x x
menu

Сочинение исследование: Гвоздика в литературе народов мира

Цвет гвоздики, которая так приятно ласкает зрение, таит в себе вместе с тем словно что-то зловещее, будто напоминает кровь; и в самом деле во многих случаях история этого цветка, оказывается, связанная с целым рядом кровавых исторических событий, начиная уже с самого греческого мифа, который повествует о ее происхождении. Рассказывают, что как-то богиня Диана, возвращаясь раздраженной от неудачной охоты, встретилась с красивым пастушком, который весело играл на свирели. Вконец разгневанная богиня казнит пастуха за то, что тот разогнал своей музыкантом всю ее дичь, и грозится убить его. Пастушок оправдывается, клянется, что ни в чем не виновен, и умоляет пощады. Но богиня, не помня себя от злости, бросается на него и вырывает ему глаза.

И только теперь, опомнившись, понимает весь ужас того совершенного, ее начинает мучить раскаяние, образ кротких, умоляющих прощение глаз пастушка преследует Диану повсюду, не дает ни минуты покоя; и что-то исправить она уже не имеет возможности. Тогда, чтобы увековечить те глаза, которые так жалобно смотрели на нее, она бросает их на тропу, и в ту же минуту из них вырастают две красные гвоздики, которые напоминают (есть гвоздики, в которых посредине - немного похожая на зрачок крапинка) совершенное преступление, а цветом - невинно пролитую кровь. Так вошла гвоздика в историю человечества. Дальнейшая ее история сыграет значительную роль в некоторых кровавых событиях Франции. Появление ее здесь приходится на времена Люда вика IX Святого, когда этот благочестивый король начал в 1270 году последний крестовый поход и взял в осаду со своими 60 000 рыцарей город Тунис. В это время, как известно, на крестоносцев вдруг напала страшная чума. Люди гибли, будто мухи, и все усилия врачей помочь им оказались напрасными. Тогда Людовик Святой, имея убеждение, что в природе на любой яд существует противоядие, и вдобавок немного разбираясь в целебных травах, решил, что в стране, где так часто свирепствует эта страшная болезнь, можно, очевидно, найти и растение, которое она лечит. И вот его внимание привлекает один замечательный цветок, который растет на сухой, почти неплодородной почве. Его замечательный цвет, приятный запах, который очень напоминал индийскую гвоздику, подталкивают его к выводу, что это именно то растение, которое ему нужно.

Он приказывает нарвать этих цветов как можно больше, готовит из них настой и поит им тех, кто начинает болеть. И - о чудо! Настой во многих случаях оказывается целебным, и чума, якобы, начинает отступать. Однако, к величайшему сожалению, не помогает он, когда заболевает чумой сам король, и Людовик IX вскоре становится ее жертвой. Вернувшись на родину, крестоносцы, которые обожествляли своего короля принесли с собой в упоминание о нем и его гвоздику, которая с того времени становится во Франции одним из любимых цветков. Тем не менее выявленную ее целебность они приписывают не самому растению, а святости Людовика IX, которого, как известно, папа в скором времени (1297 г.) причисляет к лику святых. По той же причине, вероятно, много столетий позже известный ботаник Линней называет ее - Биапшиз, т.е. божественный цветок. Минует несколько столетий, и гвоздика снова появляется в истории Франции. На этот раз она - любимый цветок Большого Конде (Людовика Бурбонского), знаменитого полководца и победителя испанцев в битве при Рокруа (1649 г.). Брошенный из-за интриги кардинала Мазарини в Венсенскую тюрьму, Конде, не зная, что делать, занялся здесь садоводством и посадил на маленькой грядке под своим окном несколько гвоздик. Увлекшись их красотой, он так присматривал их, с такой любовью выращивал, что когда распускался новый цветок, гордился им не меньше, чем своими ратными победами. Одним словом, этот цветок заменил ему здесь отсутствующих друзей и стал единственной утехой.

Современница Конде французская поэтесса Скюдери, которая посетила его однажды в тюрьме, будучи свидетелем того, как он голубил эти цветы, написала на упоминание об этом вот какие строки: При виде этих гвоздик, которые знаменитый воин поливает своей победной рукой, вспомни, что Аполлон сводил стены, и не испытывай удивления, видя Марса садовником. А тем временем жена Конде, уроженка Майль Бриз, племянница знаменитого Ришелье и женщина чрезвычайно энергичная, не осталась бездействующей. Она подняла восстание в провинции, склонила на побег Конде палату в Бордо и добилась, наконец, того, что его освободили  из под стражи. Узнав об этой неожиданной для себя радости, Конде был ошеломлен и воскликнул: «Разве не чудеса! В то время, как испытанный воин старательно выращивает свои гвоздики, его жена ведет жестокую политическую войну и побеждает!»

С того времени красная гвоздика становится эмблемой приверженцев Конде и служит признаком пылкой преданности не только ему самому, а и всему дому Бурбон. Особенно эту роль она начинает отыгрывать во время французской революции 1793 года, когда невиновные жертвы террора, идя на эшафот, украшали себя красной гвоздикой, желая подчеркнуть, что они умирают за своего короля и бесстрашно смотрят смерти в глаза. В это страшное время цветок имел название гвоздики ужаса. Тогда же она приобретает особую популярность и среди сельского населения Франции.

Букетики гвоздик дарят теперь девушки сельским ребятам, которые отправляются на войну, высказывая тем пожелание как можно быстрее вернуться победителями, а главное живыми и здоровыми. Да и сами - как молодые, так и зрелые - наполеоновские солдаты верят в волшебство цветка и не расстаются с ним, сохраняя при себе, поскольку считают его талисманом против вражеских пуль, а также средством, которое прибавляет храбрости. Сколько таких букетиков находили потом на полях битв, на груди победителей, которым не судилось больше увидеть своей родины! Вообще понятие о храбрости и безмерной отваге были настолько связаны - как в народе, так и в войске - с этим цветком, что Наполеон І, вводя 15 мая 1802 года орден Почетного легиона, за цвет ленты этого высшего французского знака доблести взял цвет гвоздики, тем самым увековечивая память о ее роли в истории Франции, а также любовь французов к этому цветку.

Заметим, кстати, что кроме Конде, гвоздику любил и несчастный король Рене, который, лишенный Людовиком VI своего родительского наследства - герцогства Анжу, уединился в прованском городке Экс и занялся разведением гвоздик. Начатая им здесь культивация цветка после так захватила жителей городка, что и поныне, несмотря на прошедшие столетия, город Экс прославляется своими гвоздиками. Она же была любимым цветком и тщеславного герцога Бургундского, внука Людовика XV, который в юные года считал себя большим садовником. Этой заносчивости, как рассказывают, прибавлял жару один из придворных льстецов, который каждый раз, как только принц высаживал гвоздику, ночью менял ее на расцветшую и уверял, что принц владеет таким магическим влиянием на природу, что посаженное им растение развивается за одну ночь. И хотя каким странным все это может показаться, но принц был настолько ослеплен своим величием, что целиком верил подобной басне... В конце концов, породнившись с орденом Почетного легиона, красная гвоздика в 1815 году, когда наступает вторая реставрация, меняет свое назначение и превращается в эмблему приверженцев Наполеона, подчас как роялисты, особенно пажи и гвардейцы, выбирают своей эмблемой - белую.

Этот выбор эмблем становится, в свою очередь, предметом постоянных кровавых стычек между приверженцами той и другой партии, которые часто заканчиваются очень грустно.

В качестве примера, можно привести историю несчастного молодого Сен-При, пажа Людовика XVIII. Однажды он приехал в гости к своей тетке, статдаме герцогине Д'ангулем, не имея при себе гвоздики.«Как, ты не носишь эмблемы? - спросила она, улыбаясь.-или ты боишься бонапартистов?» В зал в самый раз заходила герцогиня Д'ангулем. Услышав эти слова, она сказала: «Укоры вашей тетушки несправедливые, Я знаю, что вы, Сен-При, будто Баяр- бесстрашный рыцарь, и отданы нам всей душой».   С теми словами она взяла из белого букета гвоздик, который стоял рядом, одну и воткнула в петлицу Сен-При. «Глубоко растроганный вниманием вашего высочества,- ответил, кланяясь, Сен-При,- можете быть уверены, я знаю, что вы имеете правы». Вечером, гуляя с несколькими своими товарищами на бульваре, имея в своей петлице белую подаренную гвоздику, он встретился с группой офицеров-бонапартистов, которые имели другую эмблему - красную гвоздику в петлице. «Очень маркий цвет вы носите, господа»,- дерзко заявляет один из них. «Так, в самом деле, весьма маркий, чтобы вы могли его носить»,- отвечает Сен-При. Мгновенно разгорается ссора. Офицер выхватывает свою шпагу, Сен-При - свою. Шпаги скрещиваются, и начинается поединок.

К сожалению, офицер, который спровоцировал ссору, оказался известным фихтовальщиком, и молодой Сен-При, несмотря на свою отвагу, не в состоянии долго противостоять ему. Пораженный прямо в грудь, он падает на землю в минуту, когда подбегает военный патруль, чтобы разнять их. Увидев патруль, офицеры разбегаются, оставив Сен-При самого. Поднятый своими товарищами, раненный Сен-При едет в карете к своему училищу. Случайно, в то время, когда его подвозили к училищу, мимо проезжала и его тетка с принцессой Д'ангулем. Не заметив, какой он бледный, но видя на груди красный (от крови) цветок, она выкрикивает:

  • «Позор, позор! Негодный, он нас стыдит, он носит красную гвоздику!»
  • «Так, моя повелительница,- отвечает слабым голосом Сен-При,- красную, но, как и раньше, чистую: она окрашена моей кровью».-«Бог мой! - выкрикивает, увидев кровь, растерянная принцесса.- Он же ранен. Бедное дитя -это я его убила»...
Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать