x x
menu

Сочинение по произведению «Мистер Твистер»

Сложную тему различия двух миров, отвратительную сущность расизма раскрыл поэт в сатирической поэме «Мистер Твистер». Автор дает своему герою скупые, отрывистые, почти анкетные характеристики: «Мистер Твистер, бывший министр, мистер Твистер, делец и банкир, владелец заводов, газет, пароходов, решил на досуге объехать мир». Образ миллионера не сказочный образ. Его сатирическая окраска начинается со спокойного перечисления всего того, чем владеет мистер Твистер. И это перечисление не художественный прием, а чудовищная гипербола, существующая в самой жизни, когда один человек владеет баснословными богатствами. Деньги - вот бог, которому поклоняется заокеанский делец. Поэтому выражение «оценив Петропавловский шпиль» звучит в контексте произведения не как высокая оценка мистером Твисте-ром произведения зодчества, а как «оценка» в прямом и грубом смысле этого слова, обычная для человека, уверенного в том, что все на свете покупается и продается.

Однако в стране, куда приехал американский мистер и его семья, иные законы. И когда дочь советует отцу, купить «какой-нибудь дом», чтобы устроиться в нем вместо гостиницы,-

  • Отец
  • Отвечает, вздыхая: - Ты не в Чикаго, Моя дорогая!

Один глагол «купишь», звучащий как «кукиш», помогает понять смысл фиаско, которое потерпел собственник, впервые столкнувшийся с полярным для него миром, где ни деньги, ни цвет кожи не определяют преимущества одного человека перед другим. В Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Петербурге хранятся черновики «Мистера Твистера», более двенадцати вариантов. Но поэт продолжал работу и с напечатанной поэмой. Одно издание отличается от другого, от издания к изданию совершенствуется, изменяется поэтический текст, даже появляются новые персонажи - негритянка Дженни и ее брат Том, которые внесли какую-то дополнительную, лирическую интонацию в произведение. Для Маршака это очень характерно: его эпос пронизан лирикой, его лирика сюжетна, как эпос. «Я уверен,- писал поэт,- что лучшая сатира... проникнута лирикой». Это особенно необходимо в детской поэзии.

С. Маршак - настоящий психолог детства - при построении своих юмористических и сатирических образов опирается прежде всего на психологические особенности ребенка. Поэт умеет смеяться дружелюбно и беззаботно, но смех его может быть полон гнева и сарказма. Между юмором и сатирой располагается целая гамма оттенков смеха, и находчивость автора стихов для детей выражается в игре слов, в занимательности ситуаций, в комедийности героя. Маршак виртуозно использует всевозможные формы комизма. Юмор положения, в которое попадает незадачливый герой стихотворения «Вот какой рассеянный», настолько остроумен и педагогичен, что способствует развитию художественного вкуса юного читателя и формирует у него чувство комического. Черновые варианты этой юморески говорят о том, с какой придирчивой тщательностью поэт мастерил этот образ.

  • Вместо чая он налил
  • В чашку чайную чернил.
  • Вместо хлеба съел он мыло.
  • Очень горько это было.
  • ...Побежал он по дороге.
  • Отдавил кому-то ноги!

Смешные ли это эпизоды? Конечно, смешные, но смех смеху- рознь, и подобные несуразности, вызывая смех, приучили б ребенка  к  грубоватости, к  пустому  зубоскальству над человеком. И автор их безжалостно вычеркивает, заменяет их беззаботными и веселыми приключениями рассеянного, у которого «трамвай» превращается в «трамвал», «вокзал» в «вокзай», а обращение «глубокоуважаемый вагоновожатый» претерпевает такие замысловатые изменения, что вызывает у детей бурю восторга. Недаром А. С. Макаренко писал: «Рассеянный с улицы Бассейной», на первый взгляд, просто веселое детское стихотворение, но в нем содержится синтетический образ молодого советского читателя, который не просто зубоскалит, а смеется здоровым смехом». Эти слова можно отнести ко многим юмористическим стихам Маршака. С острым юмором написано его стихотворение «Про одного ученика и шесть единиц». Разве не способствуют формированию нового облика самого читателя такие книги, как «Детки в клетке», «Багаж», «Пудель», «Про гиппопотама», «Барабан и труба», «Мастер-ломастер», «Про одного ученика», «Книжка про книжки», «Мыльные пузыри»? Юмористический или сатирический образ в поэзии Маршака обычно многослоен. Философские раздумья о жизни заключены подчас в наивную и на первый взгляд безобидную форму. Так, начало «Мыльных пузырей» не предвещает ничего сатирического.

  • Соломинку простую
  • Сейчас возьму я в рот,
  • Воды в нее втяну я,
  • Потом слегка подую
  • В соломинку - и вот,
  • Сияя гладкой пленкой,
  • Растягиваясь вширь,
  • Выходит нежный, тонкий
  • Раскрашенный пузырь.

И вдруг из-за этой радужной красивой оболочки выглянула самая суть, да еще какая:

  • В нем столько блеску было,
  • Была такая спесь,
  • А он - воды и мыла
  • Раздувшаяся смесь.

И уже нет пузыря, а есть образ надутого, спесивого человека, которого автор словно хлыстом хлестнул в последней строке стихотворения - «раздувшаяся смесь». В этой многослойное поэзии Маршака секрет его популярности у читателей всех возрастов.

 

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать