x x
menu

Сочинение-обзор произведений Шиллера

К истории мировой драматургии пьеса «Коварность и любовь» вошла как первая «мещанская трагедия». До Шиллера в трагедиях действовали исключительно монархи и аристократы, «третье сословие» разрешалось изображать лишь в комедиях. В драме «Коварность и любовь» Ш. доказал, что трагические коллизии возможны, а иногда и неминуемы в жизни простого скромного человека — «мещанина», по тогдашними представлениям. Луиза Миллер, дочурка придворного музыканта, и Фердинанд фон Вальтер, сын первого министра, любят друг друга. Фердинанд по своему мировосприятию близок к темпераментным героям «Буры и натиска». Вдохновленный любовью, он мечтает о равенстве и справедливости. Чувства героев вызывают негодование у отца Фердинанда, который надумал поженить сына с леди Мильфорд, бывшей любовницей герцога.

В своей драме Шиллер разоблачает герцогскую тиранию, рассказывая о том, как самодержавный правитель продает за границу жолнеров и нагружает своих подданных работой на серебряных приисках.

Любовь Луизы и Фердинанда окрашена трагической обреченностью, так как она расшатывает основание упроченных общественных обычаев, молодые герои становятся жертвами придворных интриг. В финале драмы Фердинанд перед смертью подает руку отцу, который раскаялся в своей несправедливости. Этот жест имеет глубокое символическое значение и очень характерен для Шиллера. Шиллер верил, что страдание морально очищает человека.

Наряду с драматургией, Шиллер много времени отдавал поэзии. В его стихах мысль всегда преобладает над чувствами. Размышляя над разными явлениями жизни, он пользуется аргументами, заимствованными из античной мифологии или ренессансного искусства. Воспевая прекрасную госпожу, он называет ее Лаурой, демонстрируя, таким образом, не только возвышенный платонический порядок чувств, а и признавая себя сторонником итальянского гуманиста Ф. Петрарки. Оба поэта размышляют над тем, почему любовь крайне необходима для человека и человечества. По убеждению Шиллера, которое он унаследовал от античных мыслителей, все дольки огромного разрозненного мира воссоединяет сила любви. Любовь дает жизнь, без нее мир и природа мертвы. Любовь к Лауре, которую воспевает поэт, — великое прекрасное чувство, так как оно — необходимая соединительная долька мироздания. Лирический герой Шиллера возносится над грешной землей, приобщаясь к совершенству идеала.

В Карловой академии преподавал философию талантливый педагог и ученый Абель, который со временем стал искренним другом Шиллера. На будущего поэта лекции Абеля оказали большое впечатление. Профессор доказывал первичное существование мировой гармонии. Опираясь на учение величайшего немецкого философа и ученого Г. Лейбница, он старался привить своим воспитанникам оптимистичное мировосприятие, любовь к ближнему, направлял их на путь познания окружающей жизни. Лекции Абеля не прошли для Шиллера напрасно. Выразительнее всего влияние его философской концепции оказалось в одном из самых знаменитейших произведений Шиллера — «Ода к радости»:

Радость, красивая искра Божья!
Несказанно любо нам
Войти, царица годная,
В твой пресветлый странный храм.
Все, что строго делит мода,
Вяжешь ты одним узлом,
Расцветает братское согласие
Под благим твоим крылом...
(Пер. Г. Лукаша)

Этот стих, который получил мировую славу благодаря тому, что Бетховен завершил свою Девятую симфонию грандиозным хором на его текст, был написан Шиллером в 1785 г. в Лейпциге, когда дела молодого драматурга и поэта, казалось, в конце концов, пошли в гору. После нескольких неудач в Мангеймском театре, директор которого упрямо отказывался ставить новые пьесы Шиллера, после продолжительного унизительного безденежья поэт нашел в Лейпциге друзей и покровителей, которые помогли ему преодолеть злоключения. Произведения Шиллера были опубликованы, он получил приют у своего пылкого почитателя Г. Кернера, который тактично протежировал Шиллера. Кстати, именно Кернер впервые написал музыку на слова «Ода к радости».

Определенная цель, оптимистичное расположение духа оды не объясняется лишь кратковременным жизненным благополучием — в основу стиха положен присущий Шиллеру принципиальный оптимизм, вера в человека, убежденность в том, что люди могут и должны породниться друг с другом.

Захват Бастилии покачнуло основания феодального мира. Исторический прогресс из философской абстракции превратился в конкретную реальность, движение истории ускорилось. Философское мышление Шиллера чувствительно реагировало на закономерности времени. Разочаровавшись в современности, поэт в стихотворении «Боги Греции» излагает собственную ностальгию за давно прошлой античной эпохой. Поэт прославляет языческих богов, созданных творческой фантазией древних греков. В пантеоне античных жителей Олимпа его привлекают, прежде всего, богиня любви Афродита (Шиллер называет ее Киферией) и бог Аполлон — охранник гармонии. Античный мир представляется поэту средоточием радости, любви и красоты. Природа была одухотворена силой человеческого воображения.

Античные божества помогают Шиллеру выстроить определенную философскую концепцию. Среди богов — благодетелей человечества — время от времени появляются тени мифических существ, которые олицетворяют губительные силы. Античный мир для поэта — это только сказка далекой давности, ведь прошлое разрушается, чтобы освободить путь для будущего. Тем не менее, нить истории не перерывается; человеческий прогресс неминуем, как бы дорого он не стоил, — это лейтмотив стиха.

Шиллер осознал, что на изломе XVIII—XIX ст. прогресс человечества, к сожалению, не всегда согласовыван со стремлением каждого человека достичь своего счастья. Эта мысль плодотворно развивается также в балладах Шиллера. Из продолжительного забвения жанр баллады возродили Гете и Шиллер, которые начали своеобразное дружеское соревнование в их создании. Это произошло в 1797 г., который они со временем единодушно назвали годом баллад. Это был очень знаменательный момент в жизни Шиллера. Он жил в Веймари с 1795 г., протекция Саксен-Веймарского герцога Карла Августа давала возможность, особенно не проникаясь бытовыми проблемами, работать в околицах поэзии и драматургии, философии и истории. Именно в этот период Шиллер подружился с Гете.

На протяжении всего творческого пути драма оставалась любимым жанром Шиллера. Однако, начиная с «Дона Карлоса», характер его драматургии изменяется. В дальнейшем Ш. писал пятистопным ямбом. Это объясняется тем, что основой всех его дальнейших драматических произведений служил исторический материал, а это требовало усиления условности. Хотя в каждой драме подается точное датирование событий, тем не менее, история воспроизводится Шиллером довольно условно, а исторические персонажи трактуются достаточно свободно.

Действие драмы «Дон Карлос» происходит при дворе испанского короля Филиппа II. Пасмурный суровый монарх узнает о подготовке восстания в Нидерландах, которые в XVI ст. находились во власти испанской короны. Король имеет намерение послать туда кровавого герцога Альбу, чтобы тот подавил мятеж бунтовщиков. Этому старается помешать маркиз Поза, который уговаривает короля послать в Нидерланды наследника престола дона Карлоса, воспитанного в гуманистических традициях. Дон Карлос, которого в Нидерландах любят за добросердечный характер и благородство, сумеет предотвратить кровавые распри. Маркиз Поза выступает в драме носителем идей самого Шиллера, который не признает бунта и надеется на достижение согласия. Драматург верит в силу убедительного слова. Тем не менее, маркиз Поза и дон Карлос испытают поражения, побеждают монархия и инквизиция. Шиллер справедливо считал, что еще не настало время, когда колесо всемирной истории будет крутиться благодаря усилиям властителей, которые заботятся о благосостоянии своих подданных.

Особенно плодотворным в смысле драматургии было последнее десятилетие творческого пути Шиллера. Он создал такие драматические произведения, как трилогия «Валленштайн», драмы «Мария Стюарт», «Орлеанская дива», «Вильгельм Телль». В этих произведениях предметом художественного анализа стали граничащие этапы в истории европейских народов. Так, командующий имперского войска во время Тридцатилетней войны (XVII ст.) герцог Валленштайн стремится прекратить братоубийственную битву и объединить раздробленную Германию. Простая крестьянская девушка Жанна Д'Арк, покоряя голоса Всевышнего, возглавила французское войско, которое под ее руководством побеждает англичан.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать