x x
menu

Сокровища зеленого сундука - Познавательно-игровая программа ко Дню славянской письменности и культуры

Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы пригласили вас на встречу в фольклорно-краеведческий клуб «Родничок», где мы познакомимся с русской стариной, с жизнью, бытом и культурой наших предков. · Нынче к нам на «Родничок · Поутру невесть откуда, · Глянь, прислали сундучок — · Чудо, цвета изумруда. · В малахитовых разводах · И окован серебром... · Вот узнать бы, что таится · В сундучке старинном том! · Может, в нем таится клад · И сокровища лежат?

· Гляньте: грамотка на нем! · Мы сейчас ее прочтем. Разворачивает лежащую на сундучке «грамотку « и читает: · Здесь, дружок, таится клад, · И сокровища лежат.

· А какие — угадай, · Но сундук не открывай, · А взгляни скорей на крышку: · Коли есть чуть-чуть умишка · И смекалки хоть на грош, · Надпись здесь ты разберешь! · Надпись хитрая гласит, · Что сундук в себе таит. Ведущий поворачивает сундучок так, чтобы крышка была видна детям. На крышке в сплетениях узора спрятаны буквы (или слоги, или сочетания букв), из которых можно составить слово «Письменность». Ведущий (После разгадывания надписи). Ребята, я вижу, что кое-кто из вас немного разочарован!

Вы, наверное, ждали монет золотых, камней драгоценных, а тут... И все же можно утверждать, что письменность — это величайшее сокровище из тех, которыми сумел овладеть человек. Чтобы понять это, попробуем перенестись на десятки тысяч лет назад... Вот картинка из прошлого!

Появляются: скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий. Скиф. Я принес тебе подарки от наших вождей. Вот они: лягушка, птица, мышь и 5 стрел. Царь. Что означают твои дары, гонец? Что хотели сообщить мне твои вожди?

Скиф. Мне велено передать это тебе и вернуться обратно. А если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймешь, о чем предупреждает тебя мой народ. (Уходит.) Царь. Что ж, мой соратник Гобрий, надо разгадать послание непокорных скифов.

Уже столько лет мы пытаемся поработить этот народ и завоевать его землю — и все без толку! Неужели они решили сдаться? Мышь... она живет в земле. Лягушка... она живет в воде, а птица — в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, воды и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу!

Гобрий. Нет, мой царь, я воевал со скифами и знаю их характер. Скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озера, то падете под ударами наших стрел».

Затем, оба, пожав плечами, уходят. Ведущий. Вот так в древности и обменивались депешами! И громоздко, и не особенно понятно... Постепенно люди стали изобретать то, что лежит сейчас в нашем сундучке...

Ой, да мы про него совсем забыли! А сундучок-то не простой. Как бы нам его открыть? А, понял, надо загадку отгадать, тогда он откроется. Звучит загадка: «Черные, прямые, от рождения немые, Станут в ряд — заговорят». После отгадывания загадки (буквы) крышка сундучка на миг открывается, ведущий быстро достает конверт. Ребята, посмотрите, в конверте — буквы, а на конверте написано: Эти буковки для тех, Кто играет лучше всех.

На листе, образуя замкнутый круг, написаны буквы: мк еифр о и д л и л й. Выделенные здесь буквы должны отличаться от остальных, например по цвету. Внутри круга — изображена книга. Под этим странным набором букв, ребята, тоже есть надпись: Эти буквы — не простые И секрет в себе таят. Выбирай себе любые — Вперемешку и подряд. Три словечка получилось? Крышка — раз — и приоткрылась. И тогда уж не зевай, Что успеешь — доставай! Пояснения. Ребята составляют из букв различные слова. После того как составлено 3 слова (к концу игры можно ограничиваться 1-2 словами), крышка сундучка откидывается и ребятам разрешается взять из него то, что лежит сверху. За каждое составленное слово и за правильные ответы на остальных этапах игры ведущий дает детям буквы на карточках из конверта. После того как назовут первые 3 слова, из сундука достается лист бумаги, на нем 3 изображения: 1) вход в пещеру, 2) «отпечатки» чьих-то ног, 3) значок — символ К. Ведущий. Посмотрите на этот лист, ребята, он напоминает нам о первых шагах письменности.

Такое изображение обнаружено на стене пещеры, в которой обитали люди. Дело в том, что обмениваться посланиями — дело хлопотное, вот люди и стали предметы, о которых идет речь... (звучат ответы детей: изображать, рисовать). Правильно!

Эту композицию из рисунков ученые поняли двояко: 1) входить в пещеру нельзя; 2) в пещеру можно войти. Какое из этих трех изображений, по-вашему, ученые так и не смогли понять и почему? Дети указывают на значок и говорят, что он не соответствует никакому предмету в реальной жизни, а является отвлеченным символом — скорее всего, символом действия. Ведущий. Итак, какое же из трех изображений уже свидетельствует о подступах человека к изображению письменности? Дети указывают на третье изображение. Ведущий. Постепенно рисунки заменялись все новыми и новыми символами.

Так у древних народов зарождалась письменность. Значки-символы обозначали целое слово или даже фразу.

«Надписи» эти делались на камнях, на доске, глине. Конечно, переносить такие депеши было не удобно. И тогда придумали... Но, чтобы увидеть то, что придумали, надо составить из наших буковок 3 слова. После этого ведущий достает из сундучка следующий предмет — бечевку с привязанными к ней разноцветными нитями, на каждой из которых завязано по несколько узелков. А это, ребята, то, что придумали для передачи сведений жители древней Южной Америки — племя инков. Это тоже письмо, хоть и такое лохматое...

По цвету нитей узнавали прежде всего о том, о чем идет речь. Нить желтого цвета обозначает золото, белого — серебро, красного — воинов и т. д. А количество узелков на нити говорит о числе этих предметов. После составления детьми следующей тройки слов достается новый предмет — бечевка, смотанная в клубок, с узелками на ней. Ведущий. А это — тоже узелковое письмо, но придуманное народом, живущим в Европе.

Название этого народа — точнее, целой группы народов — надо сложить из букв, которые находятся на этих 2-х столах. Но букв здесь — не один десяток!

Это не значит, что слово такое длинное. Просто надо выбрать буквы, написанные иным, чем все буквы, шрифтом — и из них составить слово. Первая буква по размерам больше всех: она заглавная. (Два игрока за разными столами соревнуются: кто быстрее выберет буквы и составит слово. Это слово — «Славяне».) Ведущий. Ребята, славяне — это мы с вами. Наши предки придумали такой способ передачи информации. Правда, владели этой грамотой избранные люди — волхвы-кудесники.

А еще, по дошедшим до нас сведениям, славяне считали и гадали при помощи каких-то «черт и резов» — черточек и зарубок. Из тех времен к нам дошли две народные поговорки, которые напоминают нам о древних способах передачи информации. Листок с этими поговорками — в сундучке! После составления слов из букв достаются два листа с двумя зашифрованными надписями. 1-я шифровка — изображение платка с завязанным на конце узелком. По периметру платка подряд, образуя замкнутый квадрат, написаны буквы: «завяжиузелокнапа-мять». 2-я шифровка — изображение топора, а вокруг рисунка, тоже образуя замкнутый квадрат, записаны буквы: «зарубинаносу». После разгадывания шифровок ведущий объясняет прямой смысл высказываний. Ведущий. Но много ли можно сообщить с помощью узелков, черт и резов?

И вот стали узнавать славяне, что в других странах люди уже пользуются знаками для обозначения каждого звука. Знаки эти придумали, как считается, самиты — древний народ, живший на берегах Средиземного моря. Совершенствовали эти знаки на протяжении сотен лет древние греки. Они назвали эти знаки «алфавит», сложив для этого названия две буквы: «альфа» и «бета» («вита»). Книги (Римские, греческие, византийские) стали попадать к славянам еще в незапамятные времена. Но неудобен оказался чужеземный алфавит для написания славянской речи. И вот в 863 г. произошло важное событие: по заданию моравского князя Ростислава два монаха — два брата — составили новый алфавит.

Часть букв взяли у греков, часть придумали сами для обозначения тех звуков, которые были только в славянской речи. И быстро перевели на славянский язык несколько книг.

За это братья перенесли множество гонений со стороны тех, кто препятствовал распространению книжной мудрости на восток. Но много лет спустя они были причислены к лику святых православной церковью.

День этих святых празднуется во всех славянских странах в мае как День славянской письменности. Имена этих братьев зашифрованы на нашем плакате — «ключе», с помощью которого мы открываем наш сундучок. Кто первым расшифрует и прочтет их? (Красными буквами записано имя Кирилл, зелеными — Мефодий. Надо догадаться выбрать буквы одного цвета, а затем найти в круге из букв начало каждого слова.) От имени одного из братьев пошло название славянской азбуки — «кириллица». Так появилась в славянских странах своя письменность. Шли десятилетия, она изменялась, совершенствовалась, исчезали буквы, которые оказывались лишними, изменялось начертание букв. Каждый славянский народ изменял ее по-своему, приноравливая к своему языку.

И, если мы сейчас увидим то, что написано нашими предками 900, 500, даже 200 лет назад, мы очень многое из написанного не поймем. Давайте заглянем в тот уголок сундучка, который хранит письмена тех далеких дней. Достается лист со словами: буки, есть, добро, азь. Ведущий.
Как вы думаете, сколько букв записано здесь? Всего 4. В старину названия букв были длинные и напоминали слова.

Какое слово можно составить из этих 4 букв? (Беда.) Кстати, Кирилл и Мефодий придумали одно новое славянское слово, составив его из полных названий двух славянских букв...

Кто первым назовет это слово? (Азбука.) Буквы на плакате — это знакомые вам, дошедшие до нашего времени буквы, только сократившие названия. А вот около десятка букв из той первой славянской азбуки вообще не дошли до нашего времени. Посмотрите на буквы на тех карточках, что вы получили в качестве награды. Кому достались карточки с незнакомыми буквами?

Вам предоставляется возможность заработать еще по дополнительной карточке. Для этого нужно «всего-навсего»... угадать, какое название носила эта исчезнувшая буква. На стенде даны названия букв. Вы должны карточку со своей буквой поместить рядом с любым названием. Если поместите верно, получите еще одну карточку.

На стенде строки: · В любой старинной книжице · Могли вы прочитать · Такие буквы: · «ижица», · «фита», · «омега», · «ять», · и букву «пси «, · и букву «кси «, · «зело», · а также «ер «. · Писали люди на Руси · Их на какой манер? Правильная расстановка букв: После завершения этого этапа игры и составления слов (работа с плакатом — «ключом») ведущий открывает сундучок и достает следующие предметы: несколько гусиных перьев и старинную чернильницу. Ведущий.
А это что за предметы, и какое отношение они имеют к славянской письменности? Выясняется, что эти перья — «орудия труда « — предшественники карандашей и авторучек, ими пользовались вплоть до начала XIX века. Затем ведущий предлагает детям попробовать писать гусиными перьями. Составляется несколько (по числу перьев) команд детей. На отдельные столики кладется по листу бумаги, перу и ставится чернильница. Игроки каждой команды, передавая перо как эстафету, должны по очереди подбегать к столику и записывать на листе свое имя и фамилию. Команда-победительница поощряется карточками с буквами. Ведущий.
В старину древние писцы (Чаще всего монахи) такими перьями переписывали целые книги. И буковки у них получались не такие кривые и корявые, как у нас, а ровные, прямые, четкие (это называлось «писать уставом») или, наоборот, замысловатые, затейливые, кудрявые, похожие на кружевной узор (это называлось «писать вязью»). Да еще этим же пером рисовались заставки, концовки на каждой странице в виде узора из цветов, листьев. А еще разрисовывались заглавные буквы, да так, что напоминали уже не столько буквы, сколько дивных зверей, птиц и даже людей.

Конечно, писались книги подолгу. Хотите увидеть такую книгу?

Она есть в нашем сундучке. Составляем еще три слова! Во время демонстрации детям раскрытой старинной книги ведущий может читать детям фрагмент из стихотворения М. Богдановича «Переписчик»: · На девственном листе под узеньким окном · Неспешно буковки выводит он пером, · А между ярко-черными рядами · Вставляет красную строку. Веселыми цветами · И разноцветными головками зверей, · И птиц невиданных — фантазии своей · Искусной вязью (вдоволь есть сноровки!

) — · Украсит он заставки, и концовки, · И заголовки все — ведь некуда спешить. · Порою труд прервет, чтоб лучше заострить · Перо гусиное, — и глянет: радость-солнце · Столпами падает на стол через оконце.

Конечно, книги тогда стоили очень дорого. Человек, имевший несколько книг, считался богатым.

И не потому, что обложки книг богато украшались серебром, золотом и драгоценными камнями, а потому, что в них был вложен труд писца и многовековая человеческая мудрость. Да и обыкновенная бумага в старину была в диковинку. Кстати, в Древней Руси для ведения разной бытовой переписки, для обучения детей грамоте ей найдена была оригинальная замена — какая бы вы думали?

На этом стенде — закрытый квадратиками кусочек этого материала — заменителя бумаги в Древней Руси — с написанным на нем названием этого материала. Давайте будем по очереди открывать квадраты. Кто раньше всех угадает, что это такое? 2-4 игрока по очереди называют номера квадратов, которые надо открыть. Причем называют квадрат не перед своим ответом, а перед ответом своего соперника, т. е. говорят, какой квадрат надо открыть для соперника. Под квадратами — кусок «бересты.» (из картона) с написанным по всей его длине словом «береста». Для усложнения задания буквы лучше расположить не в линию, а вразброс, и квадратов сделать больше, чем букв, расположить их в 2—3 ряда, чтобы один квадрат закрывал не целую букву, а часть ее или вообще чистый кусок «бересты». После угадывания слова береста переворачивается обратной стороной к зрителям, и на ней обнаруживается текст (древнерусскими буквами). Н В Ж П С Н Д М К З А Т С Ц Т Е Е А И А Е У А А А Х О Е И А Ребята, понятна вам берестяная грамота? Да, она «зашифрована». Такую «записку» нашли при раскопках древнего Новгорода. Ученые смогли ее расшифровать и поняли, что это не что иное, как шутка, дразнилка, придуманная каким-нибудь Фомкой во время скучного урока и подсунутая соседу.

Тот, видно, быстро догадался, как прочесть головоломку. А прочитав, разозлился, порвал ее и выбросил. Что же написано здесь такое? Обратите внимание: в верхнем ряду записаны только согласные, во втором — гласные, а ведь обычно в русских словах они чередуются. Значит, надо читать текст...

по зигзагу: букву вверху — букву внизу и т. д. Кто первый прочтет головоломку?

Расшифровка текста выглядит так: «Невежа писа, недума каза, а хто се цита... (далее досадный пропуск)». Эта дразнилка в современном языке известна в таком виде: «Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю». Теперь понятно, что на клочке бересты были обидные слова в адрес читающего головоломку. А теперь вернемся к древней русской книге. Книг на Руси требовалось все больше и больше. Писцы не успевали их переписывать, хотя и шрифт постепенно начали упрощать, и слова пытались ужимать при письме, ставя над сокращенным словом специальный значок — титло.

И опять прослышали люди на Руси, что в некоторых чужеземных странах научились книги печатать с помощью специального станка. И вот в XVI веке такой станок был создан на Руси замечательным русским мастером, сведения о котором тоже найдете в этом сундучке. Откроем его нашим способом с помощью слов и достанем еще одну шифрованную запись. На листе записано слово «Федоров», но буквы перевернуты на 90°, т. е. лежат горизонтально. После вручения карточки с буквой игроку, расшифровавшему слово первым, ведущий предлагает детям рассмотреть свои карточки, сосчитать их и попытаться составить на их основе какое-нибудь слово. За составление слова из своих карточек-букв можно дать игрокам еще по 1 карточке. Ведущий
. Вот, ребята, и добрались мы до самого дна нашего сундучка. Глубокий оказался сундучок.

А что же на его дне? Да здесь целая стопка книг! Посмотрите, сколько произведений русских писателей! Кому же предназначены эти сокровища? А вот записка: В книгах — своя глубина.

Кто доберется до дна, Тот и получит в награду Все драгоценные клады. Ребята, я думаю, вы согласитесь, что этих книг достойны те, кто активно участвовал в разгадывании тайн нашего сундучка. А это те из вас, у кого оказалось больше карточек-букв. (Начинается награждение победителей книгами.)

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать