беседы по вопросам

  • Кто такие казаки?
  • Какие произведения и каких писателей повествуют о казачестве, особенностях их жизни, быта и т.п.? (И. Нечуй-Левицкий «Запорожцы», О. Сиенатович «Малая телега»...)

 

  • Каким должен быть казак?
  • Почему большинство простого люда старалось попасть в казацкое войско?
  • Хотели ли бы вы стать казаком? Почему?

ІІІ. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Вступительное слово учителя о жизненном и творческом пути И. Крипьякевича.

 

Иван Петрович Крипьякевич

(25.06.1886 -21.04.1967)

Родился в г. Львове в семье священника. Бывает, посчастливится ребенку, и то благодатное зерно, которое  засеют ему в душу родители, или школа, или старшие товарищи, или случайные люди, взойдет. К таким счастливым зачислял себя и И. Крипьякевич. Правда, школа (польская гимназия) отнюдь не могла выполнить такой программы, поэтому роль воспитателя взял на себя его отец, ученый-теолог. Вдобавок, один из старших товарищей, Степан Гасюк, завел как-то его ученика 6-го класса в библиотеку Научного Общества имени Т. Г. Шевченко. «Библиотекарь, Михаил Павлик (известный общественный деятель и писатель), хороший человек,- вспоминает в своих мемуарах И. Крипьякевич,- одолжил мне без любой поруки том Записок НТШ, где была статья И. Франко "Казак Плахта". Это научное издание произвело на меня большое впечатление, и я решил стать историком Украины».

С 1904-1909 гг. учился на филологическом факультете Львовского университета. В студенческие годы активно участвовал в борьбе за украинский университет, занимался культурно-образовательной деятельностью.

Уже в гимназийном возрасте И. Крипьякевич, изучая историю, занимался и беллетристикой. Первые ученические и студенческие попытки он ревниво скрывал, ощущая, что особенно хвалиться нечем; лишь изредка появлялись его мелкие рассказы и пьесы в детском журнале «Звонок» (1905-1906) без подписи или под криптонимом.

В 1908 г. организовал «Просветительный кружок», тесно сотрудничал с «Просвитой».

В 1912 г. вызревает потребность перейти на украинскую историческую тематику, итак «Русское общество педагогическое» публикует исторический рассказ о временах Хмельнитчины «Малые казаки», который помещен в этой книге. Рассказ был встречен современниками с увлечением, о чем свидетельствует рецензия в газете «Воскресенье» (1912).

 

Все художественные произведения И. Крипьякевича публиковались под псевдонимами («Петренко» - это дань отцу Петру Крипьякевичу, Горишевский - связанный с Горишевом на Холмщине, где дед Ивана Крипьякевича, В. Михаил, был парохом).

Крипьякевич считал своим жизненным призванием научную работу, он радушно брался и за популяризацию истории, сознавая, что это нужно для общества. «В рекордовом времени, на протяжении одного месяца, я составлял учебник для начальной школы и первых классов средней школы: "Короткую историю Украины"».

В 1939 г. вместе со своими бывшими читателями И. Крипьякевич перешел в подполье, чтобы обеспечить уже не школьное обучение, а тайное самообразование.

Он больно воспринимал тот факт, что украинцы по сравнению с соседними народами не имеют достаточного количества популярной исторической литературы, поэтому он является автором или соавтором так называемой «Исторической библиотеки».

Он хорошо знал, что именно в наиболее молодом возрасте ребенка необходимо заинтересовать историей родного края, привить ему чувство национальной гордости, так как без этого невозможно становление будущего гражданина.

Умер и похоронен И. Крипьякевич во Львове. Важнейшие исторические работы посвятил периоду казачества и Хмельнитчины.

Из триады функций художественной литературы (первая функция - развлекательная: приятно провести время; вторая - эстетичная: дать удовлетворение от прекрасного; третья - познавательно-дидактическая: информировать, учить, воспитывать) - И. Крипьякевич отдал предпочтение последней.

Он старался средствами художественной литературы, развлекая и захватывая юного читателя интересным сюжетом и в определенной степени художественной формой, передать ему как можно больше знаний по истории и благодаря этому оказывать содействие не только развитию его эрудиции, но и повышению национального сознания.

Работа над содержанием произведения «Малые казаки»

•1.   Тема: изображение времен борьбы украинского казачества с польскими баричами во главе с Б. Хмельницким; мечта малых ребят стать казаками, посвятить свою жизнь, даже отдать ее, если нужно, за освобождение Украины от захватчиков, за свободную жизнь.

•2.       Идея: прославление стремлений ребят, малых казаков, служить народу, его интересам, а также Б. Хмельницкому, который болел душой за судьбу родного края.

•3.   Основная мысль: никто не находится в стороне, когда Украине угрожает опасность, порабощение; даже малое казачество старается доказать собственную значимость. «Мы молодые, но готвы отдать на службу отчизне всю нашу жизнь, а как будет необходимо, то и смерть примем для добра Украины...».

•4.   Жанр: исторический рассказ во времена Хмельнитчины.

•5.   Композиция. Произведение состоит из четырех частей:

I.  Знакомство с ребятами; их стремление стать казаками; речь
 казачества к крестьянам.

II.  Описание казацкого войска, замысел ребят организовать казачество.

  • III. Вооруженность малых казаков, желание ребят защищать волю Украины.
  • IV. Избрание Василька атаманом малых казаков; внезапная встреча ребят с Б. Хмельницким.

Экспозиция: выпасая собственную худобу, ребята стараются увидеть казаков, которые шли мимо села Новая Воля.

Завязка: речь казаков к крестьянам от лица Б. Хмельницкого;

Кульминация: образование малого казачества, стремление казаков защищать Украину от любого врага, закабаления.

Развязка: встреча малых казаков с Б. Хмельницким, его речь к ним: «Принимаем вас, малые казаки, в запорожское войско».

Герои произведения: Василько Романов, Лесь Береза, Остапко Вареница, Грицунь Петров, Михаил Олейник, Иванко Черный, Степан Большой, Петрусь Карпенко, Михаил Дяченко, дед Стефан, Б. Хмельницкий.

6.  Обсуждение содержания рассказа в форме беседы с применением
 предлагаемых вопросов:

  • Какая историческая эпоха отображена в рассказе? (Хмельнитчина, борьба украинского народа с ляхами.)
  • Чем заинтересовался отряд ребят? (Проездом мимо села казацкого войска.) Почему, как по вашему мнению?
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать