x x
menu

Слово в жизни человека. Начало словесного искусства: фольклор и летописи

Цель:           закрепить изученное раньше об устном народном творчестве; дать ученикам понятия о значении терминов «образное слово», «фольклор»; донести до сознания учеников роль художественного слова в жизни человека, специфику художественного образа; ознакомить их с разными видами искусства; научить детей любить книгу, привить им навыки «культурного чтения».

Тип урока:      урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, украинские народные сказки, иллюстрации к сказкам, плакаты «Книга — источник знаний», «Литература — вид искусства».

Ход урока.

I.        Организация класса.

II.        Объявление темы и цели урока.

III.        Изложение нового материала.

Книга— казна человеческих знаний, неоценимое духовное богатство каждого народа. Без книг нельзя стать просвещенным, культурным человеком.

Среди огромного количества разнообразных книжек значительное место занимают произведения художественной литературы.

Литература— это искусство слова, она в художественной форме отображает жизнь народа средствами языка. Главным предметом изображения в литературе выступает человек.

Писатель, изображая людей, заставляет читателя задуматься над жизнью, побуждает воспитывать себя, подражать героям, которые полюбились.

 

Специфика искусства заключается в том, что оно изображает жизнь в образах. Образ человека (персонаж) - это художественное конкретно-чувствительное изображение человеческого лица. Автор может изображать образ предмета, явления, природы. В основе художественного образа лежит действительность. Художественный образ - персонаж, человек.

Художественные образы— это словесное воспроизведение разных событий, предметов, воображаемых писателем.

Бывая в поле летом, вы, наверное, видели жаворонка, слышали его пение. Жаворонок - птичка.

Когда же Малышко пишет: «Седой жаворонок поет серебряные звоны в небах»,- это уже художественный образ. В литературных произведениях все зарисовывается с помощью словесных художественных образов.

Все виды искусства отображают жизнь в художественных образах по-разному. Виды искусства есть такие:

  • Декоративно-прикладное (обрамление предметов).
  • Архитектура.
  • Живопись.
  • Графика.
  • Скульптура.
  • Музыка (звуками).
  • Хореография (искусство танца).
  • Театр и кино (используют элементы всех видов).
  • Художественная литература (с помощью слова). Лишь художественная литература является одним из видов искусства, которое образно воссоздает жизнь с помощью слова, языка. Литературные образы создаются с помощью языка.

IV. Беседа с вопросами.

1.   В каких сказках действующими лицами есть: Маруся, отец, господин? (Рассматриваем иллюстрации).

  • Кот, Пес («Кот и Пес»).
  • Лисичка, Журавль («Лисичка и Журавль»).
  • Лебедь, Рак, Щука («Лебедь, щука и рак»).

2.   Кто автор этих сказок? (Народ).

Учитель. В сказке «Мудрая девушка» показано, как народ прославляет мудрость, сообразительность и ум крестьянской девушки. Мы с симпатией и любовью относимся к ней, а к господину - с ненавистью, отвращением.

  1. Кто из вас читал раньше сказку «Крашенная лиса»? Кто автор этой сказки? (И. Франко) (Рассматриваются иллюстрации).
  2. А кто автор сказки «Котигорошко»? (А. И. Шиян).

Учитель. В ближайшее время мы с вами будем знакомиться со сказками. Они вам помогут познать добро и зло.

Из далеких времен прошлого дошли к нам и первые рукописные книги-летописи. Это самый удачный вид летописной прозы, которая представляет собой расположенные в хронологическом порядке коротенькие заметки и подробные рассказы об исторических событиях. Авторы летописей - летописцы - рассказывали о тех исторических фактах, свидетелями или участниками которых они были сами или о которых узнали из других источников, в частности из устных народных пересказов. Начало летописания приходится приблизительно на X ст. Известная древнейшая летопись - «Повесть временных лет». Его первоначальный оригинал, как считают ученые, созданный словесником киевским Нестором Летописцем, не сохранился. Остались лишь его более поздние списки, переписанные и отредактированные - известный Лаврентиевький список (1377) и Ипатьевский список.

Сокровища устного народного творчества, выдающиеся произведения художественной литературы занимают важное место в формировании нового всесторонне развитого человека с передовым мировоззрением. Дети! Книга, которая попадет в ваши руки, обогатит вас знаниями о людях и обо всей окружающей жизни, будет развивать у вас интерес к жизненным явлениям, будет прививать вам хорошие моральные чувства, станет средством воспитания.

Перед книжкой веками склоняло в уважении главу человечество, считало ее святыней.

Я уверена, что ни один из вас не забудет том миге,  когда впервые остался наедине с книжкой, учился с ней разговаривать, открывать каждую ее страницу, как широкие двери, в удивительные и необозримые миры.

А разве есть среди нас такие, которые бы не были признательными и обязанными книге за то, что она ежедневно дает нашему уму, нашему сердцу неоценимую духовную силу и эстетичное наслаждение, без чего мы просто не были бы теми, кем есть.

Учитель. Дети! Возьмите у руки учебник. Прислоните его к себе. Вы ощущаете, как из него излучается тепло?

Это к вам говорят герои литературных произведений. Хочется, чтобы вы, дети, проникались гордостью за родной язык, и чтобы для каждого из вас была праздником души и миг, когда на ваших устах затрепещет образное слово.

V.       Работа с учебником.

  1. Дети читают вступительную статью из учебника вслух.
  2. Дети записывают в тетради определения:

а)   Художественный образ — это словесное воспроизведение разных событий, людей,  явлений, предметов, воображаемых писателем.

б)   Литература— это вид искусства, которое в художественной форме отображает жизнь народа.

VI.       Беседа с вопросами.

  1. Что такое фольклор?
  2. Какие виды искусства изучают в школе?
  3. Какие вы знаете виды устного народного творчества?
  4. Как создаются народные песни?
  5. Какие произведения принадлежат к художественной литературе?

VII.  Итог урока. 

VIII. Домашняя задача.

  1. Выучить правила, записанные в тетради, наизусть.
  2. Пересказывать прочитанное.
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать