x x
menu

Слушание-понимание научно-популярного текста, пересказ его содержания на основе вспомогательного материала

Цели: приобретение учащимися навыков пересказывания научно-популярных текстов (составлять план, выделять ключевые слова, отделять главную информацию от второстепенной (занимательной)); совершенствование умения употреблять в речи синтаксические синонимы (союзные и бессоюзные сложные предложения). оборудование: научно-популярные тексты. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Ход урока I.

Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Беседа • Какие стили и типы речи вам известны? • Какие виды высказываний характерны для каждого стиля речи? • В какой области жизни используется научный стиль речи? III. Постановка целей и задач урока . Мотивация учебной деятельности Целью изучения русского языка в школе является подготовка грамотных, образованных людей, вооружённых навыками использования стилистически дифференцированной речи, способных к активной деятельности в различных областях жизни страны. Задача уроков развития речи — стимулировать творчество, развивать наблюдательность, творческое воображение, вдумчивое обращение со всеми средствами языка, научить выразительно говорить и писать.

Приёмы художественной речи широко используются и в публицистике, и в научно-популярной разновидности научного стиля. Наш урок посвящён работе с научно-популярными текстами. Вы будете пересказывать их на основе вспомогательного материала, самостоятельно составлять план текста, совершенствовать умение употреблять в речи союзные и бессоюзные сложные предложения.

IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся 1. работа с научно-популярным текстом «образность речи» а) Чтение текста учителем ОБРАЗНОСТЬ РЕЧИ Эмоциональная образная речь не оставляет равнодушным ни слушателя, ни читателя. В языке художественной литературы образность речи получает наиболее полное проявление. В чём особенность использования богатств языка писателями? Как удаётся им достичь живости, наглядности, красочности описания?

Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении. Например, К. Паустовский описывает грозу: Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней желтоватые зловещие смерчи, синие пещеры, извилистые трещины, освещённые изнутри розовым мутным огнём.

Пронзительный блеск молний сменялся в глубине туч полыханием медного пламени. А ближе к земле, между тучей и лесами, уже опустились полосы проливного дождя. Выделенные слова, выступающие в образных значениях, помогают нам живо представить картину грозы. Слова, используемые писателем в переносном значении, называются тропами (от греческого тропос — «образ, поворот, оборот»).

Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения тех или иных предметов, явлений. В то же время можно заметить, что в художественной речи используется своеобразный стилистический приём, когда писатель намеренно отказывается от тропов и употребляет все слова только в их точных значениях. Например, а. Пушкин в романе «Евгений Онегин» не употребляет тропов в таком описании: Был вечер.

Небо меркло. Воды струились тихо. Жук жужжал… Единственным выразительным средством в этом отрывке является звукоподражание: в последнем словосочетании слышится ж-ж-ж. Но можно ли отказать в художественности такой зарисовке? Безусловно, нет! Таким образом, отсутствие тропов в речи ещё не свидетельствует о её бедности, невыразительности.

Всё зависит от мастерства писателя. Условием мастерства является наблюдательность автора, его умение подчеркнуть характерные детали, точность словоупотребления, эмоциональность лексики. (По И. Голуб, Д. Розенталю) Б) Толкование значения некоторых слов и выражений Из текста Проявление, аспидный, зловещий, проливной дождь, намеренно, меркнуть, наглядность изображения и др.

В) Работа в группах: конструирование сложных (союзных и бессоюзных) предложений Задание Составьте на основе текста 3–4 сложных предложения с обстоятельственными значениями. Замените полученные синтаксические конструкции на бессоюзные сложные предложения. Каковы особенности использования этих синтаксических синонимов? Г) Работа в парах Задание Составьте (устно) предложения со следующими словосочетаниями: получать наслаждение от образной речи; первый признак художественности; авторский приём, достойный удивления; высшая степень мастерства. Д) Самостоятельная работа над составлением плана текста Е) Пересказ содержания научно-популярного текста На основе самостоятельно составленного плана и других Вспомогательных материалов (пункты г-д) 2. работа с научно-популярным текстом «о богатстве русского языка» А) Чтение текста учителем Послушайте текст.

Определите стиль, тему и основную мысль текста. О БОГАТСТВЕ РУССКОГО ЯЗЫКА Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира. В чём же заключается богатство русского языка? Богатство любого языка определяется, прежде всего, богатством словаря.

К. Паустовский отмечал, что для всего существующего в природе — воды, воздуха, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Так, «Словарь живого великорусского языка», изданный в 1847 году, содержит около 115 тысяч слов. В. И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, которая создаётся явлениями многозначности, омонимии и синонимии. В русском языке немало многозначных слов.

Число значений одного слова бывает самым различным. Так, в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова глагол идти имеет 40 значений. Очень богат наш язык синонимами, т. е. словами близкими по своему значению.

Каждый из синонимов, отличаясь оттенком значения, выделяет какую-то особенность качества предмета или явления, а в совокупности синонимы способствуют более глубокому, всестороннему описанию действительности. Синонимы делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль. Например, понятие о большом количестве чего-либо передается словами: много (яблок), тьма (книг), пропасть (работы), прорва (дел), туча (комаров), рой (мыслей), океан (улыбок), море (флагов), лес (труб). Немало в русском языке слов, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли, т. е. обладают экспрессией.

Так, слова блаженство, роскошный, великолепный, неустрашимый, очаровывать заключают в себе положительную экспрессию, а слова болтун, недотёпа, бестолковщина, мазня характеризуются отрицательной экспрессией. Очень много в русском языке слов эмоционально окрашенных. Это объясняется тем, что наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, пренебрежение, презрение. Необыкновенно богат русский язык образной фразеологией.

Выражения «положить в долгий ящик», «мамаево побоище», «вот тебе, бабушка, и Юрьев день» и многие другие связаны с историей русского народа, с его прошлым. Сколько тонкого народного юмора, иронии содержат фразеологизмы: «попасть пальцем в небо», «сесть в калошу», «от горшка два вершка». А сколько изумительных пословиц и поговорок содержится в русском языке! Богатство, разнообразие, оригинальность и самобытность русского языка позволяют каждому сделать свою речь богатой и оригинальной. Стократ прав К. И.

Чуковский, написавший в книге «живой как жизнь»: «Не для того наш народ вместе с гениями русского слова — от Пушкина до Чехова и Горького — создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык…, чтобы мы с презрением забросив его, свели нашу речь к нескольким десяткам штампованных фраз». (По Л. Введенской, Л. Павловой) Б) Беседа • Определите стиль текста. (Кому предназначен текст? Где, в какой обстановке он может быть использован?

Цель создания данного текста). • Уточните тему и основную мысль текста. • Определите тип речи. • Проанализируйте содержание и составьте план. (Какова тема?

Из каких микротем складывается её решение? Есть ли в тексте вводная часть? Есть ли концовка?

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать