Среди стихотворений Н. А. Некрасова особо следует отметить стихи о детях: «Школьник» (1856), «Плач детей» (1860), «Крестьянские дети» (1861). Каждое из них рисует жизнь и участь детей из народа. В стихотворении «Школьник» поэт рассказал о встреченном в пути мальчике: он бос, на нем рваная рубаха, но в котомке у него книжка.
- Знаю: батька на сынишку
- Издержал последний грош.
- Знаю: старая дьячиха
- Отдала четвертачок,
- Что проезжая купчиха
- Подарила на чаек.
- Или, может, ты дворовый
- Из отпущенных?.. Ну, что ж!
- Случай тоже уж не новый
- Не робей, не пропадешь!
Вот так же шел когда-то в столицу за наукой и М. В. Ломоносов.
- Будешь в университете - Сон свершится наяву!
- Будет «поприще широко»-только работай.
- За эту тягу к свету, к знанию поэт глубоко любит родную Русь.
- Не бездарна та природа,
- Не погиб еще тот край,
- Что выводит из народа
- Столько славных то и знай...
В этих людях, добрых, благородных, сильных любящей душой видит Некрасов будущее родины.
В стихотворении «Плач детей» говорится о страшной судьбе детей, погибающих на фабричной работе:
- Колесо чугунное вертится,
- И гудит, и ветром обдает,
- Голова пылает и кружится,
- Сердце бьется, все кругом идет...
Колесо вертится, и нет никакой надежды на отдых. Бесполезно плакать и молиться, Колесо не слышит, не щадит: Хоть умри - проклятое вертится, Хоть умри - гудит - гудит - гудит! В изображении Некрасова колесо становится символом беспощадной эксплуатации детского труда. Поэт со скорбью взывает к людям: «...вы слышите ли, братья, тихий плач и жалобы детей?» Эти стихи - гневное обвинение тем, кто лишил детей «золотой поры малолетства». Впервые в стихах о детях прозвучали столь горькие и суровые интонации.
В отрывке из поэмы «Крестьянские дети» («Однажды, в студеную зимнюю пору...») поэт рассказывает о том, как рано у крестьянских детей кончалось детство,- уже в шесть лет Влас исполняет работу взрослого мужчины («два человека всего мужиков-то - отец мой да я»). С добрым, но горьким юмором нарисован образ этого «мужичка с ноготок»; поэт говорит далее о своей горячей любви к русской земле, ее народу-труженику и о непримиримой вражде к тем, кто отнимает у народа свободу, а у детей - детство.
Некрасов был верен идеалам революционной демократии - он рассматривал поэтическое творчество как правдивый рассказ о жизни, как дело служения идеалам свободы ради победы над всеми силами социального угнетения. Сострадание и любовь к народу, вера в его силы воодушевляли поэта. Таким он оставался и в стихах, предназначенных детям. Он рассказывал им правду о жизни, не скрывая и «зрелища смерти и печали», учил уважать труд и людей труда. Поэт хотел воспитать в детях чувство гражданской совести и долга перед своим многострадальным народом. Педагогические установки детской поэзии Некрасова находились в полном согласии с революционно-демократическими устремлениями его творчества. В объединении этих начал и состоит существо глубоко новаторской поэзии Некрасова как детского поэта. »