x x
menu

Сочинение на тему: Актуальна ли сегодня драма Б. Брехта «Жизнь Галилея»?

Немецкий драматург Б. Брехт - основатель «эпического театра» отстаивал принцип новой интеллектуальной драмы, призванной активно вмешиваться в жизнь. Он считал, что театральные спектакли должны мобилизовать интеллектуально-аналитические способности публики, помогать зрителю искать в жизни пути решения моральных проблем, затронутых на сцене. Пьеса «Жизнь Галиеля», созданная в форме исторической хроники, рассказывает о жизни и научной деятельности ученых в средневековье. Написанная она была 1938 г. Премьера состоялась в сентябре 1943 г. Наука и жизнь так изменились со времени написания произведения, не говоря уже о открытиях Галилея, что стоит вопрос, актуальная ли пьеса Бреста для сегодняшнего зрителя и читателя?

Со страниц пьесы возникает образ Галилея-Ученого, чей ум достиг тех высот, что недостижимы до обычных людей, и Галилея-Человека, который покачнулся перед властью и средневековой инквизицией и отрекся своего учения. Слабость духа физика привела к тому, что отбросила науку на несколько веков назад. С того времени, как Галилей покорился власти, в Италии на протяжении столетия не было опубликовано ни одной работы с новыми утверждениями, а Декарт в Париже положил в стол свой трактат о природе света.

Живя под контролем святой инквизиции в предместье Флоренции, Галилей много думал над тем, идо с ним произошло, и дошел определенных выводов относительно себя и мира науки: научная деятельность требует от ученых особого мужества. Они не должны удовлетворяться знаниями ради самых знаний. Единая цель науки - облегчить человеку его существования, и потому ученые должны иметь незаурядное мужество, чтобы противостоять корыстным властолюбцам, которые используют достояние научных работников не для блага человечества, а в своих целях. Галилей осознал, что он имел неповторимую возможность: при обстоятельствах того времени стойкость одного человека могла бы вызвать потрясение. Теперь он понимал, что на самом деле ему ничего не угрожало - он имел такую самую силу, которая и власть. Но он отдал ей свои знания, чтобы она использовала их в собственных интересах.

Под влиянием событий, которые происходили в мире, драматург несколько раз обращался к пьесе «Жизнь Галилея», изменяя в ней акценты. После атомной бомбардировки американцами Хиросимы и Нагасаки в «Предисловии к американскому изданию» Брехт писал: «Атомный возраст» начался в Хиросиме. И в ту же миг биография основателя новой физики зазвучала иначе. Адская сила Большой бомбы осветила конфликт Галилея с властью новым, ярким светом. В этой редакции произведения драматург более четко осветил противоречие прогресса и реакции. В сцене встречи уже пожилого ученого со своим бывшим учеником Галилей говорит, что наука, отступая перед казню и перед корыстолюбивыми вельможами, превращается в калеку:

  • «Со временем вам, наверное, удастся открыть все, что возможно открыть, но ваше продвижение в науке будет лишь отдалением от человечества. И пропасть между вами и человечеством может оказаться настолько большой, что одного замечательного дня в ответ на ваше триумфальное восклицание о новом открытиии прозвучит вскрик ужаса».

В начале 50-х годов XX столетия, когда началось создание водородной бомбы, Брехт еще раз обратился к своему произведению. Он внес в новую немецкую редакцию что-то подобное «клятвы Гиппократа» в действие ученых-природоведов, которая сделала ответственности ученых за следствия своих открытий актуальной на все времена. В своей пьесе «Жизнь Галилея» Бертольд Брехт средствами «эпического театра» призывает научный работников применять свои знания, научные открытия исключительно на благо человечества. Для ученого, и для врача, основным в его деятельности должен быть девиз: «Не нанеси ущерб».

Современный зритель и читатель, который, к сожалению, на себе ощущает следствия мирного освоения атома, чрезмерной химизации сельской хозяйства, загрязнение промышленными предприятиями, пьеса Брехта «Жизнь Галилея» побуждает еще и еще раз задуматься, чему научные исследования приносят человечеству не только благо.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать