x x
menu

Широта и объемность содержания современной прозы

Проблемы истории, занимавшие советских писателей во все времена,— предмет пристального и разностороннего анализа в произведениях М. Шагиияп, Е. Драбкиной, С. Сартакова, В. Закруткина, П. Загребельного, Г. Маркова, Д.

Балашова, Яана Кросса, А. Нурпеисова, Ч. Амирэджиби и других. Изучение революционного движения в России (народничество, марксизм) становится основанием для концепций характеров и роли личности в истории.

Воскрешается далекое прошлое, трагические эпохи X —XIV вв. Народная жизнь воспроизводится в противоречиях, в неодолимом стремлении к добру, социальной справедливости, с подробностями, устойчивыми обычаями и преданиями. Относительная самостоятельность тематических циклов главным образом наблюдается в начальный период творчества писателей, которые вступали в литературу в конце 50-х годов.

На этом этапе, отмеченном идейно-стилевыми исканиями, тематическая разграниченность отразила в известной мере особенности художественной типизации (один эпизод, один герой, локальность содержания). В то время писатели стремились понять и распознать общий смысл отдельных явлений и фактов, суть характера человека, действующего в исторически важный момент, в испытательной ситуации. Однако усложнение содержания прозы отнюдь не уничтожает и не «размывает» тему, поскольку есть предмет изображения и соответственно существуют во времени те формы жизни, которые воспроизводятся в литературе.

А. Бочаров отмечает, что и в 70-е годы проза отличается необычайной динамичностью: «На протяжении десятилетия взвихривались самые разнообразные жанровые, стилевые, тематические потоки»40. Народная жизнь в драматические и кризисные эпохи полнее всего выражена в героическом содержании и его проявлениях: в силе и масштабе общих идей, нравственных понятий, чувствований, тоже коллективных, определяющих течение всей жизни и поведение отдельного человека, в открытом волеизъявлении, в прямом действии, в подвиге. Воспроизведение героического и трагического содержания эпохи войны во всей полноте, исторической значимости, эмоциональной и духовной силе — главная задача литературы, к решению которой она движется настойчиво и уверенно. Уже в 40 — 50-е годы обозначились основные идейно-художественные направления в изображении Великой Отечественной войны: документальное и героико-эпическое. Ведущие тенденции, взаимодействуя, образовали могучее реалистическое русло.

И в том и в другом случаях отправным моментом становилась реальность и рожденные ею характеры. Документальная проза опиралась на изучение конкретных фактов, подлинных событий и судеб реальных лиц. Таковы, например, «Волоколамское шоссе» А. Бека, «Дни и ночи» К. Симонова, «Наука ненависти» М.

Шолохова, «Подпольный обком действует» А. Федорова, «Люди с чистой совестью» II. Вершигоры и другие произведения. От них берет начало развитие исторического романа о Великой Отечественной войне. Внимание к отдельной судьбе, к отдельному человеку органично реализму, его эстетике и поэтике.

Интерпретация обыкновенного характера представляла наибольшую сложность. В 70-е годы достоверность и точность в передаче основных ситуаций перестает быть самодовлеющей целью.

В повести теперь широко используются символика, условно-обобщенные средства психологического анализа. Обозначились очень разные пути художественного воспроизведения действительности и обобщенного изображения характера, например в повестях В. Быкова, В. Закруткина, В. Астафьева, I). Васильева. Более усложненными представляются творческие замыслы писателей нового поколения, для которых война —далекие воспоминания, больно ранившие их детские души.

Такова современная белорусская проза, в которой успешно работают уже известные писатели: Иван Чигринов (1934 г. рожд. ), Виктор Козько (1940 г.

рожд. ). А.

Адамович пишет: «Память о войне вот что перекрывает в белорусском народе (а потому и в литературе) любую другую боль, остроту. Военная память все оттягивает на себя, а остальное приглушает...» Учитывая эти исключительные исторические и социально-нравственные обстоятельства, необходимо иметь в виду и сложившуюся традицию белорусской литературы (например, творчество И. Мележа, И. Науменко, И. Шамякина, А. Адамовича), и глубокие взаимодействия ее с современной русской литературой.

Военная повесть Б. Васильева, которая, конечно, неотделима от прозы 60-х годов, заставляет вспомнить героев В. Быкова, мечтательных и суровых, верных долгу и самоотверженных. Для Б. Васильева, как и для В. Быкова, конкретная ситуация, отдельный факт, деталь — повод для творческого воображения, которое необходимо в процессе развития и утверждения важной для писателя, тревожащей его мысли.

«А зори здесь тихие...», «В списках не значился...» воспринимаются как фрагменты одной картины войны. В характерах героев Б.

Васильева — девушек-зенитчиц, которые служили на безвестном разъезде Кировской железной дороги в мае 1942 г., Николая Плужникова, который защищал Брестскую крепость, даже оставшись один, — воссозданы, как и в «Молодой гвардии» А. Фадеева, «несоединимые» черты поколения 30-х годов: романтика чувств, оптимизм, вера в незыблемость идеалов, жажда действия во имя высокой идеи. Автор убеждает пас в поэтичности, красоте и неисчерпаемости характеров, исторических и вечно живых.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать