x x
menu

Составление тезисов статьи И. Франка «Данте Алигьери. Характеристика средних веков. Жизнь поэта и выбор из его поэзий»

Цель:   научить учеников составлять тезиса литературно-критической статьи, определять главную мысль произведения, обобщать прочитанное; формировать навыки работы с первоисточниками; развивать культуру устной и письменной речи учеников, навыки коллективной и самостоятельной работы, логическое мышление; воспитывать интерес к литературно-критической литературе.

Тип урока:     урок развития связной речи.

Оборудование: портреты Данте и И. Франко, работы С. Боттичелли, Э. Делакруа, Г. Доде, Д. Гуттузо к «Божественной комедии» Данте, симфония Ф. Листа, рисунки учеников к статье Ивана Франко «Данте Алигьери. Характеристика средних веков. Жизнь поэта и выбор из его поэзий» (Франко И. Собрание сочинений. - Т. 12. - К., 1978. - С. 9-71.), памятка «Как работать над составлением тезисов», словарь литературоведческих терминов, компьютер.

  • Перевод литературы «... разных веков и народов на родной язык обогащает душу целой нации, присваивая ей такие формы и выражения чувства, которых она не имела до сих пор, строя золотой мост понимания и чувствования между нами и далекими людьми, давними поколениями».
  • И. Франко.

Ход урока.

І. Подготовка к восприятию учебной темы.

Вступительное слово учителя. Формирование читательской культуры зависит не только от знания художественных произведений, а и еще от овладения литературно-критического наследия, которое помогает нам лучше осмыслить тот или иной текст, понять его проблематику и эстетичную стоимость. Поэтому сегодня мы попробуем сознательно подойти к изучению литературно-критических источников и научиться обрабатывать их - составлять тезисы. Это умение поможет вам и в дальнейшем изучении литературы, станет толчком для работы вашей мысли, вашего творчества.

В центре внимания на уроке - статья Ивана Франко «Данте Алигьери. Характеристика средних веков. Жизнь поэта и выбор из его поэзий». Мы сосредоточим свое внимание на первых трех разделах статьи: «Средние века», «Культура средних веков», «Данте и его писание». Иван Франко был прекрасным знатоком мировой литературы, владел несколькими европейскими языками, переводил произведения выдающихся художников зарубежной литературы. Он считал, что украинская литература не должна быть отстраненной от достижений мирового писательства, она должна ими овладевать и творчески применить, но искать собственные пути развития. Человек высоко эрудированный, с широким мировоззрением, - Иван Франко - замечательный пример для всех нас: надо изучать достижение мировой культуры и литературы и при этом не забывать свои украинские корни, заботиться о культурном подъеме своей нации в мире. Статья Ивана Франко о Данте является образцом вдумчивого и глубокого чтения не только поэзии Данте, а и детального изучения всей культуры средних веков. Иван Франко еще в ХІХ столетии утверждал мысль о том, что художественные произведения нельзя изучать вне культурных эпох, и его статья ярко подтверждает это.

ІІ. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.

ІІІ. Формирование новых знаний, умений, навыков.

1. Слово учителя.

Деятельность великого украинского писателя Ивана Франко чрезвычайно разнообразная. Вдохновенный поэт, прозаик и драматург, пламенный публицист, неутомимый переводчик и издатель, критик и историк литературы, он оставил богатое наследство. В нем тяжело переоценить его грандиозную работу как исследователя и переводчика зарубежных литератур. Любознательный ум И. Франко проникал в поэзию Гомера и Вергилия, Данте и Шекспира, Сервантеса и Мольера, Бернса и Гете, Шиллера и Гейне, Мильтона и Гюго. Он был одним из мощнейших посредников в международном культурном обмене. Переводя или исследуя творчество того или иного писателя, Франко действовал как просветитель, который хотел донести своему народу новую научную мысль или новую ценную жемчужину мировой литературы.

То, что в других странах делала генерация писателей, переводчиков и ученых, в Украине осуществил он один, помня, что перевод «иноязычной поэзии, поэзии разных веков и народов родным языком обогащает душу целой нации, присваивая ей такие формы и выражения чувств, которых она не имела до сих пор, строя золотой мост понимания и чувствования между нами и далекими людьми, давними поколениями». Это выражение писателя является эпиграфом к сегодняшнему уроку. Как вы его понимаете?

2. Работа возле компьютера.

І вариант.

1) Обработка таблицы «Иван Франко - исследователь и критик мировых литератур».

Задача:

Назовите фамилии писателей, творчество которых исследовал Иван Франко.

Какая литература им больше исследована? Как вы думаете почему?

Выберите из таблицы фамилии писателей, творчество которых изучается в 9 классе.

ІІ вариант

1) Обработка схемы «Иван Франко - переводчик мировых литератур».

Иван Франко — переводчик мировых литератур          

Античная литература

Задача:

Назовите литературы, с которых И. Франко переводил на украинский язык.

Какие у вас впечатления от знакомства с И. Франко - переводчиком мировых литератур?

3.         Беседа на восприятие статьи Ивана Франко о Данте (1-2 разделы).

•          Определите основные темы этой статьи. Какой круг вопросов в ней очерчен?

•          Как вы думаете, почему Иван Франко начинает рассмотрение поэзии Данте с характеристики исторических эпох и культуры средних веков?

•          Какое место Иван Франко отводит творчеству Данте в культуре Средневековья?

•          В чем писатель видит значение творчества Данте для Италии и для всего мира?

•          Что вам показалось сложным и непонятным в этой статье?

4.         Словарная работа.

Со словарем литературоведческих сроков выяснить значение понятия «тезис» и случаи, в которых используются тезисы.

Ответы учеников:

1)         Тезис - сжато сформулированная мысль, которая передает основное содержание высказывания.

2)         Тезисы используются в таких случаях:

•          когда обрабатываем литературно-критические, научные или другие источники;

•          когда готовимся к ответу, докладу, сообщению;

•          когда определяем суть какого-то вопроса, темы;

•          когда повторяем и обобщаем изученное.

5.         Работа с памяткой «Как работать над составлением тезисов».

Учитель. Тезисы помогают нам понять основное, не пропустить главнейшего, систематизировать материал, поэтому составление тезисов является  чрезвычайно важным умением, которое понадобится вам, где бы вы не работали, какую бы специальность в жизни не выбрали. А сейчас мы ознакомимся с памяткой «Как работать над составлением тезисов», итак, основные требования такие (запись памятки в рабочие тетради).

•          Внимательно прочитайте статью, отмечая в ней основные места, ключевые моменты.

•          Поделите статью по смыслу на отдельные части.

•          Выясните, о чем идет речь в каждой части и попробуйте сжато сформулировать тему каждой части.

•          Аргументируйте сформулированную вами мысль, подберите соответствующие цитаты.

•          На основании этого определите, к каким выводам приходит автор статьи, какие идеи он утверждает в своей работе. Различают два вида тезисов:

1)         Отбор авторских тезисов из текста: выписываются основные положения, выдвинутые автором.

2)         Формирование основных положений собственными словами. Работа над тезисами помогает глубже понять основные идеи произведения, выделять основное, коротко и точно сформулировать свои мысли.

6.         Творческая устная работа в группах.

Задача:

1)         обработать один из разделов статьи И. Франко о Данте;

2)         поделить разделы на части;

3)         сформулировать тему каждой части;

4)         подобрать аргументы для подтверждения мысли, зачитать цитаты.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать