x x
menu

Дмитрий Иванов. Биографический очерк

Дмитрий Иосифович Иванов - редактор Черниговской областной молодежной газеты «Закалка», заслуженный журналист Украины, член Национального союза писателей Украины, автор сборников поэтических произведений «Зерно и любовь» (1977), «Завещания моего рода» (1983), «Стремена» (1986), «Маминых слов бархатцы» (1991), художественно-публицистической повести «Там, где рождаются радуги» (1981), стихов для детей, переводов с русского, белорусского, чешского языков.

Родился 22 октября 1946 года в селе Тарасовка Новгород-Киевского района Кировоградской области.

Закончил филологический факультет Киевского государственного университета имени Т. Г. Шевченко (1980). Работал литработником Кировоградской районной газеты «Заря коммунизма» (1968- 1972), слесарем в совхозе (1972-1978), старшим редактором Черниговского научно-методического центра народного творчества (1978-1983), главой Черниговского литературного объединения (1983-1994).

Лауреат областной литературной премии имени Алексея Десняка (1979), Республиканской комсомольской премии имени Николая Островского (1984), Всеукраинской премии имени Нечуя-Левицкого (1997), Международной украинской премии имени Григория Сковороды (2001), лауреат областной премии имени Михаила Коцюбинского (2008), Национальной премии имени Тараса Шевченко (2010).

Такие скупые биографические сведения содержит о Дмитрии Иванове поэтическая антология сегодняшней Черниговщины «Под небом Полесья» [15: с. 73]. Тем временем сам автор как-то не собрался написать автобиографию для потомков. Наверное, потому, что находится в расцвете творческих сил, впереди - немало времени и жизнь, которая когда-то и сложится в страницы воспоминаний. Относительно удовлетворения любопытства читателей, то их целиком должно удовлетворить то, что мотив собственной судьбы («Когда первейшая пощечина традиционная...», «Монолог из моего детства», «Грех», «Премия», «Стремена», «Мамина баллада», прочитанная на телепередаче «Мир поэзии» и т.п.), судьбы своего поколения («Мы», «Над нами смеялись...» и прочие) пронизывает все его

 

поэтическое творчество. К этому еще можно добавить многочисленные обращения к биографии художника литературных критиков, писателей, библиографов, читателей.

В предисловии к сборнику стихов «Завещания моего рода» (1983) современный украинский поэт-классик Борис Олийнык отмечает, что в поэзию пришла «целиком зрелый, «тертый» жизнью человек», приводит такие факты из биографии поэта-начинающего: «...через полтора года после рождения Дмитрия умер отец от девяти фронтовых ран, и, пятый в семье, Дмитрий сполна познал все злоключения первых послевоенных лет, всю горечь жизни без семьи.. С восьми лет он уже подвозит воду косарям, с тринадцати - работает прицепщиком...»:

  • Мне тринадцатый миновал. Я стал прицепщиком наконец! И еще у такого тракториста, Который не с простого свит теста: Когда-то он сам в Будапеште В плен полсотни фрицев взял.

Одним предложением - но каким вместительным! - изображает детство Дмитрия Иванова литературовед В. Ясиновский в статье «Первозем Дмитрия Иванова» [22]: «...войной баюканный, голодными «пухленями» отъевшийся, материнскими вдовьими слезами умытый, согретый на чахоточных трудоднях и бригадирских кнутах...».

Это была та жизненная закалка, которую прошли ровесники Дмитрия. Более позднее послевоенное детство, засеченное в памяти, всегда будет беспокоить душу поэта, будет возникать в воображении в мелких деталях, будет складываться в строки стихов.

  • Это мы,
  • Раздетые, мосластые, Полупрозрачные (Будто - из воды), Родительские вилы Трудноватые Вогнали тяжело В живот нужды...
  • («Мы» из сб. «Стремена»).

Закончив восьмилетку в родном селе, Дмитрий учится в ПТУ и вечерней школе. Потом - армия. Служит в железнодорожном полку г. Чернигова (а точнее - в школе водолазов для сухопутных войск, которая была подчинена непосредственно министру обороны), вместе с тем посещает заседания областной литературной студии

 

при редакции газеты «Деснянская правда», к тому времени и предположения не имея, что когда-то сам возглавит эту студию и будет наставлять будущих поэтов. После демобилизации работает в родном колхозе, в редакции кировоградской газеты «Заря коммунизма». В 1972 году переезжает на Придесненье, слесарничает в совхозе им. Фрунзе Черниговского района. Не оставляет литературной работы. Печатается в газетах и журналах.

Утверждаться на поэтической ниве Дмитрию Иванову было нелегко рядом с такими яркими и самобытными поэтами, как Дмитрий Павлычко, Лина Костенко, Иван Драч, Николай Винграновский, Виталий Коротич, Борис Олейник, многими другими признанными представителями украинской поэзии. Молодому поэту удалось избежать имитации их экспериментов в форме. «Он упрямо протаптывал свою тропу в поэзии. И это - к его чести» - так скажет о нем Борис Олейник [13].

Настоящий литературный успех пришел к Дмитрию Иванову в 1976 году на ирпеньском семинаре молодых литераторов Киевщины и Черниговщины. Его стихи поразили присутствующих, по словам С. Репейника, «новизной тематики и своеобразностью ее художественного воплощения» [14: с. 33].

Тогда же состоялась «коротковатая», но волнительная встреча молодого поэта с Иваном Драчом, который в стихах Дмитрия ощутил «запах настоящей поэзии», указал особый дар «активно, сильно сопереживать». Позднее в журнале «Отчизна» (1977. — № 5) корифей украинской поэзии, характеризуя подборку стихов Дмитрия Иванова из первого сборника «Зерно и любовь», отметит «непритворную подлинность» его поэзий, «которую редко днем с огнем найдешь», высоко оценит «умения эпически мыслить», «хорошо выстраивать сюжет», особенно подчеркнет стихи, в которых проникновенно и емко раскрывается женская судьба, судьба матери, судьба самого скромного труженика («Иваново поле», «Вредная баба» , и т.п.).

На мастерстве сюжета как важной черте творчества молодого автора подчеркнет и Борис Олейник. По мнению метра, Дмитрия Иванова, «по формальным, внешним признаками можно отнести к поэтам, которые работают в «классическом» ключе регулированного, сюжетного стиха», его стихи «прозрачные и простые», как все талантливое, народные - так как в них рассказывается о жизни людей в их «реальном повседневье», временами драматическом, а то и трагическом, но, вопреки всему, - оптимистичном.

Первый поэтический сборник имел счастливую судьбу. Это был тот самый случай, когда молодой малоизвестный автор однажды «утром

 

проснулся знаменитым». У него появилась своя читательская аудитория. Его произведения, презентованные Иваном Драчом и Борисом Олейником, предрасположили к себе внимание литературной критики, которая положительно оценила творческий задел Дмитрия Иванова. Анатолий Скрипник, Тарас Салига, Вячеслав Брюховецкий, Владимир Моренец, Михаил Шевченко, Ярослав Мельник, Владимир Ясиновский, Владимир Чуйко, Алексей Ющенко, Владимир Забаштанский, Петр Перебейнос, Леонид Талалай и много других писателей и критиков внимательно следили за творчеством Дмитрия Иванова, находя в его лучших поэзиях внутреннюю родственность с произведениями Г. Тютюнника, В. Симоненко, Б. Олейника, В. Стуса.

Из черниговских литераторов о Дмитрии Иванове писали Станислав Репейник, Владимир Сапон, Петр Куценко, отмечая успехи своего побратима.

Вслед за первой книгой в издательстве «Радуга» выходит сборник произведений для детей «Играй, сопилка моя» (1979). Дмитрий Иванов становится лауреатом областной литературной премии имени Алексея Десняка.

В предисловии к сборнику «Завещания моего рода» (1983) Борис Олейник назвал Дмитрия Иванова «поэтом от Бога». Новая книга удостоверила творческую зрелость автора, устойчивость поэтической формы его стихов, верность традициям писать просто о буднях человеческого бытия, в которых - и драматизм, и мощная волна эмоций, способная растрогать даже очерствелое сердце. «Такая оголенность чувств волшебная тем, что драма лирического героя прямо выплескивает нам глубинную импрессивность самого автора, его темперамент, его «температуру» характера» [Шевченко: 20]. Неизменяемыми оставались любовь к Родине, «сверхчувствительность к боли каждого человека» (В. Брюховецкий), гражданская позиция, стремление «мир сделает добрее», дать ответы на вопросы:

  •  
    •  
      •  
        • Почему, зачем
          • из нашей земли Каждый год села и хутора скрывались, Как с ладоней у меня мозоли? Зачем бездумье подвергало пытке реки, Леса, степи? А кто простит нам то, Что рядом с нами
            • ученое и столикое Мещанство
          • весьма свободно уже растет...

Михаил Шевченко так охарактеризовал автора новой книги: «Профессиональность поэта Дмитрия Иванова постоянно расправляет крылья.

 

В новой книге («Завещания моего рода»)...чувствуется рука, властная над словом, которое несет мысль и настроение лирического героя...Его стих остается балладно-сюжетным, отчасти - эпическим... Лирический герой остается таким же сердечным, мудрым и немного...детским» [20].

Дмитрий Иванов развивает и углубляет избранные прежде темы малой родины: простые сельские труженики («Верность»), историческое прошлое Украины («Петров кнут», «Зависть»), детство («Воспоминание далекого лета», «...Белокурый мальчик в белой рубашонке»), женщина-мать («Мать»), родная природа («Заворожил мороз Десну...»), любовь («Полесская легенда»). Последняя из названных тем не так широко представлена в его творческом заделе. Тем значимее для читателя являются проникновенные, печальные строки о земной любви, которая пробуждает гамму человеческих чувств: от безграничного счастья и радости до грусти, разочарования, безнадеги...:

  •  
    •  
      •  
        • Мы больше не встретимся с тобой. Мы живем, Как небо с рекой: Оно - в ней,
        • она - в нем. И любо им,
        • и горе им...

Дмитрий Иванов не гонится за тематическим разнообразием. В нем будто срабатывал генетический код, заложенный природой, кажется, что именно ему было поручено Провидением рассказать о судьбе украинского села послевоенного времени искренне, глубоко правдиво, без украшений и лишнего пафоса. Увидеть мир глазами ребенка и взрослого человека, который и на расстоянии лет ничего не забыл, не перестал так же остро ощущать давние горе, боль, страдание, несправедливость, последствия которых и сегодня ощутимы, так как именно из них прорастает современное зло.

За книгу «Завещания моего рода» Дмитрия Иванова было удостоено Республиканской комсомольской премии имени Николая Островского. Подборки поэта появляются на страницах всесоюзной печати. Со временем они вошли в сборник «Красный корень», который увидел мир в московском издательстве «Молодая гвардия».

Дмитрий Иванов много и плодотворно работает, вместе с тем общаясь с теми, для кого пишет. Встречается с читателями, активно участвует в общественной жизни. Он - участник многочисленных семинаров, декад, форумов, фестивалей литературы, которые проводятся в стране

 

и за рубежом. Ему пришлось побывать и на стройке века – БАМе, где он не только выступал перед молодыми строителями со стихами, а и успел заложить там свой «кровный километр колеи» (1983). Это еще одно свидетельство причастности автора к трудовым свершениям своего поколения. Позиция постороннего, пренебрежительного наблюдателя и сурового критика для него была неприемлемой.

Плодотворно пахать и засевая поэтическую ниву, «воспевая свое время», биографию свою и своего поколения, Дмитрий Иванов приобретает новые знания, учится заочно. С детства привыкший к работе, все успевает - и работать в областном научно-методическом центре народного творчества, и учиться, и заботиться о семье. В 1980 году заканчивает филологический факультет Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко.

Вскоре выходит из печати его новая книга «Стремена» (1986). В отличие от первых триумфальных испытает как одобрительной оценки, так и ряда замечаний, к которым поэт относится с пониманием, без лишней драматизации. Его обвиняют в чрезмерной эксплуатации жанра лиро-эпической поэзии, «приема усиленной, потрясающей... трагедийности... апокалиптичности построений», ограниченности тематики, даже - в «провалах вкуса в метафорах» [Чуйко: 19]. Критика лишь закаливает характер, заставляя Дмитрия Иванова требовательнее относиться к своим творениям, самосовершенствоваться, но вместе с тем он уверенно и упрямо направляется когда-то избранным путем, не предает «свою деревенщину-музу», свою память, которая питает его вдохновение.

Мне сказали друзья верные, Те, без которых не проживешь:

— Ты пишешь будто бы и на уровне, И все же позиции сдаешь. Трагических тем твоих упрямство Напоминает старый терпуг.

— Спасибо, друзья, за откровенность, За правду своевременную...и терпкую.

От нее никуда не деться. Давно я перешел беду, Сиротство,

бедность,

подлость,

счастье, А памяти -

не перейду.

(Из сб.»Стремена» - 1986).

 

В итоговом сборнике «Маминых слов бархатцы» (1991) собрано все лучшее из поэзий Дмитрия Иванова. Они влекут простотой, несут правду, к совести обращаются. Автор, как и раньше, говорит «о своем, о пережитом-переболевшем, о увиденном... без фальши, без позерства, без искусительного желаньица переписать собственную судьбу начисто». Из строк его стихотворных новелл снова возникают «родное село в терновом венке, и Лысая гора, и вдовий обмерзший дом, и отцовская могила, и сестра «Мадусия», и смешное «золотой-серебряный» бабы-повитухи, и все, что на памяти» [Ясиновский: 22].

Со временем Дмитрий Иванов переходит на работу в редакцию газеты «Закалка», которую возглавляет с 1991 года и до сегодня. Обязанности главного редактора поглощают все свободное время, и результаты радуют - газета «Закалка» при Дмитрии Иванове пользуется высочайшим рейтингом среди читателей Черниговщины. Но Муза Дмитрия Иванова на некоторое время замолкает. Его захватывает водоворот событий последнего десятилетия ХХ столетия в Украине.

И на этой территории он находится не в роли постороннего наблюдателя, а врывается в эпицентр политической жизни, защищает интересы человека работы. Новые времена, кардинальные изменения, которые состоялись в жизни Украины, не повлияли на его мировоззренческие позиции, не сделали его оборотнем, рабом конъюнктуры, конформистом. Он всегда умел защищать свой духовный микромир, сохранять традиции, четко проводить границу между вечным и проходящим в человеческой жизни, не подпадая под политические влияния, не предал всего того, за что так искренне всегда болело его сердце. Он остается самим собой - Дмитрием Ивановым, поэтом, журналистом, гражданином, Человеком.

О возвращении на поэтическую ниву удостоверили новые поэзии, недавно опубликованные в газете «Закалка» (2004. - № 21. - 20 мая - С. 19) под многозначным названием «Здравствуйте! Я вернулся!». Среди них поражает прозрачная политическая аллегория:

Снова тебя, конь, продали. Наобещали

всего,

пока перепрятали, А у тебя, Чалый, В глазах - ни радости, ни слез. Молчишь, будто камень... Новую -

хозяин,

упряжь,

вез…

 

А рядом с этими горькими строками нежно звучат слова лирического героя о том, что навсегда с ним, что никогда не исчезнет, не предаст, всегда поддержит в трудную минуту, заживит раненую душу. О родной земле, родном крае - «Задесенье золотое...», лучшем в мире.

И читатель понимает: к нему вернулся тот самый Иванов - смелый, упрямый, непримиримый и вместе с тем нежный, любящий. Ему, как и раньше, сердце болит за Украину, за «семейное гнездо», душа тоскует по отцу, за мамой...:

  •  
    •  
      •  
        • Мама, приснитесь мне, И поговорим хоть во сне. Скажите, где Вы остановились, Где Ваш дом новый. Вы уже
          • там
  • с отцом
    •  
      •  
        •  
          •  
            • встретились? Вы уже теперь -
            • не вдова?..

И вместе с тем его лирический герой преисполнен оптимизма, любит, дышит полной грудью, радуется солнцу и весне. Он живет, и его не сломать!

2008 год - особый в творческой судьбе Дмитрия Иванова. Мир увидел его новый сборник поэзий «Село в терновом венке» с предисловием Леонида Талалая. Сюда вошли новые и уже хорошо знакомые его произведения. Жизнь поэта преисполнена неотложными редакторскими делами и хлопотами, общественной деятельностью.

2010 год начался счастливо для Дмитрия Иванова, так как за сборник «Село в терновом венке» его наградили целиком заслуженной наградой - Национальной премией имени Т. Г. Шевченко в области литературы.

Вопросы и задачи.

1. Расскажите о жизни Дмитрия Иванова.

2. Определите ведущие темы поэзии художника.

3. Охарактеризуйте важнейшие особенности поэтики произведений Дмитрия Иванова.

4. Раскройте содержание терминов: сюжет, лиро-эпическое произведение, новелла, метафора. Как эти термины связаны с творчеством Дмитрия Иванова?

5. Изобразите психологический портрет лирического героя. Найдите автобиографические черты.

 

6.  Дайте определение понятия «реализм». Можно ли творчество Дмитрия Иванова признать реалистическим?

7.  Как отмечена работа Дмитрия Иванова?

Страницы: 1 2 3

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать