x x
menu

Сочинение на тему: Что я понял читая басни Демьяна Бедного

Демьян Бедный в своих баснях всегда отталкивался от конкретных случаев жизни. Материал для них он брал обычно из газетной хроники. Сообщение о частном случае становилось эпиграфом к басне, сама же басня возводила случай к типическому явлению. Так, в эпиграфе к басне «Дом» сообщается: «В шестиэтажном доме г. Толкачева... произошла катастрофа: обвалились своды, потолки и балки... вследствие того, что от экономии большая часть дома построена из старого кирпича». Рассказав в басне о тех махинациях, к которым прибегают домовладельцы, чтоб выколотить из жильцов побольше денег, Демьян Бедный в концовке делает смелое обобщение-намек.

  • Слыхали? Кончилась затея с домом скверно:
  • Дом рухнул. Только я проверить не успел:
  • Не дом ли то другой, а наш покуда цел.
  • Что ж из того, что цел? Обвалится, наверно.

Нетрудно догадаться, что поэт намекает на царский дом, басня и создана в период, когда готовилось празднование 300-летия дома Романовых. В послесловии к басне, написанном в 1909 году, поэт с удовлетворением заметил, что «в двенадцатом году был недурным пророком». Эпиграфы в баснях Демьяна Бедного играли также роль тактическую, служили «специально для проведения под их флагом контрабанды, вроде басни «Дом»,— как писал автор в письме к критику П. Мирецкому в мае 1913 года.— Уберите эпиграф, и «Дом» погибнет. Да мало ли к каким фокусам приходится прибегать».

Демьян Бедный широко использовал в баснях традиционные приёмы, идущие еще от Эзопа и Крылова: аллегорию, намек, недосказанность, антропоморфизацию, однако у него условность этих приемов еще более очевидна. Так, построив свою басню «Гуманность» на диалоге между собаками Барбосом и Трезором, он уже эпиграфом к ней дает понять, что речь пойдет о ханжестве царских законодателей: «С.-Петербургское общество призрения животных сообщило...

что вешать бродячих собак— не гуманно. Удобнее пользоваться удушливым газом». Мораль басни прямо переключает мысль читателя на жизнь людей:

  • Сказать по совести, не знаю я и сам,
  • Кому завидовать кто должен: люди — псам
  • Иль псы-бродяги — людям?

Басня явилась откликом на Ленский расстрел рабочих. Один из её персонажей прямо об этом говорит, раскрывая скрытый смысл эпиграфа: «На Ленских приисках... без виселиц, без газу, а живота лишить сумели город сразу».

Часто в роли персонажей басен Демьяна Бедного выступают вещи — лапоть, сапог, рожок, ложка, шпага, топор и т. д. , но и они представлены как аллегорическое отражение общественной жизни и социальных конфликтов. Однако чаще всего в баснях выступают люди — с именами, с четкими классовыми характеристиками.

Это и простые труженики, терпящие нужду и несправедливость, но уже понимающие, кто их враг («Притон», «Май», «Правдолюб»), и враги трудового народа — царизм, капиталисты, кулаки, церковники («Притон», «Хозяин и батрак», «Дом», «Сынок», «Свеча», «Урожай», «Хозяин»), Иногда один и тот же персонаж проходит через несколько басен, что особенно подчеркивает их прочную жизненную основу. Таков, например, образ кулака Прова Кузьмича, показанного в различных жизненных обстоятельствах, в разных исторических условиях, но с постоянным авторским акцентом на неизменном в этом человеке: жадности, жестокости, злобной ненависти к трудовому народу («Беда», «Поджигатель», «Затейник», «Защита»). В нескольких произведениях встречаем мы и попа Ипата.

Большое значение имели те басни Демьяна Бедного, в которых он кратко и доходчиво, в образной форме разъяснял лозунги большевистской партии, разоблачал антинародную политику буржуазных партий, политику царизма. Такова басня «Шпага и топор», в которой проводится мысль о том, что народ лишь путем вооруженного восстания, «лишь топором себе добудет счастье и свободу!

»; «Лапоть и сапог», разоблачающая антинародный характер столыпинской реформы и одновременно зовущая рабочих и крестьян к единству в борьбе за счастье трудящихся. В басне «Кукушка» (февраль 1912 г.

) Демьян Бедный подверг резкой критике кадетов, пытавшихся представить Герцена своим духовным отцом. Тогда же резкую отповедь кадетам дал в статье «Памяти Герцена» (8 мая 1912 г.

). Естественно , что уже сама тематика басен, их идейная направленность определяла своеобразие их формы, интонацию, пафос, особенности концовок («морали»). В отличие от крыловской, мораль басен Демьяна Бедного звучит не как поучение, а как призыв или прозрачный намек на конкретное политическое явление. Демьян Бедный активно откликнулся на империалистическую войну, заняв в отношении к ней твердую большевистскую позицию. Он сам был участником войны. На фронте к фельдшеру Придворову присматривались как к «подозрительной личности», за ним начали следить шпики.

Из антивоенных стихотворений, написанных в первый период войны, удалось напечатать лишь два — «Пушка и соха» и «Баталисты» — в харьковской газете «Утро», подальше от столичной цензуры.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать