x x
menu

Смысл крылатых выражений из басен Крылова

Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Выражение из басни "Лебедь, Щука и Рак" (1816 г.), в которой речь идет о том, как главные персонажи взялись вместе везти загруженную телегу, но так и не смогли этого сделать из-за того, что каждый рвался к своей стихии и передвигался согласно своей природе:

  • И вместе трое все в него впряглись;
  • Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
  • Поклажа бы для них казалась и легка:
  • Да Лебедь рвется в облака,
  • Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
  • Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;
  • Да только воз и ныне там.

Выражением подчеркивают несогласованность между людьми, которые выполняют общее дело, отсутствие у них совместных усилий, что не дает им качественно работать.

«Услужливый дурак опаснее врага». Выражение осанок из басни "Пустынник и Медведь" (1808 г.). В произведении рассказывается о том, как между собой подружились Пустынник и Медведь. Однажды Пустынник прилег поспать, а Медведь оберегал его сон и старательно отгонял мух от друга. Одна из мух оказалась надоедливой: садилась то на щеку пустыннику, то на нос, а когда села на лоб, Медведь пришел в ярость и, схватив камень, ударил муху с такой силой, что только убил ее саму, а и раскроил череп своему товарищу.

  • Вот Мишенька, не говоря ни слова,
  • Увесистый булыжник в лапы сгреб,
  • Присел на корточки, не переводит духу,
  • Сам думает: "Молчи ж, уж я тебя, воструху!"-
  • И, у друга на лбу подкарауля муху,
  • Что силы есть - хвать друга камнем в лоб!
  • Удар так ловок был, что череп врозь раздался,
  • И Мишин друг лежать надолго там остался!

Выражением характеризуют действия и поступки услужливых, но не очень умных людей, которые своей помощью не приносят пользы, а наносят ущерб, мешают, ухудшают ситуацию. Сильнее кошки зверя нет. Выражение своим происхождением связано с басней "Мышь и Крыса" (1816 г.). По сюжету произведения, Мышь радостно рассказывает Крысе о том, что лев поймал кошку, однако эта весть ее совсем не утешает:

  • «Не радуйся, мой свет»,
  • Ей Крыса говорит в ответ:
  • «И не надейся попустому!
  • Коль до когтей у них дойдет,
  • То, верно, льву не быть живому:
  • Сильнее кошки зверя нет!».

Выражение используется в случаях, когда кого-то по ошибке,   безосновательно,   необъективно  считают наиболее авторитетным, главнейшим, сильнейшим в чем-то, лучше других.

Слона-то я и не приметил. Своим происхождением выражение связано с басней "Любопытный" (1814 г.). В басне рассказывается о встрече двух приятелей, во время которой один из них делится впечатлениями от посещения музея, где он видел немало интересного:

  • "Приятель дорогой, здорово! Где ты был?"
  • "В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;
  • Все видел, высмотрел; от удивленья,
  • Поверишь ли, не станет ни уменья
  • Пересказать тебе, ни сил.
  • Уж подлинно, что там чудес палата!
  • Куда на выдумки природа таровата!
  • Каких зверей, каких там птиц я не видал!
  • Какие бабочки, букашки,
  • Козявки, мушки, таракашки!
  • Одни как изумруд, другие как коралл!
  • Какие крохотны коровки!
  • Есть, право, менее булавочной головки!"
  • "А видел ли слона? Каков собой на взгляд?
  • Я чай, подумал ты, что гору встретил?"
  • "Да разве там он?" - "Там".
  • "Ну, братец, виноват:
  • Слона-то я и не приметил".

Выражение употребляется в разных вариантах относительно людей, которые обращают внимание на мелочи, но самого существенного и важнейшего не замечают.

Тришкин кафтан. Фразеологизм из одноименной сатирической басни (1815 г.). У главного персонажа басни Тришки на локтях протерся кафтан, и он подрезает рукава, чтобы залатать дырки. Над ним все смеются, тогда Тришка находит другой выход:

  • Обрезал фалды он и полы,
  • Наставил рукава, и весел Тришка мой,
  • Хоть носит он кафтан такой,
  • Которого длиннее и камзолы.

В конце произведения автор проводит параллель между Тришкой и некоторыми господами, которые подобным способом стараются улучшить свое финансовое положение. Выражение используется для образного обозначения человека, который старается улучшить или исправить одни дела или обстоятельства за счет других, что неизбежно наносит ущерб, приводит к ухудшению и одного, и второго.

У сильного всегда бессильный виноват. Этим выражением начинается басня "Волк и Ягненок" (1808 г.). Само произведение Ивана Крылова написано по популярному в мировой литературе странствующему сюжету, к которому обращались виднейшие баснописцы мира: Эзоп, Федр, Ж. де Лафонтен и др. Голодный Волк нашел в лесу Ягненка и съел его, а перед этим старался оправдать свой поступок, придумывая Ягненку разные обвинения. Их Ягненок старается опровергал как безосновательные, неправдивые, поэтому Волк приводит последний аргумент - он просто хочет есть и поэтому использует свое право более сильного.

  • У сильного всегда бессильный виноват:
  • Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
  • Но мы Истории не пишем;
  • А вот о том как в Баснях говорят

Выражение используется как ироническое объяснение того, что более сильные физически, высшие должностями и возможностями обижают более слабых, используя свои над ними преимущества, злоупотребляя правом и возможностями более сильного.

  • А вы, друзья, как ни садитесь;
  • Всё в музыканты не годитесь

Выражение из басни "Квартет" (1811 г.). Ее персонажи - Обезьяна, Осел, Козел и Медведь - решили образовать музыкальный квартет, но не умели играть на раздобытых инструментах и не знали толк в нотах. Предполагая, что дело не идет у них из-за того, что они неправильно сидят, звери несколько раз пересаживаются по-иному, однако все равно игра у них не получается, они идут за советом к Соловью, попросив помочь им рассесться, на что тот им отвечает:

  • "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
  • И уши ваших понежней,-
  • Им отвечает Соловей,-
  • А вы, друзья, как ни садитесь;
  • Всё в музыканты не годитесь".

Выражением обозначают ситуации, когда за выполнение определенного дела берутся люди некомпетентные, неподготовленные и поэтому у них ничего не получается.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать