x x
menu

«Собор парижской богоматери» как исторический романтический роман. Проблематика произведения

Цель:   дидактическая: совершенствуя навыки восприятия художественного произведения, сформировать у учеников знания о жанровой своеобразности, проблематике романа Виктора Гюго;

Развивающая: развивать умение читательской деятельности, образного мышления, устной монологической и диалогической речи школьников, сценического мастерства; воспитательная: воспитывать культуру эмоциональной сферы учеников.

Тип урока: урок художественного восприятия произведения (по М. И. Кудряшову).

Методы:         беседа, сообщения учеников на основе самостоятельно обработанного материала, комментируемое чтение.

Оборудование: портрет В. Гюго: «Виктор Гюго». Литография А. Девериа, (1829 г.); демонстрационный материал на слайдах мультимедийной презентации: таблица «Творчество В. Гюго»; фрагмент киноленты «Собор Парижской Богоматери» (реж. Жак Деланнуа, 1956 г.); опорная схема «“Панорама” Парижа конца ХV столетия»; таблица «Проблематика романа В. Гюго»; эпиграф урока - отрывок из стиха В. Гюго; тетради учеников.

Ход урока.

І. Актуализация опорных знаний.

На доске - портрет В. Гюго: «Виктор Гюго». Литография А. Девериа, (1829 г.).

Учитель обращается к ученикам с вопросом:

•          Какие ассоциации у вас вызывает имя В. Гюго?

Ответы учеников записываются на доске в виде ассоциативного гнезда. Завершается построение гнезда словом, которое предлагает учитель - «океан».

Учитель дает объяснение собственных ассоциаций:

•          Один из исследователей творчества В. Гюго сказал о писателе: «Он неисчерпаемый, как океан» (демонстрация слайда «Творчество В. Гюго»). Океан был любимым образом поэта.

ІІ. Определение цели и задач деятельности учеников на уроке.

1.         Создание проблемной ситуации.

•          Ощутили ли вы эту неисчерпаемость, читая роман В. Гюго? Обоснуйте свои суждения.

•          Какое впечатление оказало на вас произведение?

Учитель обобщает ответы детей. Итак, роман В. Гюго - рассказ о жизни средневековой Франции, о страстях, которые бурлят в человеческой душе. Писатель ищет ответы на вопросы, которые и до сих пор волнуют людей. Какие проблемы поднимает в романе писатель? Почему для этого он обращается к прошлому Франции?

2.         Определение задач урока.

•          Выяснить жанр и проблематику романа.

•          Установить, как в них воплощен мировоззренческий и эстетичный идеал Гюго-Романтика.

ІІІ. Работа по теме урока.

1. Определение жанра произведения.

1.1.      Работа над прологом романа.

Ученикам демонстрируется слайд мультимедийной презентации с фрагментом киноленты «Собор Парижской Богоматери» (реж. Жак Деланнуа, 1956 г.), что воссоздает пролог романа.

•          Как автор объясняет причину возникновения произведения?

Учитель обобщает ответы детей. Итак, Гюго, пораженный смыслом слова «неизбежность», «обреченность», которую символизирует греческое слово, которое написано рукой человека средневековья. Это закономерно для романтика, отвечает его мировосприятию. Слово, которое вмещает в себе какую-то неразгаданную тайну, притягивает писателя. Он обращается к прошлому, к эпохе средневековья. Так объясняет рождение книги сам В. Гюго.

1.2.      Эвристическая беседа.

•          Что вам известно о средневековой Франции?

Примечание. В случае, если класс слабо подготовлен, учитель дает краткую историческую справку о государственном устройстве средневековой Франции, политических событиях, образе жизни и мировоззрения общества времен, которые изображены в романе.

•          В средневековье романтики видели параллель с современностью: трагический раскол идеала и действительности. Тем не менее, как поиск выхода из этого положения, они старались все же таки найти в прошлом противостояния высоких духовных ценностей феодальному варварству. Ярчайше в литературе это воплощено в жанре исторического романа.

•          Дайте определение этому литературному жанру.

Примечание. Учитель обращает внимание детей на то, что для исторического романа характерно изображение частной жизни людей в периоды крупных исторических событий; установление связи современного с прошлым; изображение связи судьбы личности с историческим процессом.

•          Кто был его родоначальником?

•          Давайте вспомним исторический роман В. Скотта «Айвенго», который вы читали в средних классах.

•          Что важным было для В. Скотта при изображении исторического прошлого?

Учитель обобщает ответы детей. Проникновение в дух, колорит исторической эпохи, правдоподобие - такие черты считал характерными для исторического романа В. Скотт. Однако при этом он отдавал предпочтение, прежде всего, созданию интересной авантюрной истории, что приводило к идеализации характеров, приоритета внешнего над внутренним.

•          Обратимся к выбранными вами дома эпизодам романа В. Гюго. Как французский писатель передает местный колорит в произведении?

•          Составьте партитуру отрывков текста с описанием Парижской жизни конца ХV столетия и прочитайте, воссоздавая колорит средневековой Франции. Прокомментируйте их, давая характеристику:

а)         политическим событиям, историческим лицам;

б)         основам общества;

в)         народа, толпы;

г)         церковникам, аристократии;

д)         архитектуре Парижа ХV столетия.

Примечание. Задачи ученики выполняют в группах, отрывки текста для работы им предлагает учитель. В случае, если класс слабо подготовлен, учитель предлагает детям ответить на такие возможные вопросы:

•          Какие слова вы бы использовали для характеристики народа, аристократии, судей, церковников?

•          Как вы считаете, на чьей стороне писатель?

•          Смертное казнь - один из механизмов средневекового общества. А как к ней относится В. Гюго?

•          Как люди средневековья объясняли странные события?

•          Почему церковники боялись печатной книги?

•          Как относится к такому догматизму писатель? Объясните высказывание относительно книги: «У мышления возникает новая форма»?

•          Какой архитектурный стиль характерен для Франции конца ХV столетие? В чем своеобразность архитектуры Собора?

•          Как писатель оценивает отношение людей к архитектурным памяткам?

Если ученикам неизвестно понятие «готический стиль», учителю необходимо его объяснить: «Готика» — стиль западноевропейского средневекового искусства, в основном архитектуры, которая характеризуется островерхими сооружениями, стрельчатыми сводами, орнаментальностью. Термин возник в Италии в эпоху Возрождения как отрицательная характеристика искусства средневековья, которое представлялось «варварским» - отсюда связь с готами.

•          Используя средства логики речи, нарисуйте устно образ Парижа, который открывается нам вслед за автором с высоты птичьего полета (высказывания учеников сопровождаются демонстрацией слайда мультимедийной презентации с опорной схемой ««Панорама» Парижа конца XV столетия»).

•          Рассмотрите опорную схему. Какие общественные силы противостоят друг другу в романе?

•          Как соотносятся исторические события, изображенные в произведении, с событиями в жизни Франции во времена написания романа?

•          Как вы считаете, какую роль отводил жанру исторического романа В. Гюго?

Учитель обобщает наблюдения учеников. Итак, «Собор Парижской Богоматери» - это панорама человеческой жизни, жизнь французского общества времен позднего средневековья.

Примечание. В случае необходимости со словом «панорама» нужно провести словарную работу. В зависимости от уровня подготовки учеников методика словарной работы может иметь такие варианты:

1)         объяснение учителем этимологии слова;

2)         работа учеников со словарем иноязычных слов.

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать